Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка монополизма. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.




Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.

В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:

1) Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. Отрасли, в которых 4 фирмы контролируют более 75% рынка, считаются сильно концентрированными. В Германии одна фирма может владеть не более 30% рынка продукции, 2-3 фирмы – не более чем 50%. 4-5 – не более 70%. В России и Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.

2) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма

H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2

Если на рынке одна фирма, то есть рынок чистой монополии, то этот показатель равен 10000 (1002). Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.

При определении индекса необходимо четко определяться с понятием отрасли, так как в зависимости от трактовки отрасли можно рассчитать различные значения данного показателя.

3) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:

= (Р - МС)/Р =

Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Поясним эту проблему постановкой вопросов, которые предстоит каждый раз решать государственным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

Все это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях дать однозначного ответа. А если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? Как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся в силу высокой эффективности? И вообще, вводя запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское законодательство — конкуренцию или какие-то группы конкурентов?

Во всех странах существует антимонопольное законодательство, которое направлено на ограничение негативных последствий монополизации рынка. Впервые законодательство было принято в 1883 году в штате Алабама, а первый национальный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана).

В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:

1) Против фирмы как структурной единицы. Первый подход означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка. Увеличение размеров фирмы может осуществляться с помощью концентрации и централизации производства и капитала.

Под концентрацией понимают расширение фирмы за счет вложения собственных средств в производство. Централизация предполагает объединение нескольких фирм в одну добровольно или принудительно. Добровольное слияние фирм происходит за счет обмена акций или создания новой фирмы. Принудительное объединение означает, что более сильная фирма приобретает контрольный пакет акций более слабой фирмы и включает ее в свою структуру.

Слияние фирм бывают:

- горизонтальные, когда объединяются фирмы производящие одинаковую продукцию, т.е., как правило, в пределах одной отрасли;

- вертикальные, когда объединяются фирмы, относящиеся к разным отраслям, но связанные единой технологической цепочкой;

- конгломератные, когда объединяются фирмы, действующие в различных, не связанных друг с другом отраслях экономики.

Законодательством предусмотрено, что в случае объединения крупных фирм, необходимо получить разрешение соответствующих органов государственного управления. И если они посчитают, что в результате объединения будут превышены нормативы, то разрешение на слияние не дается.

Например, Департамент юстиции США запрещает сделки, если, при горизонтальном слиянии, в отрасли высокая концентрация (более 75%) и поглощающая фирма контролирует более 10% рынка, а поглощаемая фирма – более 2% рынка. При вертикальном слиянии сделка запрещается, если, например, фирма-поставщик имеет более 10% продаж на своем рынке, а фирма-потребитель имеет более 6% покупок на том же рынке.

2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:

- -раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах;

- использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке.

Незаконными признаются действия по ограничению конкуренции в форме недобросовестной конкуренции, к которой относят:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить ущерб или убытки другому хозяйствующему субъекту;

б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в ходе рекламной компании производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

д) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если она может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо ущемление законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

- создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- преднамеренного сокращения производства, изъятия товаров из обращения с целью создания дефицита на рынке, необоснованного завышения цен;

- навязывание контрагенту условий договора продажи товара, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- установление цены или надбавок к цене для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

За данные и другие нарушения предусматривается административная и уголовная ответственность.

Во всех странах соблюдение антимонопольного законодательства возлагается на органы суда. Подать иск могут государственные органы, конкуренты или обычные граждане.

Суд разбирает обстоятельства дела и выносит решение о степени ущерба. В настоящее время при рассмотрении дел используется принцип разумности, который предполагает, что взвешиваются отрицательные и положительные моменты монополии, и если суд приходит к выводу о том, что плюсов больше минусов, иск отвергается.

Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, используются другие средства борьбы с монополией.

1) Поддержание конкурентной среды за счет создания благоприятных условий для создания новых фирм;

2) Регулирование уровня цен на продукцию монополистов, которое осуществляется двумя способами:

- установление потолка цен

- регулирование уровня прибыли в цене

3) налоговое регулирование;

4) создание компенсирующих сил. Данное понятие ввел Д. Гэлбрейт, имея в ввиду ситуацию, когда монополия своими действиями создает на другом конце рынка столь же сильную монопсонию. В результате компенсирующего воздействия одинаковых по силе структур, рынок, на котором они ранее взаимодействовали, практически исчезает и все решения об объемах производства и потребления благ принимаются на основе договоренности компенсирующих структур.

В основе государственного регулирования деятельности монополий заложен принцип разумности, на который опирается суд, рассматривающий дело о монополизации рынка. В настоящее время преобладает взгляд монетаристов на применение антимонопольного законодательства: высокий уровень рыночной концентрации не является синонимом рыночной власти. Это свидетельство экономии на масштабах производства. Рынок - это саморегулирующийся механизм. Всякое вмешательство извне допустимо лишь для исправления отдельных недостатков. Государство должно обеспечить эффективность рынка, невзирая на нарушение методов справедливой конкуренции.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2 Закон Клейтона (1914) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) — запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

В Республике Беларусь 10.12.1992 г. был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии.

16.12.2002 г. вступил в силу закон Республики Беларусь «О естественных монополиях», в соответствии с которым сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической и тепловой энергии;

- централизованное водоснабжение и водоотведение;

- услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

- услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

В Республике Беларусь создан Комитет по антимонопольной политике при Совете Министров, задачами которого являются:

- разработка и осуществление мероприятий по демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь;

- содействие созданию конкурирующих производств и предпринимательской деятельности;

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

- контроль за деятельностью и ценообразованием предприятий и др.

Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь разрабатывают Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...