Форма промежуточного контроля
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов заочной формы обучения
по Информатике
для направления подготовки 08.03.01 – «Строительство»
Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 6 __ зачетных единиц (ЗЕ), _ 216 ___ часов.
Виды занятий
| Распределение по семестрам
|
Всего часов
|
семестр
|
семестр
|
|
|
|
|
Общая трудоёмкость
|
|
|
|
Аудиторные занятия, в т.ч.
|
|
|
|
Лекции
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов
|
|
|
|
Форма контроля в семестре*
| зачет
| Экзамен
|
|
Краткое содержание курса
1. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Меры и единицы количества и объема информации.
2. Алгоритмы и способы их описания. Основные алгоритмические конструкции (линейные структуры, ветвление, циклы).
3. Язык программирования высокого уровня Pascal. Линейные конструкции языка Pascal. Условные конструкции языка Pascal. Оператор CASE. Циклические конструкции языка Pascal.Одномерные массивы. Двумерные массивы.
4. Пакет прикладных программ Microsoft Office.
5. Методы и средства защиты компьютерной информации. Криптоалгоритмы, кодирование информации.
6. Локальные и глобальные сети ЭВМ.
Форма текущего контроля
Семестр
Контрольная работа состоит из двух сообщений. Вариант тем сообщений выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента. Оформляется на формате А4. Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации.
Контрольная работа №1
№
| Тема
| Опорные слова для раскрытия темы
|
Тема 1
|
| Понятие информации. Восприятие информации. Свойства информации
| Информация — фундаментальное понятие. Свойства информации: полнота, ясность, актуальность, ценность, достоверность; примеры. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Информация и данные
|
| Формы и язык представления информации. Естественные и формальные языки
| Образная, образно-знаковая, знаковая формы. Язык: алфавит. Естественные и формальные языки; примеры
|
| Представление о кодировании информации. Особенности кодирования в компьютере. Двоичное кодирование
| Двоичное представление информации в компьютере. Кодирование чисел, графической, текстовой информации. Дискретизация на примере звукового или видео сигнала. Единицы измерения количества информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
|
| Характеристика основных этапов работы с информацией
| Сбор, поиск, обмен (прием и передача); обработка, хранение. Способы хранения информации
|
| Защита информации
| Проблема защиты информации. Организация защиты информации. Антивирусные программы. Защита от нежелательной корреспонденции. Информационные угрозы
|
| Представление об информационном процессе
| Состояние объекта, процесс. Разновидности процессов. Информационный процесс: коммуникация, коммуникационная среда, компьютер
|
| Передача информации в социальных, биологических и технических системах
| Информационный процесс. Система. Передача информации как составляющая информационного процесса. Структура канала связи. Информационные процессы в обществе, живой природе, технике
|
| Классификация программного обеспечения
| Программное обеспечение: системное, прикладное, специальное; системы программирования; примеры
|
| Поиск и систематизация информации
| Файл и папка как единицы хранения информации на компьютере. Организация файловой структуры как способ систематизации информации на локальном компьютере. Создание файловой структуры для организации личной информационной среды на персональном компьютере. Систематизация информации в глобальной сети Интернет. Поисковые системы. Поиск информации в Интернете
|
| Хранение информации; выбор способа хранения информации
| Хранение информации. Носители информации
|
Тема 2
|
| Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Средства растровой и векторной графики
| Растровая графика: пиксель, графический примитив. Настройка инструментов и свойства объектов рисунка. Действия над фрагментом. Векторная графика. Объекты и их свойства. Настройка свойств объектов. Действия над векторными объектами
|
