Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Понятие возраста в психологии

Темы рефератов по возрастной психологии

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии

Характеристика возрастной психологии как науки. Объект и предмет изучения возрастной психологии. Основные разделы возрастной психологии. Исторический экскурс возникновения и развития детской психологии.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Значение возрастной психологии для теории и практики воспитания, обучения, помощи взрослым и пожилым людям.

Связь возрастной психологии с другими отраслями психологической науки (общей, генетической, социальной педагогической), а также с возрастной физиологией и педагогикой.

 

Тема 2. Стратегии и методы исследования возрастной психологии

Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования возрастной психологии. Метод наблюдения, его виды и ценность в исследовании детского развития. Эксперимент как метод эмпирического исследования, его виды. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Вспомогательные методы исследования: анализ продуктов деятельности; опрос (беседа, интервью), тестирование. Основные стратегии исследования развития ребенка.

Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

 

Тема 3. Закономерности и механизмы психического развития и формирования личности в онтогенезе/

Проблема сущности психического развития. Физическое и психическое развитие индивида. Закономерности развития психики.

Роль биологического и социального факторов в развитии психики человека. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма. Биогенетический подход к исследованию психики ребенка. Теория рекапитуляции (Ст.Холл). Теория преформизма К. Бюлера о трех ступенях психического развития. Закон функционального удовольствия. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен, А.Бине, Д.Векслер).

 

Влияние среды на психическое развитие ребенка. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в классическом бихевиоризме. Законы научения Э. Торндайка. Теория оперантного научения Б.Скиннера и ее практическое применение. Социокультурный подход в исследовании психического развития человека. Концепция психического развития ребенка А. Валлона.

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна. Современное состояние проблемы соотношения роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

 

Мотивационно-потребностная сфера личности. Овладение индивидом общественным сознанием как составной частью социальной активности людей – непременное условие формирования жизненной позиции личности. Цели личности, ее перспективы и уровень притязаний. Личность как сознательный субъект предметной деятельности и активный деятель социального прогресса общества.

 

Взаимосвязь психического развития и формирования личности. Превращение внешнего во внутреннее в процессе психического развития. Интериоризация и интеллектуализация осваиваемых предметных знаний, умений, навыков в процессе познания и общественно-полезной деятельности.

Зависимость овладения ребенком новым видом деятельности от уровня перцептивного развития личности. Возрастной аспект восприятия и понимания личностью социальных явлений в мире и их роль в формировании отношений личности к деятельности. Неравномерность психического развития ребенка. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. Основные формы депривации: сенсорная, когнитивная, депривация идентичности, депривация эмоциональных отношений. Причины задержки в психическом развитии. Педагогическая запущенность как причина задержки и отклонений в развитии. Проблема акселерации (ускорения) психического развития.

 

Тема 4. Проблема развития психики ребенка в зарубежной психологии

Психоаналитические теории детского развития: проблема движущих сил развития в теории З.Фрейда и ее значение для понимания сущности психики ребенка. Развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд.

 

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Жизненные кризисы и пути их преодоления.

Социализация как центральная проблема концепции социального научения. Эволюция теории социального научения. Социально-когнитивная теория А.Бандуры. Воспитание и развитие (Р.Сирс). Модель экологических систем У.Бронфенбреннера в развитии ребенка.

Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Эгоцентризм как интеллектуальная позиция, его проявления (эгоцентрическая речь, своеобразие логики ребенка) и условия преодоления.

Основные понятия операциональной теории Пиаже (схема, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание и т.п.).

Характеристика основных стадий интеллектуального развития – сенсомоторной, дооперациональной, конкретно-операциональной, фор-мально-операциональной.

Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о функциях и пути развития эгоцентрической речи.

Позиция Пиаже по проблеме соотношения обучения и развития и ее экспериментально-критический анализ в работах отечественных психологов.

 

Тема 5. Проблема движущих сил, источников и условий психического развития в отечественной психологии

Понятие высших психических функций. Законы психического развития.

Роль обучения в психическом развитии ребенка. Теоретическое и практическое значение понятия «зоны ближайшего развития».

Учение о системном и смысловом развитии сознания.

Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А. И. Леонтьев, П. Я. Гальперин; Д. Б. Эльконин).

Проблема специфичности онтогенеза психики человека. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Категория ведущего типа деятельности (А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Роль общения в психическом развитии ребенка.

Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, типы учения и их связь с психическим развитием ребенка.

Тема 6. Понятие возраста в психологии

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно исторический феномен. Парадоксы детства (Д.Б. Эльконин).

Возраст как единица анализа психического развития. Учение о структуре (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования) и динамике психологического возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...