Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кому ночной конджи??? – Адам Чен

 

По Кантонски, если вы хотите сказать, что у кого-то хороший Кунг Фу, вы говорите что «он раньше ел ночной конджи». Чего? Какое отношение конджи (рисовый суп) имеет к Кунг Фу? Мой отец не знал, но к счастью, некоторые мои дяди и несколько поваров из ближайших ресторанов много занимались кунг фу в 60х и они с радостью мне рассказали. Я думал, это простой вопрос, но он открыл дверь в то, как проходило традиционное обучение кунг фу…Мне было интересно, и первое, что я сделал, прибыв в Гонконг, было посещение тех мест вживую. Я не мог поверить своим глазам!

 

Сейчас в Гонконге обучение Кунг Фу не столь популярно, и многим Квунам (школам) пришлось закрыться. Но в 60х, многие ребята учились Кунг Фу в качестве хобби, хотя им приходилось скрывать это от родителей, так как на юге Китая Кунг Фу всегда было связано с триадами, и большинство людей смотрело на занимающихся Кунг Фу как на бандитов. Причина этого в том, что во времена династии Цин лидерами восстаний обычно были мастера Кунг Фу, создавшие подпольные организации. После завершения восстаний, такие организации обычно превращались в триады (мафию). Из-за этого, многие родители разрешали сыновьям изучать Тхэквондо, Каратэ или Дзюдо, но не Кунг Фу. Это и было понятно, ведь многие Квуны Кунг Фу занимались «крышеванием» ростовщиков, опиумных притонов, борделей, и прочей мафиозной деятельностью.

 

Мои дяди сказали, что в те времена, чтобы обучиться Кунг Фу нужно было: 1) выяснить, школа Кунг Фу перед тобой, или офис мафии 2) понять, как в неё вступить, так как обычно вступление было только по личной рекомендации 3) выяснить, как скрыть всё это от родителей, хехе.

 

Структура Квуна была конфуцианской, основанной на семейной модели – учителя называли Сифу, буквально «отец-учитель», старших учеников Сихинг (старший брат) или Сиджай (старшая сестра), младших учеников Сидай (младший брат) или Си Муи (младшая сестра). Базовые навыки и навыки среднего уровня преподавали новичкам старшие ученики, вместо Сифу. Он же в основном обучал «учеников закрытых дверей», группу избранных, которым передавал продвинутые навыки и техники обучения.

 

Мне нравится такая модель обучения. Заставляя старших учеников обучать младших, старшие учатся общению, обучению других, и по-новому смотрят на систему, подгоняя её под нужды другого человека. Самое важное то, что это учит старших учеников доброте. Очень часто бывает, что человек добр, пока находится внизу иерархии, но как только у них появляется власть над другими, они показывают себя настоящих. Когда ты заставляешь старших учеников преподавать, у тебя появляется шанс посмотреть, готовы ли они к власти над другими: если они добры и терпеливы, это покажет пример новичку, который тоже будет добр и терпелив в будущем.

 

Концепция «учеников закрытых дверей» - это старая традиция, часто, ходя в традиционный Квун, ты учишь бесконечное количество форм; часто, движения и идеи форм не будут объяснять с точки зрения аппликаций. Или учеников будут учить только аппликациям, парным упражнениям, упражнениям на чувствительность, но как это использовать в бою, как сближаться, специально не рассказывали, в то время как бедный ученик ловил удары противника лицом. Иногда, показывали упражнения или отработку, без объяснения того, предназначалась ли она для здоровья, жизни, или для боя. «Ученик закрытых дверей», тем временем, получал все «ключи» чтобы заставить систему работать. На самом деле, «продвинутость» - обманчивое слово, так как всё основано на базовых навыках, просто ключевые моменты использования были специально не рассказаны. Обычно, была довольно конкретная причина, почему ключевые аспекты не раскрывались и она варьируется от учителя к учителю. Одна популярная причина, встреченная мной, заключалась в том, что в старину Кунг Фу рассматривалась обществом исключительно как оружие, и поэтому, давать его можно было лишь ментально крепкому человеку, не наглому, не задиристому, который бы не стал для деревни проблемой. Вторая причина в том, что если постоянно показывать другим что ты делаешь, ты теряешь самый важный элемент боя – неожиданность. Это важная причина, по которой такие учителя как О Сенсей, Ванг Жианг Жай, Брюс Ли и еще сотня-другая менее известных Сифу скрывали вещи. Это просто здравый смысл. Посмотрите на братьев Грэйси, непобежденных в течении 80 лет. Стоило им приехать в США, показать всем, чем они занимаются, и в результате – поражение за поражением. Если кто-то знает, что ты сделаешь еще до того, как ты это сделаешь, шансы на твой успех малы. По этой причине спортсмены-бойцы просматривают записи прошлых боёв своего будущего оппонента. Принцип войны стар как мир. Ни одна из разведок мира не поделиться секретами с разведками других стран открыто; это просто здравый смысл, но современный адепт БИ потерял этот здравый смысл. Одна из причин этого в том, что сейчас боевые искусства рассматриваются как хобби или спорт, как зрелище для толпы. С одной стороны, толпа получает зрелище, и мир становится немного спокойнее, а с другой, мне было очень интересно узнать, что до сих пор существуют школы, живущие по старым принципам. Итак, причина, почему существуют так называемые «секреты» - в интересах стратегии, а не для создания «культа личности» учителя. Проблема в том, что такая постоянная скрытность приводит к появлению неквалифицированных учителей, и деградации системы в будущем.

