Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ.
Скульптура периода архаики: особенности художественно-образной программы женского образа (на примере развёрнутого описания и сравнения «Дамы из Оксерра» и кор с Афинского акрополя («Кора в пеплосе», «Задумчивая кора», кора мастера Антенора)
Искусство Древней Греции делят на три периода: 1) «Иск темных веков» (Гомеровский период: XI (IX) – 3 четверть VIII века до нэ; 2) Иск периода архаики: VIII – VI века до нэ; 3) Иск периода классики: V – IV века до нэ. Период архаики: 3 четверть VIII века до нэ – по 500 гг. (для архитектуры), по 490 гг. (для вазописи, пластики) В это время происходит рост городов и превращение их в экономические и культурные центры. Окончательное сложение государственных институтов. Тирания и постепенная замена её на полисное устройство. Олигархия и демократия. Специализация ремёсел и рост производства керамики. Начало греческой колонизации и усиление культурных контактов с Востоком. Сложение понятия “ойкумены”. Расширение в результате колонизации товарного производства и упрочение взаимосвязей внутри государства, сплочённость «эллинов» в противоположность «варварам». Возрастание общественной, воспитательной функции греческого искусства. Выработка иерархии ценностных ориентаций и их влияние на специфику художественного образа. Усиление ориентации на натурный образ при сохранении мифологического содержания как постепенный отказ от условно-символических форм в художественном языке. Появление дидактического эпоса (Гесиод). Гомеровские гимны как важнейшие культовые сказания. Поэзия эпохи архаики и её основные жанры. Сложение древнегреческой трагедии. Формирование древнегреческой философии как особой формы общественного сознания.
Сложение системы греческих празднеств. Религиозная жизнь в эпоху архаики.
Период архаики в свою очередь делят на три подпериода: 1) Ранняя: 3 четверть VIII века до нэ – 580 г (пластика) / 570 г. (для архитектуры) / 560 г. (вазопись) 2) Зрелая: с 570 до 530 (для архитектуры); с 580 до 530 – для пластики; с 560 до 530 (520) для вазописи. 3) Поздняя: с 530 (520) до 500 (490) гг. до нэ.
Для скульптуры архаики характерно. Более сложный эволюционный путь, по сравнению с ближневосточной скульптурой. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной программы мужских и женских образов (куросы и коры). Курос – юноша, шагающий, обнаженный; в это время научаться передавать конкретность шага. Кора – девушка, задрапированное, стоящее тело, взятое от образцов – адорантов. Эволюция пластики архаики по пути освоения пространства за счёт освобождения от приоритета фронтальности, по пути отказа от схематичности в передаче частей тела к их пластическому соотнесению, переданному в объёме. Определённая бессюжетность архаической пластики. Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики. Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные особенности (дорика — интерес к передаче объема и структуры тела, ионика — интерес к живописно-декоративным композициям и к мягким, округлым поверхностям).
1) Ранняя архаика: Во время Ранней архаики основная цель Гр Иск – рождение скульптуры. Скульптура архаики – скульптура территориальных школ. Сохранение традиций геометрической пластики в статуэтках нач. VII в. до н.э. «Аполлон, дар Мантикла» — как показательный пример художественных процессов, характерных для начальных этапов формирования архаической пластики. Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности позы и монументальности пропорций, а также плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры.
