Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кант, И. К вечному миру. Сочинения в шести томах. – М.: Мысль, Соч. в 6 т., т. 3, М., 1964, с. 688

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Реферат

По курсу «История политических учений»

на тему «Рационализм как условие политики во взглядах Эммануила Канта»

 

 

Студент группы № П-12-1

Шембергер Владислав Рафисович

 

Руководитель:

преподаватель кафедры

гуманитарных дисциплин

Малахова Татьяна Васильевна

 

 

Пермь, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1: Рационализм до Канта…………………………………………..5

Глава 2: Рационализм Канта………………………...……………………5

Глава 3: рационализм после канта……………………………….………6

Заключение………………………………………………………………..8

Список литературы……………………………………………….………9

 

ВВЕДЕНИЕ

В виду того, что политика является жизнеобразующим фактором для всего мира, рационализм, как главное проявление политики является одним из наиболее важных явлений нашего времени. И не было ни одного удачного решения где бы не просматривался рационализм.

“РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. разумный) – философское направление, сформировавшееся в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и признающее разум основой познания. В философии в это время становятся актуальными вопросы методологии и гносеологии, и в своем стремлении обосновать правильный ход научного познания в его движении к истине философия создает две основные модели познания – рационалистическую и эмпирическую. Рационализм тяготеет к аксиоматико-дедуктивному классу наук и в своей модели опирается на логику дедукции, когда из неких врожденных содержательных идей строго логически выводятся научные истины. Чувственный опыт, по мнению рационалистов, не может служить основанием научного знания в силу своей случайности, индивидуальности, возможной ошибочности. Никакое индуктивное обобщение не гарантирует необходимости, абсолютности и всеобщности научных истин. Это может обеспечить лишь необходимость, всеобщность и строгость логического вывода. Рационализм развивался и на материалистическом, и на идеалистическом базисе, ибо решал вопрос не о природе мира, а об источнике и критерии истинного знания в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница и их последователей. Опираясь на объективно всеобщие законы логики, рационалисты тяготели к объективистской тенденции в философии.”[1]

В нашей работе мы рассматриваем трактат Иммануила Канта “Критика чистого разума”[2], в которой мы и обозначим его мнение о том, что рационализм важен и имеет место быть во всех сферах, но возьмём лишь политическую часть и где он вывел определяющие формальные условия полной системы чистого разума. [3]

Глава 1: Рационализм до Канта

“Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами 17–18 вв.”[4], в которой авторы отталкивались от схоластических методов спекулятивного разыскания основоположений бытия. [5] Было создано в Европе, но была несовершенной в виду наличия последующей обширной критики, положения которой будут описаны во главе рассматривающей рационализм Канта. В ряды тех, кто относится к основоположникам классической теории мы относим Декарта[6] Лейбниц[7] и Спиноза[8], которые, будучи первыми, описали рационализм как слишком кардинальное веяние, забыв о том что через чувства мы и получаем опыт беря в основу который мы и размышляем о рациональном его использовании.

Глава 2: Рационализм Канта

Предположил, а это, уже в последствии стало классическим видением рационализма, что предложенное до него видение данной теории имеет огрехи, а именно - там не хватает морали, из которого рождается опыт, а предложение брать в расчёт парадигмы не позволит использовать теорию по назначению, ведь этих самых парадигм мало, а сфера применения рационализма куда шире.

И я разделяю идею Канта о том, что рационализм является неотъемлемой частью политики, так как даже история нам даёт множество удачных примеров применения рационализма в политике, и я ни разу не слышал, чтобы восхищались рационализмом без “сердца”. Мою точку зрения отлично объясняет пример с царём Соломоном и его судом над двумя женщинами и “их” ребёнком. Да и без рационализма, особенно кантовского всё радикальное и смахивающее на утопию, которой быть не может, ну или анти утопию в зависимости от приверженности к согласию с абсолютной рационализацией власти или с полным её отказом с надеждами на то, что неведомая сила всё исправит и недостающие ресурсы вдруг появятся. [9] Трансцендентальную аналитику Кант делит на аналитику понятий и аналитику основоположений. «Чистые рассудочные понятия» он «открывает», обращаясь к суждениям, но отвлекаясь от их содержания и концентрируя внимание на одной лишь «рассудочной форме суждений»[10]

Глава 3: рационализм после канта

Своего развития не получил в виду того факта, что Кант в своей работе последовательно и доказательно показал необходимость рационализма во всех сферах, и не только в политической.

Однако эта идея продолжила получать критику в свой адрес, от лица философов-идеалистов, как Шопенгауэра и Ницше, якобы именно рационализм является главной причиной всех бед века двадцатого, таких как Первая и Вторая мировая война. Более того, в их устах, данная концепция трактовалась ими как некая мировоззренческая методологическая установка, будто без рационализма у всех появится не только холодильник но и еда в нём, все будут счастливы и все подобные утопические идеи. Но достаточно сказать что чувства ведут к заблуждению а разум, в свою очередь, способен видеть сквозь пелену предубеждений и обмана, как все аргументы идеалистов вдруг превращаются в некое подобие “Ты просто ещё не дошёл до этого”.[11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эммануил Кант, в отличие от других философов восхваляя рационализм не заблуждался в её необходимости и не преувеличивал её значимости и доказал что рационализм не только существует но ещё и необходим.

Всё это благодаря тому, что философ он был реалистом – он понимал суть мира в котором живёт, и, что одними добрыми идеями мир не построить в виду его ограниченности всевозможными рамками, главной из которых является человеческий разум. А разум, в свою очередь - есть самая могущественная природа человека и он полагался основным поводырем человека как существа рационального.[12]

Сегодня многие идеи Канта воплощены но реальность вносит свои поправки в жизнь и выстраивается согласно его теории, заслуги Канта заключается в том, что он обозначил основные тенденции мирового порядка в такой степени, что до сегодняшнего дня не было ни одного глобального дополнения к его словам.

И что самое главное рационалистические поведенческие установки своей моральной санкцией предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, объективно содействующих развитию демократии в современном мире.[13]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кант И. Метафизика нравов [Электронный ресурс]. – Режим просмотра: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/ (дата просмотра: 09.12.2013).

Кант, И. К вечному миру. Сочинения в шести томах. – М.: Мысль, 1966, 743 с.

Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим просмотра: http://iph.ras.ru/elib/2552.html 09.12.2013 (дата просмотра: 09.12.2013).

Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим просмотра: http://iph.ras.ru/elib/1552.html (дата просмотра: 09.12.2013).

Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим просмотра: http://terme.ru/dictionary/906/word/racionalizm

Кант, И. К вечному миру. Сочинения в шести томах. – М.: Мысль, Соч. в 6 т., т. 3, М., 1964, с. 688

Академик [Электронный ресурс]. – Режим просмотра: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/76273

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...