Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом качестве были взяты: "Теория формирования знаний" И.Р. Гальперина и "Технология уровневой дифферентации" Б.М. Гузика. Для участия в эксперименте были выбраны три класс-группы. Первая группа являлась контрольной (6а), вторая (6б) и третья (6в) экспериментальными. Перед началом эксперимента была проведена проверка знаний учащихся, материала 5 класса по разделу "Деревообработка", путем тестирования. Тесты состояли из 20 вопросов, на которые учащиеся должны были ответить за два часа урочного времени. Вопросы приведены в приложении 1. Ответы оценивались по следующим критериям. Балл "5" выставляется, если учащийся с достаточной полнотой знает изученный материал; Опирается в ответе на естественно-научные знания; Обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала; Балл "4" ставится, если учащийся дает ответы, по полноте удовлетворяющие требованиям для балла "5", но допускает незначительные ошибки в изложении теоретического материала; Балл "3" ставится, если учащийся: Обнаруживает незнание и непонимание ими основного материала; Балл "2" ставится, если учащийся: Обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала. Балл "1" ставится, если учащийся: Полностью не знает учебного материала. В результате опроса были получены результаты, которые занесли в таблицу 1.
Таблица 1.
Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что средний уровень знаний в этих группах приблизительно одинаково. Первая контрольная группа обучалась по традиционной системе, который включает такие методы обучения как: Методы, связанные с передачей и восприятием словесной информации. Её источниками является устное слово учителя: рассказ, объяснение, беседа, магнитофонная запись, а также печатное слово книги: учебник, справочник, научно-популярная литература т т.д. Наглядные методы обучения. Это - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или плоскостных, объемных, графических изображений (моделей, макетов, рисунков, таблиц, диафильмов, телепередач, кинофильмов и т.д.). Источником информации в этом случае являются натуральные объекты (явления, процессы) или их образы. Вторую экспериментальную группу обучали по "Теории формирования знаний" И.Р. Гальперина, которая заключалась в следующем: Вычленив некоторую порцию материала, которую дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу. Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать. С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории И.Р. Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи конспекты материала и способов работы с ними, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснения учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их как правило, не бывает: ученику трудно разобрать все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспектами. В результате он имеет возможность убедится, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавится от недочетов в понимании объяснения. Носителями тестов являются тетради с печатной основой. И.Р. Гальперин назвал первый этап усвоения, этапом ориентировки в материале и способах работы с ними. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами. Учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. В учебном процессе используется четырехурочный цикл: 1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знании: фронтальная беседа, сигнальные карточки и наконец работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действии дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения.
2) Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши с товарищем и т.д. 3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в шарах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий. 4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способах контроля и самоконтроля. Третья экспериментальная группа обучалась по "Технологии уровневой дифферентации" Б.М. Гузика. Суть этой технологии в следующем: Как методической особенностью формирования знаний можно принять и внутриклассную дифферентацию. Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом: первый, уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй, комбинированные семинарские занятия с углубляющийся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; третий, уроки обобщения и систематизаций знаний, четвертый, уроки межпредметного обобщения материала; пятый, уроки практикумы. В силу неравномерности развития, различие качеств и других причин в классе появляются и отличники и хорошисты и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифферентацию работы этих учащихся на уроке, всех его этапов: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле З.У.Н. Выделяются три типа дифферентационных программ А" В" С", разной степени сложности. Задания программы С зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их ученик овладевает конкретный материал по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне требует свои особенности. Она требует многократного его повторения, вычленить главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержание программы С вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой следующий вывод и т.д.
Программа В обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять материал, делает общую картину более целой. Выполнение программы А поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. При контроле знаний дифферентация углубляется и переходит в индивидуализацию. По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой "полного усвоения". Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам), работа в режиме диалога (постоянные и динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные занятия, индивидуализированная и консуль-тированная помощь на уроках, учет знаний по системе "зачет-незачет". После окончания эксперимента все три группы прошли тестирование по изученным темам, раздела "Технология", "Деревообработка". Тестовый опросник включает 20 вопросов (см. приложение 2) и на основе обработке результатов, составлена следующая таблица 2
Таблица 2.
