Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бог всегда ждет нас

Рубрика «Интересный разговор» Стр. 12

 

 

(Окончание. Начало в №3 (36) март 2007 года)

 

В Православии Пасха - Светлое Воскресение Христово - считается Праздником праздников и Торжеством из торжеств. За тысячу лет праздник стал неотъемлемой частью русской культуры, и его отмечают даже атеисты: пекут куличи, красят яйца, приветствуют друг друга братским целованием и даже идут в храм.

Но о Церкви атеисты знают только то, что прочли в романах Федора Михайловича Достоевского. Почему творчество писателя так актуально и сегодня? Об этом наш корреспондент беседует с настоятелем Свято-Введенского храма в поселке Тимофеево Краснознаменского района Калининградской области иеромонахом Корнилием (Ефимовым).

 

- В самом деле, отец Корнилий, и русские, и иностранцы считают его самым христианским писателем. Образованная и невоцерковленная публика, мучающаяся и метущаяся между верой и безверием, - что же она все-таки ищет в его романах? Или - Кого?

- Что ищет? Она ищет Истину. Кого ищет? Бога, конечно. Но самое трудное для многих читателей - понять главное, ради чего Достоевский творил и что хотел сказать всеми своими романами: Христос – это и есть Истина.

Федор Михайлович Достоевский не был собственно говоря церковным писателем. В его произведениях, за исключением «Братьев Карамазовых», не так много описаний жизни Церкви или церковного быта. И то, что он показал в образе старца Зосимы, разумеется, не является и не может претендовать на всестороннее изображение духовной жизни его времени. Поэтому нельзя только по творчеству писателя, пусть даже и столь великого, судить о Русской Православной Церкви в какой-то период ее существования.

Огромная заслуга Достоевского, однако, в том, что он, обладая острым философским умом, высоким художественным талантом, сумел внести в общественное сознание своего времени и, как оказалось, и нашего времени, религиозно-философскую проблематику и показать ее жизненную важность.

- Разве до него и после, этого же не пытались сделать и другие авторы?

 

- Разумеется, религиозно-философские вопросы и ранее разрабатывались русскими писателями, не говоря уже о русских богословах, о переводах отцов и учителей Церкви. Но вот что интересно, многие современники Достоевского, как и наши с Вами современники, считали не только эти работы, но и сами проблемы отвлеченными, мало связанными с жизнью. Своим гениальным творчеством Достоевский сумел показать – и доказать, - используя свой громадный жизненный и духовный опыт, что вопрос о бытии Божием является основным вопросом для каждого человека, неважно, сознает он это или нет.

Федор Михайлович глубоко христианский писатель. Через всю свою жизнь он пронес «сияющий образ» Христа, Которого горячо любил и в Которого не менее горячо верил. Его любовь ко Христу, его вера во Христа были выстраданными.

 

- Тогда несложно понять, почему юный писатель сначала «страстно» увлекся социализмом, принял его, а потом так же «страстно» отрицал идеи Белинского, Петрашевского, Нечаева и через много лет написал роман «Бесы».

 

- Да, увлечение социализмом было связано у писателя с его религиозными исканиями: он тогда не отделял веры в осуществление правды на земле от веры во Христа. Но когда услышал, как Белинский «ругает» Христа, ушел от него. Позже он осуждал идеи социализма и гуманизма.

Достоевский всю жизнь оставался религиозной натурой, всю жизнь «мучился», по его выражению, мыслью о Боге. Поэтому в лице Достоевского больше, чем в лице любого другого писателя, мы имеем дело с философским творчеством, выраставшим в лоне религиозного сознания. Но вся исключительная значимость творчества писателя заключалась как раз в том, что он с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает религиозную проблематику в любых темах, за какие бы ни взялся - темах антропологии, этики, эстетики, историософии, культуры.

Именно в осознании этих проблем с точки зрения религии и состояло то, о чем он говорил, что его «мучил Бог». В «Записной книжке» писателя читаем: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла».

Вспомним хотя бы несколько фактов из его непростой биографии: несостоявшийся расстрел на Семеновском плацу, лишение гражданских прав и состояния, четыре года каторги и пять лет солдатчины… Кто еще из писателей пережил такое?

