Traditional motives in Vepsian’s embroidery
ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ В ВЫШИВКЕ ВЕПСОВ Аннотация: В статье рассматривается особая культура вепсов и их вклад в декоративно – прикладное искусство. Исследуются традиционные мотивы в вышивке вепсов, такие как образ птицы и мирового древа. Ключевые слова: вышивка, мотивы, традиционный орнамент, вепсы, мировое древо («древо жизни»), образ птицы. Filonova A.S. TRADITIONAL MOTIVES IN VEPSIAN’S EMBROIDERY Abstract: The article deals with the specific Vepsian’s culture and their contribution to decorative and applied art. Traditional motives in Vepsians’ embroidery, suh as the bird and the World tree imagery. Keywords: embroidery motifs, traditional ornament, Vepsians, the world tree, bird image. В век высоких технологий мы все чаще обращаемся к прошлому, стараясь там почерпнуть силы и ресурсы для современной жизни. В истории народов России, в их культуре есть многое, что интересно и полезно нашим современникам. Декоративно - прикладное искусство, как никакой другой вид искусства, отражает суть народа, который его создает. История современных вепсов уходит корнями в глубокую древность. Вепсы - это потомки летописной веси. По данным исследователя И.И. Муллонен, «вепсы - небольшая прибалтийско - финская народность, издревле населяющая Межозерье - территорию, расположенную между Ладожским, Онежским и Белыми озёрами»[6,с.3]. Интересно мнение финских учёных Э. Лённрота, Е. Сетяля, Л. Кеттунена, что «вепсский язык - это «санскрит» для прибалтийско - финских народов»[6,с.5]. По многолетним изучениям этнонима «вепс», филологи и этнографы пришли к выводу, что до 11 века на Руси племя называлось «vepsii (вепсы), vерsä (вепся), bepsä (бепся), vepsläižed (вепсляйжед), bepsaažed (бепслаажед), lüdinikad (людиник), vepsläine (вепсляйне), bepsläine (бепсляйне), čuhar (чухар)», а после 11 века их стали называть в исторических источниках как чудь, и как весь[2,с.3]. Вепсам удалось сохранить свой родной языки и культуру. В Республике Карелия с 1987 года проводятся традиционные фольклорные праздники и фестивали «Древо жизни», «Энарьне ма»,«Сырный день», «Лонинские чтения», посвящённые культуре этого народа.
Вепсы внесли неоценимый вклад в историю декоративно – прикладного искусства Руси. Они проявили себя великолепными зодчими, мастерами ювелирного искусства, вышивки, резьбы по дереву, плетения из бересты. Одним из наиболее известных архитектурных памятников деревянного зодчества вепсов, являются Храмы Кижского погоста, включенные в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Рассмотрим особенности и некоторые мотивы вышивки. Древние вепсы шили одежду из шерстяных, льняных и конопляных тканей, двусторонним швом. Как отмечают исследователи С.И.Кочкуркина и И.И.Муллонен, «в стилистической трактовке многих мотивов вепсской орнаментации прослеживаются аналогии с археологическими материалами памятников древней веси эпохи раннего средневековья»[4,с. 6]. Вышивка (kirg, kirj, kird) носила обрядовый и праздничный характер. Вышивали вепсы бумажными и льняными нитями, в красно-белом или только белом цветах. Для вепсских вышивок характерны два типа орнаментов: изобразительные и геометрические. Расположение орнаментов (древесно-растительных, орнитоморфных, зооморфных и антропоморфных) на изделиях было традиционным (рис.1,2). Вышивали орнаменты на женских рубахах (räčin, rätšin) по подолу в виде бордюрных рамок различной ширины, на полотенцах (käziраik, vаrnраik) вышивали концы.
Рис.1. Варианты дерева-строения с признаками женской фигуры в вышивке. Рис.2. Полотенце. Конец XIX —начало XX века Село Шелтозеро. Ткань льняная, вышивка крестом. Собиратель: Гущина В. А. Основной мотив вышивки – мотив дерева, которое особенно почиталось вепсами. На рисунке изображено «Древо Жизни» или «Мировое Дерево». Этот древнейший образ был наделен сакральным, магическим значением и служил оберегом в одежде. «Ветви «древа жизни» сравнивали с небом, ствол - с земным миром, корни - с преисподней»[3,с.3]. Образы в вышивке связаны с мифологическими представлениями о роли мира природы в судьбе вепсов. Мотивы, включавшие изображения деревьев и растений, разнообразны. Вышивали их рядом с птицей фантастического облика, с конём, с антропоморфной фигурой. Птицы и животные всегда повернуты к дереву. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини - как корни дерева, которые находятся в земле).
Вся жизнь вепсов существовала в единстве с природой и почитании деревьев и животных. Люди наделяли природные явления магической силой, а животных сверъествественными способностями. Особенно почитались деревья - ольха и берёза. Берёза наделялась жизненной силой и лечебными свойствами. У вепсов сохранился такой обряд: в лесу подходили к любой березе, перевязывали ее липовыми прутьями и обращались к дереву с просьбой послать здоровье. Из ольхи изготавливали посохи для колдунов, для проведения свадеб и скотоводческой обрядности. В ходе изучения вышивки вепсов, были выделены мотивы «древо жизни», птицы, богини-матери. Символ Мирового Древа изображается с корнями, ветвями, листьями и как схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые растут вверх (рис.3).. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни - преисподней. Часто на ветвях изображались вещие птицы, а у корней Древа демонические существа с головами льва или птиц.
Рис.3. «Древо жизни». Изображение в вышивке (на ткани).