После обработки данных результатов выявлено: знание I контрольной группы по среднему баллу, осталось на прежнем уровне. знание II экспериментальной группы по среднему баллу поднялся на 0,21 балла. знание III экспериментальной группы по среднему баллу снизился на 0,17 балла. Данный сравнительный анализ показал, что "Теория формирования знаний" И.Р. Гальперина, имеют перспективу при обучении образовательной программы "Технология". Повышается интерес учащихся к условию технических знаний. Они сами конспектируют уже отобранный материал, быстрее осваивают технические термины и сведений. Каждый ученик получает шанс избавится от недочетов в понимании объяснить, поскольку предусмотрена проверка правильности выполнению заданий. Недостатком является то, что данной теории неадаптирована к программе "Технология". Большие трудности испытывает учитель при разработке тестов для конспектирования, тетрадей с печатной основой и неотработанностью методики. Для учеников, несмотря на больший интерес, несомненно появляются трудности в самостоятельной работе, проверкой результатов и конечно нетрадиционной методикой ведения урока. В III экспериментальной группе обучение велось "Технологии уровневой дифферентации" Б.М. Гизика. Методика является перспективой по абсолютно неадаптированной к программе "Технология". Очень трудно учителю за сравнительно короткое время, отведенное на усвоение новых знаний, дать три типа дифферентационных программ "А, "В", "С". Программа "С" является базовым стандартом, но для других программ необходимы повышенные знания, которых нет в школьных учебниках. А значит учителю необходимо дополнительно разрабатывать новые вопросы, а так же методику их подачи и повышенного спроса с учеников. Недостатком для учеников является то, что большая сложность подаваемых знаний воспринимается по разному. Для одних это вызывает интерес, для других этот интерес может снизится, в следствии большого объема информации, необходимой для усвоения. Положительным несомненно является, то что можно добиться практически сто процентной успеваемости, поскольку каждый ученик получает знания по своему уровню развития. "Технология уровневой дифферентации" наиболее подходит к групповой работе. Уровень программы "С" изучается на уроках "Технология", а программы "А" и "В" на кружках технического творчества. В этих кружках наиболее эффективно можно применить эту методику. Научный анализ показал, что многие модели учебной деятельности, разработанные для детей, чаще всего не могут осуществиться самими взрослыми. Ещё один парадокс дидактических технологий - взрослые разрабатывают приемы и способы, которые сами выполнить не могут. Это прямое доказательство того, что многие модели недееспособны, надуманны, не имеют научного обоснования. Моделирование учебного процесса обязательно должно осуществляться в условиях той школы, где реализуются, прежде всего, потребности и используется реальный потенциал творческой деятельности педагога. Практика показала, что применение новых технологий без специальной подготовки всего учительского коллектива ведет к возникновению конфликтных ситуаций как среди взрослых, так и среди детей. Модернизация всегда должна быть целенаправленной, легкой, содержательной, отражающей такое взаимодействие процессов обучения и учения, при котором детям хотелось бы учиться, а учителям нравилось бы учить. Заключение
Изучив научно-педагогическую, методическую, специальную и периодическую литературу, в данной дипломной работе были проанализированы различные подходы формирования знаний школьников на современном этапе. Была проведена экспериментальная работа, в которой были проведены современные технологии формирования знаний. В процессе экспериментальной работы были выявлены достоинства и недостатки этих технологий, при применении их для формирования технических знаний на уроках технологии. В качестве современных технологий использовались "Теория формирования знаний" И.Р. Гальперина и "Технология уровневой дифференциации" Б.М. Гузика. Кроме того в дипломном проекте были рассмотрены и проанализированы такие вопросы: Понятие знаний, их классификация. Характеристика технических знаний. Анализ педагогических подходов к формированию знаний учащихся. Педагогические особенности формирования технических знаний на уроках технологии. В приложении данной дипломной работы представлены тесты для установления уровня знаний школьников пятого и шестого класса, а также образовательный минимум знаний для учащихся шестых классов. Список использованной литературы
1. Атутов П.Р. Важнейший фактор всестороннего развития. // Советская педагогика. - 1982. - №9. - С.36-42. 2. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. - М.: Просвещение, 1976.179 с. 3. Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе. // Народное образование. - 1979. - № 2 - С.101 - 111. 4. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики - М.: Просвещение, 1981. - 212 с. 5. Выбор методов обучения в средней школе. / Под редакцией Ю.К. Бабанекого. - М.: 1980. - 221 с. 6. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. - М.: Просвещение, 1995. - 191 с. 7. Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. - Курск: Издательство Курского госпедуниверситета, 1998. - 252 с. 8. Кругликов Г.И. Изучение "Технологии" в VI классе. // Школа и производство. - 1998. - №1. - С.36. - 41 9. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. - М.: Просвещение, 1978. - 75 с. 10. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. / Под редакцией Е.М. Муравьева - Шуя: Издательство Шуйского пединститута, 1996. - 156 с. 11. Павлова М.Б. Технология - новый учебный предмет в школе. - Санкт - Петербург: Издательство "Либра", 1993-140 с. 12. Практикум по курсу "Методика трудового обучения": Учебное пособие для вузов. - Часть 1. - Курск, 1992. - 65 с. 13. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология 5-11 кл. / Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симокенко. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с. 14. Российская педагогическая энциклопедия. / Под редакцией В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия. - 1993. - том 1. - 608 с. 15. Технологическая и экономическая подготовка студентов в педагогическом вузе: - Межвузовский сборник научных трудов. Москва. Педагогический университет, Стерлитамакский педагогический институт: Ответственный редактор С.Д. Чуркин - М.: - 1998. - 165 с. 16. В.Н. Федорова, И.С. Матрусов. Взаимосвязь преподавания и учения на уроках по естественнонаучным дисциплинам. // Народное образование. - 1978. - № 6 - С.38 - 45. 17. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие, - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 18. Лында А.С. Методика трудового обучения. - М.: Просвещение, 1977. - 231 с. 19. Тхаржевский Д.А., Гетта В.Г. Внедрение проблемного обучения на уроках труда. // Школа и производство, - 1996. - № 4. - С.6 - 12. 20. Римская Е.М. Дидактические знания. // ОБЖ - 1998. - № 8. - С.7-12. 21. Зорина Л.Я. Системность - качество знаний. // Знание. - 1976. - № 1. - С.3-64.