«Дама из Оксерра» (работа критского мастера, в ближневосточной традиции); первый вариант коры. Крайняя условность в передаче одежды (одежда лишь «процарапана» на теле), принципиальная двухмерность образа, маскообразность лица (на лице намечены лишь глаза, нос и рот, моделировки переходов нет), применение принципа центральной симметрии, условность гипертрофированного жеста (молитвенная поза с гипертрофированным молитвенным жестом), приоритет плоскостного решения (все формы сильно распластаны, лицо трактовано плоскостно); выделение основных зон телесной конструкции. Признаки ближневосточной традиции: 1) четкая квадратн. форма пьедестала, что создает эффект обрубленных граней и нет желания обойти статую, т.о. принципиально важен только фас (с боков она плоская, со спины практ. не проработана) – «фасадность», акцент только на одну точку зрения; 2) обыгрывание материала – камня: ноги, волосы – как бы выточены на токарном станке; 3) каменность (монументальность) и статика: ось, проходящая через все тело, которая постоянно подчеркивается (зона пояса; трактовка волос очень схематична, симметричность расположения прямоугольных прядей от центра лица); Богатство костюма, он сложносоставной: браслеты, накидка, пояс, платье. Платье расшито и декорировано, но в камне это не видно. Раскраска скульптуры в яркие локальные тона. Признаки греческих мотивов – точное деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова) и обозначение пропорциональной взаимосвязи - интерес к работе человеческого тела как конструкции.
Дама из Оксерра. Реконструкция (Начало) Середина 7 в до нэ. Известняк. Высота 65 см без базы.
Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.). Кора с птицей. Ок 540 г. до нэ. Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до нэ.
Поздняя архаика (530–500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя.
«Кора в пеплосе» как пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости — больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом. Кора в пеплосе. Ок 520 г. до нэ. Мрамор. Высота 1,20 м.
Относиться к ранним работам периода. Здесь видны традиции Берлинской коры: мастера не интересует пластика драпировок, а интересует выделение объема тела (пластика тела) и важно показать, что покой – частный случай движения. Здесь начинается ассиметрия в скульптуре: разбросанные по плечам пряди волос и вперед вдвинутая левая нога: желание сделать шаг или попытка остановиться. Все коры Афинского акрополя – адорантки, несущие дары своей богине Афине. У всех – яркая, локальная раскраска.
Ионическая традиция на примере т.н. Коры № 670: преувеличенно удлинённые пропорции, изысканность жеста, большая детализация и орнаментальная выразительность складок, нарядная изысканность полихромного решения. Ассиметрия в волосах. Эффект движения создают складки пеплоса; тонкие льющиеся вдоль тела одежды. Теперь у каждой детали одежды своя пластическая жизнь. Кора № 670. Ок 520-510 гг до нэ.
Изменение в последней трети VI в. до н.э. концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров: стремление передать удлинённые и стройные пропорции женского тела; лица удлинённой овальной формы; применение лёгких, волнообразных линий при передаче одежды; новые пластические взаимоотношения между телом и одеждой (интерес к пластике складок снимает интерес к телу, его объему), утончённая обработка мрамора и изменение принципа полихромии. Различия в трактовке ионической традиции на примере коры мастера Антенора, и т.н. Задумчивой коры. В отличии от Задумчивой коры нет таких удлинённых и стройных пропорций женского тела; лицо не удлинённое. Больше статики и тяжести в фигуре.
Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ.
Ассиметрия ярко выражена: разбросанные волосы, складки одежды. Складки одежды в виде ласточкиного хвоста – идущие по диагонали.
Памятники: «Аполлон, дар Мантикла»,“Дама из Оксерра”, голова Геры из Герайона в Олимпии, «Гермес Криофор», голова, найденная у Дипилонских ворот, курос с мыса Сунион, т. наз. Кора с гранатом из Аттики, статуэтки «Бегун» и «Бегунья»,ансамбль Дидимейона, статуя Артемиды Делосской, Гера с о-ва Самоса, богиня с зайцем с о-ва Самоса, Аполлон Тенейский, скульптура фасада храма А в Принии, рельеф с изображением умерших из Спарты, Клеобис и Битон, Ника Архерма, коры с Афинского Акрополя (Кора в пеплосе, кора мастера Антенора, т. наз. Кора № 670, “Задумчивая кора”), надгробие Кройса из Анависа, Аполлон из Пирея, т. наз. Голова Сабурова, стела Аристиона, Мосхофор, западный фронтон храма Артемиды на Корфу, фронтоны храма Гекатомпедон в Афинах, деталь фронтонной композиции старого Парфенона, метопы храма “С” и храма «малых метоп» в Селинунте, метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума,метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села, фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|