Медико-педагогический регламент.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Качества хорошего педагога-дефектолога. Для дефектелога существенно важно никогда не упускать из виду, что трудные случаи, когда дети совершенно выбиты из обычного детского и подросткового коллектива, не есть проявление злой воли, а результат известного влияния среды и предрасположения. Здесь педагогу необходимо учитывать всю социально-биологическую картину личности своего воспитанника и помнить, что он имеет дело с детьми исключительными в отношении характера, исключительными по недостаткам интеллекта, с нервными, психопатами, иначе говоря, с ненормальными, больными. Когда педагог всегда и всюду об этом помнит и также не упускает из виду причины, формы и степени трудновоспитуемости, тогда можно быть уверенным, что отношение его будет достаточно разумным и при всяком сильном проявлении какой-либо резко выраженной аномалии. Педагогу надо себя в этом смысле воспитывать и путем самотренировки выработать тактику подобно тому, как это делает психиатр по отношению к своим больным. Ведь в самом деле сразу не устранишь различные, иногда притом и тяжелые, недостатки характера, немедленно не переделаешь исключительного ребенка; здесь нужна большая выдержка, необходимо терпение и умение довольствоваться небольшими постепенными успехами. Работа над своей личностью неизбежна и в смысле приобретения достаточной теоретической и практической подготовки. Учитель-практик без научной подготовки и прекрасный теоретик, который блестяще может говорить о воспитании, одинаково беспомощны перед воспитуемым ребенком. Исключительные дети довольно часто требуют индивидуализации педагогического подхода к себе, они требуют вдумчивого педологического понимания дефективных и нормальных проявлений своего поведения. Отсюда понятно, что педагог-дефектолог тем более нуждается в солидной подготовке. Солидность его подготовки будет сказываться, с другой стороны, в том, что педагог-дефектолог, твердо помня общепринципиальную целенаправленность педагогического процесса в целом, явится активным участником созидания нового общества. В свою очередь, имея в виду эту целеустремленность, воспитатель исключительного ребенка, концентрируя свое внимание на организации социальной среды, окружающей ребенка, должен теоретически знать и практически уметь организовать коллективную деятельность детей. Молодому дефектологу крайне необходимо помнить, что педагогом может быть только тот человек, который любит детей и свое дело. Тогда легко, просто и очень продуктивно работать, так как любовь все видит, все понимает, всегда надеется, никогда не отчаивается. Дети тонко чувствуют любовное к себе отношение, весьма дорожат им и всячески его оберегают, так как они органически нуждаются в разумной любви, подобно тому, как растения—в солнечном свете. При любви к детям все поступки педагога будут преисполнены сердечной добротой, «доброму человеку открыты все сердца». С другой стороны, дети имеют бесконечную потребность в добром к себе отношении и невероятно тонко чувствуют, относится ли к ним человек хорошо или преследует свои эгоистические цели.
Не менее важное значение имеет умение импонировать детям, владеть ими. Импонировать своим увлекательным рассказыванием, творческой постановкой школьных занятий, ораторской одаренностью, своим хорошим мастерством, искусным участием в спорте и т. п. Коротко говоря, живое увлечение своей работой, а не казенно-чиновничье отношение к ней, естественно, предполагает за собой интерес к какой-либо общественной работе, к той или иной отрасли теоретических и прикладных знаний, к какому-нибудь виду искусства. Умение делиться своим увлечением с детьми, конечно, в доступной для них форме, все это, судя по нашему опыту, в высшей степени облегчает личное общение воспитателя и воспитанника и значительно способствует их близким и дружеским отношениям.
