Общая характеристика система образования в России; понятие о непрерывном образовании.
1. Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. 2. Понятие системы образования. Система образования представляет собой совокупность функционирующих в образовательно-воспитательных учреждений. Система образования любой страны обеспечивает подготовку молодого поколения к труду и жизни в обществе и включает в себя: Принципы национальной системы образования:
Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Сущностьобразования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитания и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений. 3. Формы получения образования. Форма получения образования - способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ. Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Самообразование - самостоятельное освоение образовательной программы. Экстернат - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе. Предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме экстерната устанавливаются учреждением и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между учреждениями и родителями (законными представителями) обучающихся, если обучающийся не достиг совершеннолетия. Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Образование в форме экстерната имеют возможность получить:
обучающиеся на I, II, III ступенях общего образования общеобразовательных учреждений всех форм собственности; ранее обучающиеся, но не закончившие курс обучения в общеобразовательных учреждениях; обучающиеся, вынужденно не посещающие общеобразовательные учреждения; не завершившие обучение в учреждениях начального, среднего профессионального образования; не завершившие обучение в вечерних (сменных), открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях в связи с призывом в армию; граждане РФ, проживающие на территории СНГ; иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ, и уровень предшествующего образования, соответствующий образовательным стандартам России; другие, желающие получить общее образование. Непрерывное образование - это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования, охват образованием всей жизни человека. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Всеохватность, т. е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т. е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве обще-социальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т. е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задается учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»? Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Общая точка зрения на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов: 1) непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями; 2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию - от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;
3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования: а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»); б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.); в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге - его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества. Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. Что можно получить в результате? Развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|