Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная работа с ребенком по устранению проблем по изучению раздела орфография

Актуальность. В настоящее время всё более актуальной становится проблема снижения уровня грамотности населения – школьников, студентов, взрослого населения. Несмотря на то, что правилам правописания обучают на протяжении всего периода школьного обучения, выявляется большая группа людей, которые допускают огромное количество орфографических ошибок.

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:

1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;

2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;

3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;

4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;

5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов

В связи с распространением данной проблемы была поставлена цель проведения контрольного среза по русскому языку с целью выявления неуспевающего ученика и разработки для него индивидуального плана коррекционной работы, результатом применения которого должно стать повышение орфографической грамотности ребенка.

На базе МБОУ СОШ № 157 в 3 «Г» классе в ходе урока русского языка был проведен диктант с целью выявления текущего уровня знаний детей

 

Текст диктанта

ЩЕНОК

В субботу мы ехали с отцом с дачи. Колонна машин шла по шоссе. Вдруг фары осветили маленькую чёрную тень. Мы остановились. Перед колёсами сидел печальный лохматый щенок. Как оказался он на дороге? Мы решили взять его домой. В машине маленький пассажир согрелся. Он лизнул мою руку и заснул. Мы медленно тронулись в путь. Впереди была длинная дорога.

 

По итогам проверки был выявлен отстающий ученик. Его ошибки таковы: в словах «в субботу, колонна, шоссе, пассажир» пишет 1 букву вместо 2, в слове «остановились» пишет «а» вместо «о», в слове «решились» «и» вместо «е». Таким образом, поскольку ученик допускает больше всего ошибок в словах, содержащие удвоенные согласные, было решено взять именно эту орфограмму для отработки.

План индивидуальной коррекционной работы был рассчитан на 10 календарных дней, включающий внешкольную работу как с педагогом, так и самостоятельно на дому.

Работа происходила следующим образом:

1 день. Повторение правила правописания удвоенной согласной в корне слова, а именно того, что сперва определяем положение орфограммы в слове. Если она в корне, то смотрим написание слова в словаре.

После этого с ребенком отрабатывается произношение слов с удвоенными согласными в корне, в ходе чего делается акцент на то, что написание некоторых слов с данной орфограммой можно выявить на слух, если согласная долго тянется

В заключении ребенок выписывает из словаря, находящегося в конце учебника по русскому языку, в отдельную тетрадку слова с удвоенной согласной в корне, доказывает то, что орфограмма находится именно в корне слова, выделяет его, а также подчеркивает удвоенную согласную

2 день. Ребенку предлагается написать словарный диктант, где среди слов встречаются те, что он ранее выписывал из словаря. После снова идет повтор правила. Учитель объясняет ребенку, что множество заимствованных слов имеют удвоенные согласные в корне и вместе с учеником работает со словарем иностранных слов, где отыскивает слова с удвоенными согласными, вместе с ребенком определяет их корень и разъясняет значение слова по мере необходимости. Ученик записывает слова в тетрадь.

Далее следует работа по подбору однокоренных слов: ученику на карточке предлагаются слова с удвоенными согласными - ребенок напротив пишет однокоренные слова, во всех словах выделяет корень и удвоенную согласную

3 день. Ребенок также пишет словарный диктант, куда добавляются изученные ранее заимствованные слова. Требуется также подчеркнуть орфограмму и выделить корень, после чего ребенок самостоятельно объясняет правописание каждого слова.

После этого идет повторение правила: «При переносе двойные согласные разделяй!При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят»устно, далее ребенку под диктовку даются слова с удвоенными согласными, которые он записывает и проговаривает их правильный перенос.

Работа с карточкой. Ребенку предлагается прочитать слова «ко...цо, и...юстрация, ко...ектив, пы...есос, ко...екция, кук...а, а...фавит, а...ея, тро...ейбус» и выписать только те слова в которых пишется две буквы л. В них выделяется корень и подчеркиваются удвоенные согласные. 2 слова переносятся в соответствии с правилом переноса.

4 день. Ребенок выписывает из словаря, находящегося в конце учебника по русскому языку, в отдельную тетрадку слова с удвоенной согласной в корне, доказывает то, что орфограмма находится именно в корне слова, выделяет его, а также подчеркивает удвоенную согласную, тем самым расширяя свой словарный запас.

Затем ребенок устно составляет из данных слов предложения (слова написаны на специальной карточке), ищет слова по изучаемой орфограмме, выделяет их корень, подчеркивает орфограмму и делает их фонетически й разбор в тетради:

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;

кассе, купили, в, билеты, они;

подошел, перрону, поезд,в;

быстро, вагон, пассажиры, вошли, в;

смотреть, окна, из, вагона приятно.

Далее учитель вместе с учеником работает со словарем иностранных слов, где отыскивает слова с удвоенными согласными, вместе с ребенком определяет их корень и разъясняет значение слова по мере необходимости. Ученик записывает слова в тетрадь.