 

Еще кое-что, что я заметил при посещении Гонконга, это то, что в каждом посещенном мной Квуне, самым почитаемым человеком был не сифу, даже не основатель системы, а Генерал Кван, с посвященным ему святилищем. Кван был генералом в древнем Китае, известным своим героизмом, храбростью, добротой, справедливостью, верностью, и т.д. Что-то типа китайского Вильяма Оуллеса, хех. Для обычных людей, Кван сражается с злыми духами, хехе, и можно увидеть мини-святилища Генералу Квану во многих китайских ресторанах в любом Чайнатауне по всему миру. Он – это генерал с красным лицом, стоящий с алебардой, названной в его честь – Квандо, или «Тесак Квана». Генерал Кван имеет особое значение для бойцов – святилища всегда есть в трех местах: офисах триад, полицейских участках, и в любом Кунг Фу Квуне. Даже в буддийских храмах, Квана почитают как защитника Буддизма. Сифу могут прогнить в моральном плане, а мертвый генерал будет жить вечно как символ, который нельзя опорочить, и поэтому, святилище Квана должно напоминать потомкам, что Кунг Фу должно использоваться только для добра.

 

Раньше было очень сложно попасть в Квун без рекомендаций, и если даже они у тебя были, было очень сложно получить интервью с одним из старых сифу. Здесь, в Канаде, я могу зайти в любую школу, и через пару секунд, специалист по продажам от боевых искусств будет целовать меня в задницу, предлагая подписать контракт, семейную скидку, бесплатную униформу, и разумеется, обязательно расскажет какой у него крутой стиль, и как крут их учитель, и покажет кучу сертификатов. В Гонконге всё иначе, люди тут не распродают своё искусство. Если ты зайдешь в школу как «покупатель», никто с тобой даже не заговорит. Если ты будешь наглым или будешь выпендриваться, это будет автоматическим вызовом на бой. Хочешь ли ты при этом драться, или нет – это уже не важно. Это было время до интернета, где люди могут прятаться за экраном и говорить, что вздумается. Тогда нужно было отвечать за свои слова – вызов на бой был всегда рядом. Мне это нравиться, реально нравиться, потому что это мне кажется справедливым: будешь относиться с уважением, и уважение же ты получишь обратно, будешь оскорблять – получишь бесплатный урок скромного поведения. Благодаря этому конфицианскому кодексу, и из-за того, что большинство сифу имели основную работу днём, никто не терпел разные выкрутасы. Оплата за обучение всегда была наличными в конверте, который передавался Сифу, обычно как пожертвование любого размера, называемое «чайные деньги». Единственная причина, почему мне позволили поговорить со старыми Сифу была в том, что я обучал английскому в Гонконге, а мой начальник знал начальника тюремной охраны, который, в свою очередь, пригласил меня провести показательное выступление. Я волновался, но очень хотел туда пойти, потому что там был шанс встретиться со ветеранами, обучавшими Кунг Фу, и имевшими богатый опыт борьбы с триадами. Им понравилось моё выступление, и они были очень открыты для общения. Было легко их разговорить, потому что я следовал своим обычным правилам – не выпендривайся, не показывай, что что-то знаешь, рассказывай о своём искусстве только если тебя попросят, и говори, что ты здесь чтобы учиться. Мне было тяжело сдерживать себя, так как меня наняли провести показательные выступления, но я старался показать своё уважение, и взамен, они открылись, и я получил немного озарения по некоторым вопросам. Там были Сифу и охранники из разных систем: Хун Гар, Белые брови, Тайчи стиля Ву, и это те, которые я запомнил, остальные больше молчали. Я помню, что мужик из Белых Бровей был в отличной физической форме, и имел быстрый удар «глаз феникса». Он мог пробить этим ударом стопку из трех досок; все его входы были заточены под этот удар. Смотря на этих людей, ты не подумаешь, что они опасны – они не вели себя нагло или громко, не носили майки «ММА» или других логотипов боевых искусств – они были не настолько глупы, очень расслаблены, очень скромны…это определённо работает в их пользу в случае любой конфронтации.

