Разве наука и христианство не противоречат друг другу?
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Но наличие подобного рода противоречий могло бы иметь значение лишь для отрицания Божественности учения Евангелия, но никак не для отрицания бытия Бога, поскольку в Бога верят не только христиане. Однако основным содержанием Евангелия, составляющим самое существо христианской религии, является его учение о Боге, о Христе и других истинах веры и жизни человека. Это учение есть Божественное Откровение. Оно говорит о реальностях того мира. И в силу этого их так же нельзя анализировать и оценивать мерками этого мира, как и измерять вечность временем, или взвешивать любовь на весах. Тем более, невозможно в них искать какие-либо противоречия. Их можно или принимать или отвергать, но по другим причинам: моральным, психологическим, идеологическим и т.д.
Разве наука и христианство не противоречат друг другу? Нет. И вот почему. Во-первых. Когда речь идет о соотношении науки и религии, то под наукой подразумевают не весь круг человеческого знания (в который входят и философия, и теология), но, как правило, естествознание (физика, биология, астрономия и проч.). Однако область религиозного знания - духовный мир и его законы - принципиально отлична от эмпирических наук. Каждая из этих сфер занимается своей стороной жизни человека и мира. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но никак не опровергать друг друга: ни физик - религию, ни богослов – науку. Наука и религия также несопоставимы, как километр и килограмм, или геополитика и геодезия. И «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Для религии не имеет значения, из каких «кирпичиков» построена Вселенная, Земля ли вращается вокруг Солнца или наоборот, в завершенном ли виде сотворил Бог все формы жизни или дал законы постепенного их развития и т.д. Все эти и подобные им вопросы - область науки, но не религии. Об этом хорошо сказал известный французский ученый и христианин Пастер († 1895 г.): «Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов».
Очень показателен и тот факт, что до наступления Нового времени именно монахи и священнослужители, как правило, были учеными, они развивали науку. (Потому и в католическом средневековье боролась не религия с наукой, а старые научные представления и представители с новыми, используя псевдоцерковные теории.) И до нашего времени немалое число церковнослужителей было в ряду видных деятелей науки[2]. Во-вторых. Наличие огромного числа верующих ученых лучше всего говорит о том, что наука не имеет никаких противоречий с христианским мировоззрением. Этот факт вынужден был констатировать даже такой ведущий специалист советского «научного» атеизма, один из активных борцов «науки» против религии, как Шахнович: «Многие буржуазные ученые говорят о “союзе” науки и религии. М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К.Ф. фон-Вейцзекер, П. Иордан и другие известные физики неоднократно объявляли, что наука будто бы не противоречит религии». Но Шахнович только начал бесконечный список тех верующих ученых[3], которые соединяли в себе великие научные достижения с самой искренней верой в Бога и во Христа. Очень хорошо сказал об этой «борьбе» науки с религией М. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая – видимый мир... Вторая книга – Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры». Наука и религия «в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет»[4]. Всё это красноречиво свидетельствует о надуманности самой идеи противостояния религии и науки.
В-третьих. Вера одних ученых в не бытие Бога, других - в Его бытие, однозначно говорят о том, что научные знания сами по себе не решают этого мировоззренческого вопроса. В-четвертых. Как уже было сказано, бесконечность познаваемого мира и вечная ограниченность человеческого знания о нем ясно говорят о принципиальной невозможности науки утверждать когда-либо небытие Бога. Поэтому атеизм своим отрицанием существования Бога заявляет о себе как концепции антинаучной.
4. Бога никто не видел. «А Вы свой ум видели? - ответил семинарист одному из задиристых посетителей Троице-Сергиевой Лавры, верующего в небытие Бога. - «Не-е-ет». - «Следовательно, у Вас его...»?
Читайте также: I. Христианство и война до Константина (очерк идеологической эволюции). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|