Приложения
Приложение 1
Творческие вопросы и задания по технологии обработки древесины V класса. Почему крышка верстака изготовлена из твердой породы древесины, а винты зажимов - из металла? Какие работы (кроме обработки древесины и металла) можно, по-вашему, выполнять на универсальном столе-верстаке? Чем отличается "дерево" от "древесины"? Как, кроме текстуры, можно различать породы деревьев? Почему ДСП и ДВП так названы? Что общего между фанерой, ДСП и ДВП? Почему чертеж изделия приходится выполнять в уменьшенном или увеличенном виде? Приведите примеры изделий, чертеж которых не надо ни уменьшать, ни увеличивать. Почему чертежи и изделия должны быть стандартными? В каких случаях выполняется чертеж изделия, а в каких - технический рисунок, эскиз? Почему стандарты называют основными документами для изготовления изделий? Деревянный ученический треугольник, пластмассовый ученический треугольник, измерительная линейка - это детали или сборочные единицы? Ответ объясните. В каких случаях разметку выполняют по чертежу, а в каких - по шаблону? Ответ объясните. Почему широкая столярная ножовка применяется чаще других ножовок? Почему при пилении линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали? В каких случаях применяют пилы с мелким зубом, а в каких - с крупным? Ответ объясните. Почему для получения более чистой поверхности при зачистке применяют мелкозернистую шкурку? Почему в прямоугольном надфиле одна сторона не имеет насечки? Чем являются коловорот и дрель - инструментами или приспособлениями? Почему? Для чего служит канавка в спиральном сверле? В каких случаях коловорот вращают против часовой стрелки? Ответ объясните.
Приложение 2
Творческие вопросы и задания по технологии обработки древесины VI класса. По каким показателям можно определить спелость древесины? Чем отличается кубический метр от складочного метра древесины? Что такое камбий и для чего он нужен? Как по годичным кольцам определить качество и возраст древесины? Какими машинами распиливают бревна вдоль волокон и как они называются? Почему доски получили название центральных, сердцевинных, боковых? Как отличить их одну от другой? Почему плиты в лесораме размещены поставом, а не поодиночке? Почему плиты ДСП и ДВП относят к листовым древесным материалам? Что общего в производстве фанеры, ДСП и ДВП? Почему приняты только три вида изображений детали и нет четвертого - вида сзади? Почему вид детали спереди на чертеже называется главным? В какой последовательности читаются сборочные чертежи? Чем отличается сборочный чертеж от сборочной единицы? Почему спецификацию составляют на каждую сборочную единицу? Что такое конструирование и кто им занимается? Можно ли изменить форму и размеры детали при конструировании заданного изделия? Чем нужно руководствоваться при конструировании изделий? Какой графической документацией удобнее пользоваться при изготовлении моделей? Что такое базовая сторона и как ее выбрать? Чем технологическая карта отличается от маршрутной технологической карты?
Приложение 3
Обязательный минимум знаний учащихся VI класса по предмету "Технология" 1. Знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям. Уметь графически изображать основные виды механизмов. 2. Знать виды пиломатериалов. Иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе производства чугуна и стали. 3. Иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием. Знать о зависимости геометрии (угла заострения) режущих инструментов от вида и свойств обрабатываемого материала. 4. Знать общее устройство и принцип работы металлорежущих станков (токарно-винторезного, настольно-фрезерного). 5. Иметь общее представление о способах художественной обработки и отделки поверхностей деталей (выжиганием, резьбой по дереву или маркетри, полированием, покрытием морилкой, лаками), о грунтовке и окраске поверхности водными и масляными красками. 6. Иметь общее представление об обработке материалов давлением (прокатка, ковка, штамповка, обкатка, накатывание и др.). 7. Иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий) путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия). 8. Знать условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|