| Системы презентационной и анимационной графики
| Среда создания презентаций. Слайд и его объекты. Управляющие элементы слайда: гиперссылки на слайды, другие презентации и документы. Настройка действия объектов слайда
|
| Текстовый процессор
| Сферы использования текстовых документов. Текстовый редактор, процессор: назначение, возможности. Информационные объекты текстового документа и их свойства
|
| Информационная технология работы с объектами текстового документа
| Ввод и форматирование символов: гарнитура шрифта, начертание, размер, видоизменение, подчеркивание, интервалы между символами. Форматирование абзацев: выравнивание, отступы, интервалы. Форматирование списков: маркированных, нумерованных, многоуровневых
|
| Таблицы в текстовом документе
| Таблица и ее объекты. Создание и форматирование таблиц в текстовом документе
|
| Программные средства обработки числовой информации
| Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Табличный процессор: назначение, возможности. Объекты табличного документа
|
| Основные способы представления математических зависимостей между данными
| Принципы работы электронных таблиц. Состав формулы. Абсолютные и относительные ссылки
|
| Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
| На примере конкретной задачи: статистические и логические стандартные функции, диаграммы. Диаграмма как средство визуализации данных. Виды диаграмм. Создание, редактирование и форматирование диаграммы
|
| Система управления базой данных (СУБД)
| Назначение СУБД. Инструменты СУБД для создания таблиц, для управления видом представления данных, для обработки данных, для вывода данных
|
| Поиск в базе данных
| Сортировка и отбор данных. Фильтрация. Простые и сложные фильтры. Виды запросов. Создание запроса Примеры
|
Семестр
Контрольная работа № 2
Контрольная работа 1 состоит из пяти заданий. Каждое задание выбирается из соответствующей задачи, номер которой соответствует номеру варианта студента. Номер варианта определяется по последней цифре шифра зачетной книжки.
Контрольная работа выполняется в рукописном виде в тетради или в печатном варианте на формате А4. Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации.
Контрольная работа 1
Задача 1. Составить программу вычисления следующих функций:
0.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Задача 2. Составить программу вычисления следующих функций, где а и х вводятся с клавиатуры (" – для любых):
0.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Задача 3. Найти максимальное (минимальное) число из a и b.
№ варианта
| Задание
| Найти
|
0.
|
| MAX
|
1.
|
| MIN
|
2.
|
| MIN
|
3.
|
| MAX
|
4.
|
| MIN
|
5.
|
| MAX
|
6.
|
| MIN
|
7.
|
| MAX
|
8.
|
| MIN
|
9.
|
| MAX
|
Задача 4. Составить таблицу значений функции Y = f (x), xÎ [a,b] с шагом h.
№ варианта
| Функция f (x)
| [ a, b ]
|
0.
|
| [ 10, 20 ]
h = 2
|
1.
|
| [ 10, 15 ]
h = 1
|
2.
|
| [ 1, 3 ]
h = 0.2
|
3.
|
| [ 0, 5 ]
h = 0.5
|
4.
|
| [ -2, 3 ]
h = 1
|
5.
|
| [ 2, 4 ]
h = 0.2
|
6.
|
| [ 2, 4 ]
h = 0.5
|
7.
|
| [ 2, 4 ]
h = 0.3
|
8.
|
| [ 10, 20 ]
h = 1
|
9.
|
| [ 5, 10 ]
h = 0.7
|
Задача 5.
№ варианта
| Задачи
|
0.
| 1. Даны 2 вектора B и C; получить вектор A по следующему правилу:
и вычислить
2. Дана матрица A i, j; i = 1,..., 3; j = 1,..., 3. Найти во 2-ой строке матрицы минимальный элемент и на него разделить элементы первого столбца.
|
1.
| 1. Найти максимальный элемент в 1-ой строке матрицы С (3´3) и умножить на него элементы второй строки.
2. Даны 2 вектора А и С, размерностью n = 7. Получить вектор В по следующему правилу:
|
2.
| 1. Дан вектор А (7). Получить вектор В по правилу:
2. В матрице А (3´3) сложить элементы главной диагонали. Во 2-ой строке найти минимальный элемент. Найти разность между суммой и минимальным элементом.
|
3.
| 1. Даны две матрицы А (3´3) и В (3´3). Составить по следующему правилу матрицу С:
2. В последовательности xi, i = 1,..., 10 найти минимальный элемент и на него разделить все элементы последовательности.
|
4.
| 1. Дан массив А (ai), i = 1,..., 15. Найти все положительные элементы массива, пересчитать их.