5 день. Ребенок повторяет правила написания и переноса слов с удвоенными согласными и пишет в тетради проверочный диктант “Наш класс”.

Наш класс дружный. Мы любим разгадывать кроссворды. По субботам убираем осенние листья в школьном дворе.

Подчеркивает удвоенные согласные в словах

Далее ребенку предлагаются следующие виды заданий:

1. Назовите слово по его лексическому значению и запишите, разделяя для переноса.

1. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывется ракеткой через сетку. (Тен-нис)
2. Популярная игра на льду. (Хок-кей)
3. Спортивный бег. (Кросс)
4. Искусственный водоём, для плавания. (Бас-сейн)
5. Выходной день. (Суб-бо-та)

2. В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

1 вариант 2 вариант
шо-ссе один-надцать расс-каз хок-кей акк-уратно пер-рон с-сора груп-па

 

3.Найдите слово, в котором нет удвоенной согласной (вставляются пропущенные буквы, выделяется корень и орфограмма)

Жуж…ит

Ж…ет

Мас….а

Багаж….

День 6-7 (выходные). Ребенку давалось задание на дом: выписать 10 русских слов и 10 иностранных слов с удвоенными согласными в корне в тетрадь, выделить корень, подчеркнуть орфограмму.

 

День 8 Выборочный диктант.

Предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква

Филипп играет в хоккей.

Пассажиры вышли на перрон.

Алла собрала коллекцию марок

2.Упражнение "Весёлый мультфильм".

Ребёнку дается задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые называются учителем. Ребёнок закрывает глаза, а учитель начинает диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая сложные случаи:, Теннис, класс, хоккей, коллекция, бассейн, аккуратный, аппетит…. Ребенок их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

3. Запиши 5 русских слов и 5 иностранных слов, написание которых ты хорошо знаешь. Подчеркни орфограмму, выдели корень

4.Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика

1. Дети нашего ……………… - это дружный.…………………. 2. По широкому ……………..... мчались машины. 3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику. 4. Осенью вся наша семья болела …………………………. 5. ………………… туристов побывала на Красной площади.   класс шоссе коллектив аллея грипп группа

 

5.Игра "Поймай слово".

- Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то ты хлопаешь в ладоши, а если одна согласная, то приседаешь.

Слова:

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

5. Игра “Собери слова”. (Из конверта достаются карточки со слогами)

сум

шос

Эм

хок

кей

ма

се

ма

9 день 1. Ребенку предлагается разгадать кроссворд.

1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? дрожжи

2. Группа дружных детей. коллектив

3. Шестой день недели. суббота

4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. троллейбус

5. Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. антенна

6. Во мне два к. Не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом - аккуратный.

7. Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут … аллея

2. Работа по тесту

· Найди слова с двойными согласными. 1. Шос…е 2. Кал…ендарь 3. Один…адцать 4. Кол…екция 5. Програм…а   · В каких случаях слова правильно разделены для переноса? 1. акк-уратно 2. тер-раса 3. с-сора 4. па-ссажир · Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни. Человек, который едет в автобусе, летит в самолёте -____________. Острое вирусное заболевание -_______. Маленькая ёмкость для купания -______. Верёвки для управления лошадью -_____. Спортивная игра с шайбой -___________. · Дополни предложения словами с удвоенными согласными, подходящими по смыслу. 1. Сестра прислала ……….. 2. ………. ребят идёт на экскурсию в парк.

 

3. Работа в тетради: Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни. Раздели эти слова для переноса. Выдели корень, подчеркни орфограмму.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир

4. Словарный диктант.

1.- В каком дне недели две буквы “б”?

2. В какой игре “кк”?

3. Какая болезнь с “пп”?

4.В каком языке “сс”?

5. Какой сосуд с “нн”?

5. Замени одним словом. Двойные согласные подчеркни. Люди или предметы, которые движутся вытянутой линией -____________. Большая ёмкость для плавания -_______. Спортивная игра с малым

мячом, который перебрасывают через сетку -________. Летняя пристройка к дому -__________. Желание есть -_______________.

 

6.Запиши 7 слов русского происхождения и 7 иностранного происхождения, написание которых ты хорошо знаешь. Подчеркни орфограмму, выдели корень

10 день. Ребенку было предложено написать диктант, подчеркнуть орфограмму, выделить корень.

БАБУШКА ПРИЕХАЛА

Ранним утром раздался звонок. Я открыл дверь. Это пришли с почты. Нам принесли телеграмму. Ко мне приедет бабушка Анна. Я всегда с радостью жду её приезда. Мы много гуляем с бабушкой, ходим в кино. В субботу мы встречали её на вокзале. Бабушка попросила меня купить два обратных билета в кассе. Скоро у меня каникулы. Я поеду вместе с бабушкой к ней в гости.

В ходе проверки диктанта выяснилось, что в словах с удвоенной согласной в корне ребенок не допустил ни одной ошибки.

 


 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...