 

Когда я брал интервью у некоторых ветеранов, мне стало ясно, что они работали со своим искусством только в одном направлении – самозащита. Спортивный бой в их времена был неизвестной идеей, они не спарринговали в Квунах. В те времена в Гонконге, чтобы протестировать свои навыки на «боевое применение», по обычаю нужно было бросить вызов другим Квунам. Иногда такие бои по вызову (по-кантонски «Беимо», буквально – боевое сравнение) были дружескими, иногда нет. В основном, такие бои проводились за спиной учителя, чтобы избежать наказания. Бои были голыми кулаками, без правил. Когда я узнал про такие бои, я представлял себя нечто эпическое, но с возрастом, я увидел, как двигаются некоторые мастера, видел несколько видеозаписей таких боев, и они совсем не соответствовали моим фантазиям. Причина этого в том, что 99.9% мастеров имели дневные работы, они не тренировались весь день как сегодняшние профессионалы, и в результате, в таких боях не было серьёзных увечий. Я заметил четыре повторяющихся момента в разговоре с ветеранами Кунг Фу: 1) вне зависимости от стиля, то что они делали на 80% отличалось от того, что они показывали в формах 2) большинство их движений нацелено на ближнюю дистанцию, с которой начинаются драки на улице 3) большинство их тактик, вне зависимости от стиля, сконцентрированы на подход «бей первым», даже если их стиль создан для контратак. 4) вне зависимости от стиля, большинство их техник нацелены на шею, глаза, подмышки, пах и т.д. Идея была довольно прагматична: будь скромным в языке тела, полностью неконфронтационным, будь тихим до того самого момента, когда выйдешь на нужную дистанцию, и тогда взорвись без предупреждения, атакуя незащищенные слабые части тела. Это сразу напомнило мне как охотятся животные, возможно, поэтому многие системы Кунг Фу черпают вдохновение из животного мира. Чем больше я общаюсь с этими стариками, тем больше я понимаю, что их волновала в основном улица, тюрьма, и что многие из них попадали в разные ситуации в 60х в Гонконге, когда они были помоложе. Из их слов ясно, что Гонконг был совершенно другим городом раньше, много драк и коррупции. Я рад, что сегодня он был вычищен, и является одним из самых безопасных городов мира.

 

А еще они были очень неформальны, когда тебя принимают за своего в Квуне, можно зайти и увидеть сифу, сидящего и смотрящего, как старшие учат младших, выполняют различные упражнения. Иногда заходили посетители, приходящие к сифу спросить совета по личному вопросу, некоторые приходили на мануальную терапию, а еще многие заходили просто поиграть в китайские шахматы. У меня было сильное ощущение семьи, и «люби ближнего своего». Моим любимым моментом было то, что после конца занятий, наиболее серьёзные ученики шли вместе с сифу поесть, и их любимым блюдом было «ночное конджи» (рисовый суп), потому что поздно ночью (а также на завтрак), кантонцы обычно едят мягкую, легко переваривающуюся пищу, такую как конджи, оставляя более твердую еду на обед или ужин. Говорят, в старые времена, если увидишь группу спортивных молодых людей после полуночи едящих конджи, а главным у них какой-то старик, то это школа Кунг Фу, оттуда и название «ночной конджи», символизирующее человека, занимающегося Кунг Фу.

 

Из-за своего характера, того, что я рос в конфуцианской семье, разговоров с членами семьи, занимавшихся Кунг Фу в 50х и 60х, и посещения старых Квунов и общения с ветеранами, я вдохновлялся и вдохновляюсь старыми обычаями и кодексом! Было время, когда я был один, я следовал старой традиции, и после занятий от 6 до 10 мы шли в круглосуточный ресторан и оставались там иногда до 5ти утра! И иногда я видел там школу стиля Чой Ли Фут, которая делала то же самое. Иногда они к нам присоединялись. Мы говорили всю ночь о жизни, женщинах, даосизме, буддизме, кунг фу, разных мастерах, тренировках, боевом опыте, и ни одна тема не была табу. Как раз после конца занятий большинство серьёзных учеников учились ключевым идеям и философским концепциям, потому что во время занятий было мало времени на объяснения и разговоры, нужно было делать тысячи повторений. Поэтому именно во время «ночного конджи», во время глубоких обсуждений, появлялись новые идеи, и мы выходили на парковку перед рестораном чтобы их проверить на практике, а потом возвращались назад еще поесть. Как раз в это время ученики узнавали друг друга поближе. Хозяин ресторана был старым джентльменом из Кантона, поэтому он всё знал о «ночном конджи», и никогда нас не выгонял, хехе. Да, скучаю я по тем временам…

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...