Нервные педагоги. Таких хороших и близких взаимоотношений с детьми не бывает у педагогов неуравновешенных, неустойчивых, нервных, истеричных и т. п. Среди школьных работников не так редки заболевания неврастенией, нервностью и истерией. Нервные педагоги создают в группе или даже во всей школе неприятную атмосферу нервного напряжения, они хотят, не считаясь с условиями, блистать своею деятельностью, торопятся с прохождением программы, излишне обременяют учеников, весьма вспыльчивы, неровны по отношению к детям. Истерией страдают среди педагогического персонала большей частью, как показывает опыт, малокровные, честолюбивые, чрезмерно работающие и занимающиеся онанизмом молодые люди. Среди важнейших причин заболевания следует также указать на недостаточные сон и питание. В силу странностей, резкой смены настроения, повышенной раздражительности, ненормального реагирования на раздражители, крайнего эгоизма они представляют серьезную опасность для учащихся. Им свойственна большая склонность обращать на себя внимание вычурностью одежды, характером речи, манерами. Здесь имеют место вспышки, нервирующие детей, а также непосредственное психическое заражение и угнетение, вызываемые постоянной боязнью вспышек обиды, гнева, досады. Попутно заметим, что раздражительность больных, смену настроений, подавленность; наблюдаемую во время менструаций, незаслуженно относят к истерии; в этот период подобные явления присущи почти всем женщинам. «...Педагог не должен обладать ни одной из форм возбудимости нервно-психической сферы и выявлять отрицательных эмоций...» (СНОСКА: Забугин Ф. Д. Труд педагога и требования психогигиены//. Педагогическая квалификация,—1928,—№ 4—5.—С, 17,). Опубликованные материалы по профессиональной вредности и профессиональным заболеваниям (патологии) педагогов дают возможность судить о нервно-психическом состоянии современных школьных работников. Из 93 педагогов опытно-показательных школ Наркомпроса, всесторонне обследованных по определенному плану, половина имела повышенное утомление, сказывающееся на их работе. Хотя авторы этих обследований считают, что утомление не играло роли ни единственного, ни даже главного фактора в происхождении нервности педагогов, однако они отмечают, что указанное утомление ложится на истощенную и травматизированную другими факторами почву, значительно отягощая общее нервное состояние испытуемых и часто служа той последней каплей терпения, за которой следует потеря ими бывшего до того только неустойчивым психического равновесия и как следствие этого — развитие невропатических симптомов.
Далее больше половины из обследованных педагогов страдало раздражительностью, происходящей из общей нервности. Наряду с этим у большинства из них отмечается изменчивое и подавленное настроение, обусловленное, главным образом, переутомлением, истощением и нервной травмой. Треть из обследованных просвещенцев жаловалась на более или менее постоянные и частые головные боли. По особенностям своего характера обследованные 93 педагога делились на следующие четыре группы. 59 человек из них относятся к астеническому типу: самолюбивые, обидчивые, тревожные, неуверенные в себе, часто мнительные или же нерешительные, с сильно колеблющимся настроением. Педагогами они сделались по влечению к этой профессии; любят свое дело и детей, являясь ввиду этого весьма ценными работниками. При условии внимательного и заботливого к ним отношения они сулят большие достижения, тогда как холодная пренебрежительность, с одной стороны, и превышающая их силы рабочая нагрузка, с другой, заставляют их замыкаться в себе, делаться небрежными и давать работу значительно худшего качества, чем им свойственно. Ко второй группе авторы причисляют 22 человека, которые могут целиком и легко отдаваться своей школьной работе, подчас сливаясь с детским коллективом и получая здесь непосредственное удовольствие; и вообще они общительны, отзывчивы, любят жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами, созвучны среде.
5 человек сухих и черствых составляют третью небольшую группу; при их умственной ограниченности им свойственно сосредоточивать интересы преимущественно на себе. К своему делу они не проявляют никакого живого увлечения, довольствуясь только казенно-чиновничьим отношением к нему. Последняя, также незначительная, группа в 5 человек состоит из людей с крепкой нервной системой, физически сильных, всегда принимающих активное участие в общественной работе и постоянно выдвигаемых другими в качестве организаторов, чувствующих себя особенно хорошо на педагогической работе, умеющих подчинять себе других и, как выразились авторы обследования, властных, активных, решительных, твердых. Педагоги описанных четырех групп, естественно, неодинаково реагируют на условия работы, и особенно сильная издерганность нервной системы будет у лиц первой группы. Нам зачастую приходилось констатировать, что педагоги-невропаты вредно действуют не только на подрастающее поколение, но и на товарищей сослуживцев, создавая своими сумбурными мыслями, действиями и подчас интригами нервно-напряженное состояние всего педагогического коллектива. Раз нервные педагоги могут быть так опасны для нормальной школы, то легко представить себе их еще более вредное влияние на исключительных по характеру детей. А это обстоятельство категорически требует от молодого человека, желающего сделаться дефектологом, не браться за эту профессию, если он нервен или психопатичен. Медико-педагогический регламент. Напомним, что только тот может быть хорошим воспитателем, кто сам постоянно воспитывает себя. Эта тривиальная истина обязывает нас дать молодому педагогу, упорно работающему над собственным профессиональным самовоспитанием, перечень тех педагогических правил, которые будут полезными в его трудной и ответственной деятельности. Приведем такой регламент, составленный нами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|