На вышивках «древо жизни» трактовалось по-разному: ветки дерева изображались ромбами, крестами, звездочками, восьмилепестковыми розетками, в виде женщины с поднятыми руками и летающими вокруг птицами. В вышивке вепсов встречается и антропоморфная ель – человек в виде дерева, а также с признаками богини-матери, человеческой фигуры, которая несла в себе мифологическое значение (рис.4).
Рис.4. Рис.5. Художник Владимир Фомин. «Вепсская птица». В народной культуре вепсов существовало поверие о превращении души человека после его смерти в птицу(рис.5). У вепсов птица ассоциировалась с небом. Представления о душе-птице и о птице-вестнике смерти у вепсов нередко переплетались. В вепсских причитаниях птица наделена волшебными свойствами, помогает человеку в беде, судьбе. Самыми почитаемыми птицами были лебедь и журавль. Люди веровали в то, что у женщины за всю жизнь меняется душа, в разных её воплощениях.
Образы птиц встречаются не только в вышивке, но и в устном народном творчестве. Анализируя тексты причитаний, можно выделить ряд произведений, в которых есть строки про птиц и их магическую силу. Причитания построены в форме обращений:«Käte-ske sina käbedaks da kägoihudeks-se (voik kolnudes sizares)» - «Обернись-ка ты милой кукушечкой (плач по умершей сестре)»: «…Как ты посмела оставить свою милую да птичку ранней да сиротинушкой?…Жила бы ты еще хоть одно да теплое летечко, один трудный да годочек. Ведь тебе только сейчас, милая птичка, выпалокак у людей, по-людски, как у людей... Милая, любимая сестричка, смотри-ка, к тебе пришла милая сватья-то, благослови-ка ты себя, милая да птичка,этой ласковой да сватьюшке-то…Милая, любимая ты сестричка, теперь видно, что ты покидаешь всю свою большую родню, свою любимую птичку. Милая, любимая ты сестричка, когда закукуют милые да кукушечки, так обернись-ка ты милой кукушечкой, прилети-ка ты на самое ближнее деревце-то,сядь-ка ты на самую нижнюю веточку-то…»[1, с.126-127];«Мне было бы жаль с тобой расстаться (мать причитывает своей дочери-невесте)», где звучат такие строки: «Милая ты моя пташечка и ласковая моя доченька…у тебя белая волюшка поручена и заложена, на чужой холодный бережок, к чужим людям-то…» [1,с.94]; « Užeske minä silitan i tazoitan (sizar vai podrušk voikaba pän sugides)» – «Погоди-ка, я разглажу и выравняю (сестра или подруга причитывают, расчесывая волосы)»: «Погоди-ка, я разглажу и выравняю твои шелковые волосики, эти золотые кудерышки сегодняшним вечерком, в последний разочек в месте, где ты выросла, в родном уголке-то. Твою белую волюшку, куда ты ее оставишь? Оставь в озерцо, на бережок озера, обернется милой уточкой (букв. соколом-уточкой)»[1,с.52]. Таким образом, исследуя мотивы вышивки и фольклора, можно обнаружить, какое важное, даже мистическое значение придавал этот народ птице, наделял геометрические и изобразительные орнаменты в одежде магическими свойствами.
Анализ исследований Муллонен И.И., Косменко А.П, посвященных прибалтийско – финской семье, также материалов фольклора данного народа позволяет сделать вывод о том, что одними из наиболее распространенных образов вепсской вышивки являются мировое древо, антропоморфные и орнитоморфные мотивы, которые с течением веков тесно переплелись с орнаментом славян. Вепсы как коренной народ Карелии внесли богатый вклад в народное искусство Руси. Литература и использованные источники. 1. Зайцева Н. Г., Жукова О. Ю. «Käte-ške käbedaks kägoihudeks» (Вепсские причитания) «Обернись-ка милой кукушечкой». Нотировки Косыревой С. В.. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2012. 226 с. 29 ил. 2.Гущина В.А. Вепсская вышивка в фондах музея-заповедника «Кижи». Издательский центр музея-заповедника «Кижи». 2010.- 20 с. 3.Косменко А. П. Народное декоративно-прикладное искусство // Прибалтийско - финские народы России. - М., Наука, 2003. 4.Кочкуркина С.И. «Сокровища древних вепсов» - Петразоводск.: Карелия, 1990. 5.Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник». - М.: Книга по требованию, 2012.- 212 с. 6.Муллонен И.И. «Очерки вепсской топонимии». – Спб.:Наука,1994 г. 7.Онегина Н.Ф. и Зайцева М.И. «Вепсские народные сказки: Сборник на русском и вепсом языках» - Петрозаводск.: Карелия, 1996. – 261 с. 8.Ракова М.М., Рязанцев И.В. отв. ред.: - История русского искусства: в 3 т.: Т.1:Искусство 10 - первой половины 19 века: Учебник/НИИ теории и истории изобр. искусств. Акад. Художеств СССР; М.:, 1991 г. – 508 с. 9.Рыбаков 1979: Рыбаков Б. А. Космогоническая символика «чудских» шаманских бляшек и руссских вышивок // Финно-угры и славяне: доклады первого советско-финляндского симпозиума по вопросам археологии 15-17 ноября 1976 г. - Suomalaisugrilaiset ja slaavilaiset = Finno-Ugren und Slawen / Ред. колл: А. Н. Кирпичников, Б. А. Рыбаков. (отв. ред.), Е. А. Рябинин. Л.: Наука. – С. 7-34. 10.Рыбаков 1981: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука. – 608 с. 11.Рыбаков 1987: Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука. – 783 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|