2. В матрице X (3´3) во 2-ой строке найти максимальный элемент и на него умножить элементы 1-го столбца этой матрицы.
|
5.
| 1. Дан массив B (bi), i = 1,..., 10. Сложить элементы массива и образовать новый массив С по правилу:
2. Дана матрица C (c i j), i = 1,..., 3, j = 1,..., 3.Во второй строке матрицы найти максимальный элемент и вычесть его из элементов 1-го столбца этой же матрицы.
|
6.
| 1. Даны две матрицы A (a i j ), B (b i j ), i, j = 1,..., 3. По следующему правилу получить новую матрицу С:
2. В массиве X (10) найти максимальный элемент и вычесть его из всех элементов массива.
|
7.
| 1. Даны 2 массива X (x i ), Y (y i), i = 1,..., 3. В этих массивах найти неодинаковые элементы, их напечатать.
2. В матрице A (a i j ), i = 1,..., 3, j = 1,..., 3. Найти сумму элементов главной диагонали, произведение элементов 1-го столбца.
|
8.
| 1. В матрице C (c i j), i = 1,..., 3, j = 1,..., 3 к каждому элементу 3-ей строки прибавить 4, во 2-ом столбце найти минимальный элемент.
2. Дана последовательность A (a i j), i = 1,..., 5. Построить новую последовательность B по правилу:
|
9.
| 1. Дана матрица A (3´4), получить вектор B (b i) по формуле:
2. В матрице A (3´4) найти минимальный элемент в 3-ей строке, если min > 4, то составить новую матрицу C (c i j) по правилу:
|
Форма промежуточного контроля
Семестр – Зачет
Зачет выставляется по итогам выполнения всех лабораторных работ и результатам контрольной работы
Семестр Экзамен
Экзаменационный билет включает в себя три задания:
1) один теоретический вопрос;
2) одно практическое задание на тему «Системы счисления» или «Логические основы ЭВМ»;
3) одно практическое задания на составление программы на языке высокого уровня Turbo Pascal.
Вопросы к экзамену
1. История систем счисления. Позиционные системы счисления.
2. Представление чисел в Р-ичных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
3. Р-ичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Компьютерное представление вещественных чисел.
4. Алгебра логики. Основные понятия формальной логики, высказывание и суждение, истинность и ложность высказываний основные логические операции и формулы.
5. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
6. Основные и дополнительные устройства ПК.
7. Структура программы в Turbo Pascal. Алгоритмы и способы их описания.
8. Типы данных языка Turbo Pascal.
9. Операторы присваивания, ввода и вывода данных в Turbo Pascal.
10. Условные конструкции в Turbo Pascal:
- полная форма;
- неполная форма;
- составной оператор в условиях;
- операторы выбора CASE;
11. Циклы с параметром. Вычисление сумм и произведений.
12. Цикл с предусловием. Задача табулирования функции.
13. Цикл с постусловием. Задача табулирования функции.
14. Описание, ввод и вывод одномерных массивов.
15. Описание, ввод и вывод двумерных массивов.
16. Поиск максимального и минимального элемента массива.
17. Сумма и произведение элементов массива.
18. Создание нового массива с заданными свойствами.
19. Функции и процедуры в Turbo Pascal.
20. Элементы компьютерной графики языка Turbo Pascal.
21. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы.
22. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами
23. Технологии обработки текстовой информации. Microsoft Word.
24. Электронные таблицы Microsoft Exсel.
25. Технологии обработки графической информации. Графический редактор Paint.
26. Средства электронных презентаций. Microsoft Power Point.
27. Системы управления базами данных. Microsoft Access.
28. Компьютерные сети.
29. Методы и средства защиты компьютерной информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: