Мотив пути в повести Лескова «Очарованный странник»
Сценарий читательской конференции Путь героя – это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственно чувством и всей своей судьбой. Возраст участников: учащиеся 10-го класса. Место проведения: школьная библиотека Оборудование: портрет Н.С. Лескова, толковый словарь В.И. Даля, тексты повести Н.С. Лескова «Очарованный странник», презентация по теме конференции, компьютер, проектор. Цель мероприятия: определение значения мотива «пути» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» и обсуждение идейного содержания произведения. Ход конференции. Ведущий 1. Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя по России, это его жизненный путь и путь нравственного становления и перерождения личности. Именно этой теме посвящена наша читательская конференция Ведущий 2. Рассмотрим мотивы пути в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник». К конференции вы прочитали текст повести. Предлагаем проверить, насколько вы были внимательны при чтении произведения. 1. Вопросы по тексту повести (на слайдах презентации): 1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина? А) Алеша Попович; Б) Добрыня Никитич; В) Илья Муромец; Г) Никита Кожемяка. 2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина? А) Измаил; Б) Монах; В) Голован; Г) Казачок; Д) Иван. 3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи? А) Деньги; Б) Освобождение от крепостной зависимости; В) Коня; Г) Гармонь; Д) Сапоги. 4. Почему Флягин бежал в степь? А) В поисках приключений; Б) По предложению англичан; В) Вслед за возлюбленной; Г) Из-за убийства татарина; Д) Был взят в плен.
5. Как удерживали главного героя в степи? А) Богатыми подарками; Б) Отдали Флягину в жены самую красивую девушку; В) Держали в колодках в яме; Г) Подщетинили пятки. 6. Сколько времени провел Флягин в плену? А) Один год; Б) Три месяца; В) Пять лет; Г) Три года; Д) Десять лет. 7. Почему Иван Флягин убил Грушу? А) Из-за неразделенной любви; Б) Чтобы Груша не вернулась к князю; В) Чтобы спасти ее от греха самоубийства; Г) Это произошло случайно. 8) Каковы планы героя-рассказчика в финале повести? А) Остаться в монастыре; Б) Пойти воевать; В) Возвратиться на родину. 2. Работа с понятием «путь». Ведущий 1. Что же такое путь? Какое значение имеет это слово? (ответы участников конференции). Ведущий 2. Давайте посмотрим, какое толкование слову «путь» даётся в словарях (на слайде). 1. Жизненный путь, духовное и нравственное становление личности. Этапы жизни как отдельного человека, так и целого государства. (перен.зн) 2. Путь – это то же самое, что и дорога. Направление, маршрут. Линия дороги, по которой прошли или предстоит пройти. (Пр. зн) 3. Способ достижения поставленных целей, например, он, пошел путем правды (Пр. зн) 4. Путешествие куда-либо, водный, воздушный путь. (Пр. зн.) 5. Польза, толк, например, путное дело; из этого мальчика ничего путного не выйдет. (перен. зн)
3. Мотив пути в повести. Ведущий 1. Для чего автор использует в повести традиционный мотив пути? Ведущий 2. Н.С. Лесков писал, что «скитания этого “черноземного Телемака” по России должны создать художественное обобщение, подобное поездке Чичикова за мертвыми душами». Ведущий 1. Понять замысел писателя нам поможет анализ особенностей повести, поступков героя и смысла названия произведения. Беседа с участниками конференции: - Где мы знакомимся с героем? В пути, а точнее на пароходе, обрамляющий рассказ о котором придает расширительный, символический смысл жизненному "путешествию" Ивана Северьяновича: не только он, но и как бы вся Россия странствует, плывет к неведомой ей цели. Иван Северьянович Флягин - вечный странник, он и о своих прежних скитаниях рассказывает в пути.
- Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? Найдите в тексте (глава 1). «Двигаться» — для него главный завет Создателя — необходимость активного действия даже в самых тяжелых, самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска — один из главных грехов. - С чего начинается повесть? Повесть начинается со спора пассажиров парохода о самоубийстве. - Для чего Лесков в своей повести поднимает тему самоубийства? Лесков поднимает тему самоубийства, чтобы поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Эта тема будет возникать не раз на страницах повести. - Приведите примеры эпизодов, в которых звучит тема самоубийства, какую роль играют эти эпизоды в понимании жизненного пути героя? Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки (гл. З); после «выхода» («у меня белая горячка была, и хотел будто бы я вешаться» (гл. 14); «стал наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет... просто хоть повеситься...» (гл. 19); хочет лишить себя жизни красавица - цыганка Груша; в лесу у монастыря удавился какой-то жид. - Кто же он, этот герой, который будет «много раз погибать и не погибнет»? Чем он живет — умом или сердцем? *** Просмотр фрагментов фильма? (убийство монашка, случай с любимой кошкой барыни, бой с Савакиреем). По преимуществу — сердцем, ход жизни увлекает его за собой. Действует он импульсивно и в начале жизненного пути мало задумывается над своими поступками. - В чем видит Иван свое предназначение? «Многое даже не своею волею делал», «по родительскому обещанию». Главный герой чувствует какую-то предопределенность всего, что случается с ним. По образу жизни Флягин – странник, избавившись от «гнева» и «нужды», обратил свою жизнь на служение Богу.
Рассказывая другим, он заново переживает свою жизнь, связывает разрозненные ее куски, уясняет для самого себя смысл и назначение собственного бытия. - Что стало переломным моментом в жизни героя? Почему? Переломным моментом в жизни героя стала смерть Груши. После этого эпизода меняется нравственная самооценка героя: если раньше он расценивал смерть как до этого момента только Грушина смерть воспринималась им как его страшная вина и грех. Вспомним, смерть монашка и Савакирея он расценивал как досадную случайность, а потому снимал с себя всякие нравственные обязательства. После смерти Груши у него появляется иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее. Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Кажется, что обстоятельства жизни все время испытывают героя, жизнь ни в чем не помогает и ничем не поддерживает его. Через страдания герой постигает свой жизненный путь. - Почему монастырь не оказался для Флягина последней пристанью, а стал этапом нового пути? Дух его не успокоился. Внутренний голос говорит ему: «ополчайся»... - Каков смысл названия повести «Очарованный странник»? Внимательно прочитав произведение, мы понимаем, что странник — это не просто «путешественник», значение этого слова у Лескова более глубокое: это человек страстный, много претерпевший, прошедший трудный тернистый и красивый путь.
4. Итоги обсуждения. Ведущий 1. Мы закончили обсуждение повести. Давайте подведём итоги конференции. Вся жизнь Флягина прошла в дороге, его жизненный путь- путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «Мне за народ очень помереть хочется».
Ведущий 2. В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни «очарованный странник» вступает в контакт с другими людьми, открывает новые жизненные горизонты. Его нравственный путь начинается не с рождения, переломным моментом в его судьбе становится любовь к цыганке Груше. Это светлое чувство и стало толчков к духовному росту героя. Ведущий 1. Следует отметить, что путь Флягина еще не окончен, перед ним нескончаемое число дорог. *** Просмотр финальной сцены фильма. Слова ведущего звучат на фоне данного фрагмента. Ведущий 2. Флягин - вечный странник. Читатель встречает его в пути и расстается с ним в преддверии новых дорог. Жизнь Флягина - это путь, по которому он следует на протяжении всей своей жизни, путь, трансформирующий души и судьбы людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|