 

- Возможно, Создатель промыслительно провел его через Семеновский плац и каторгу, через это «большое горнило сомнений», чтобы писатель, как говорил русский историк Е.Тарле, «открыл в человеческой душе такие пропасти и бездны, которые для Шекспира и для Толстого остались закрытыми»?

- Обычно, и справедливо, конечно, прославляют то, что Достоевский с непревзойденной силой раскрыл «темную» сторону в человеке, силы разрушения и беспредельного эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Да, это верно. Антропология Достоевского, прежде всего, посвящена «подполью» в человеке. Было бы, однако, весьма односторонне не обращать внимания на то, с какой глубиной вскрывает писатель светлые силы души, диалектику добра в пораженной грехом душе.

В этом отношении Достоевский, конечно, примыкает к исконно христианской, то есть, святоотеческой антропологии. Н. Бердяев совершенно не прав, утверждая, что «антропология Достоевского отличается от антропологии святоотеческой».

 

- Достоевский первым с поразительной глубиной и точностью описал бессознательную деятельность психики. Его герои часто страдают от того, что не могут справиться с неосознанным, чем-то посторонним в их душе. Почему многие читатели, подобно З. Фрейду, односторонне видят в его творчестве только голые факты, только ад, низменное, демоническое, греховное, беспросветное? Мы с Вами только что говорили, что просвещенный читатель все ищет, ищет что-то в его романах, но никак не может найти. Что он упускает?

 

- Ответ очень прост и очень сложен. Высокая литература, как и философия, всегда содержит мировоззренческую (религиозную) оценку. Если в произведениях Федора Михайловича видеть только «художественность», анализ, анатомию души, значит, не увидеть ничего. Отношение Достоевского к человеку и человеческой судьбе было глубоко христианским. Он показывает человека не только в его «безднах» и падениях, но и в прозрениях, в его величии. Не только грех, порочность, эгоизм, вообще «демоническая» стихия в человеке вскрыты с небывалой силой, но не менее глубоко вскрыты движения правды и добра в человеческой душе, ангельское начало в нем.

Нужен большой труд при чтении его романов, тогда читатель ясно увидит, что писатель показывает единственный выход для человека из этих «бездн», из разложения и распада, к которым ведет грех, и этот выход – всесовершенная любовь ко всем и ответственность за всех.

Только во Христе, в Его Божественной любви, утверждает Достоевский, люди воистину становятся братьями друг другу, только во Христе все «униженные и оскорбленные»приобретают истинный покой, ибо Его «кротость и смирение», Его неизреченная любовь уничтожают сами понятия «унижение» и «оскорбление». Иными словами, общественным идеалом для Федора Михайловича была Церковь, как самое совершенное братство людей в Едином Отце.

- В начале интервью, в предыдущем номере газеты, мы с Вами часто говорили о тех, кто в храм не ходит, для кого «Бог в душе», кто не признает Церковь, это их понимание свободы. В «Братьях Карамазовых» есть философский шедевр «Легенда о Великом инквизиторе», в котором как раз идет речь о христианской свободе. Зачем писательский гений Достоевского родил Великого инквизитора?

 

- Часто считают, что в «Легенде» особенно сурово и жестко Достоевский рисует ничтожество человека, которому не по плечу «бремя» христианской свободы. Но забывают, что слова о том, что Христос «судил о людях слишком высоко», что «человек создан слабее и ниже, чем Христос о нем думал», - это все слова Великого инквизитора – нарочито им сказаны, чтобы оправдать то превращение церковного народа в рабов, которое он затевает. Его неверие в человека как раз и отвергается Достоевским. Основной истиной о человеке остается для писателя то, что человеку невозможно прожить без Бога.

- Можно сказать, что Пасха – Светлое Воскресение Христово – это и есть праздник свободы человека?

- Свободы как последней, главной сущности человека, и она – во Христе. Вот почему ее истинное понимание с такой силой отвергает Великий инквизитор. Никто в литературе не раскрывает проблематику свободы с такой силой, как Федор Михайлович, ни один художник в этом не стоит выше ни до, ни после него.

В конце жизни Достоевский высказывает свое заветное желание: «Я хотел написать книгу об Иисусе Христе, где намеревался показать, что Он есть чудо истории, и появление такого идеала, как Он, в человечестве, в этом греховном человечестве, есть еще большее чудо. Я хотел доказать еще, что этим нравственным обликом Христа, как дерево соками, жило, живет и сотни веков еще будет жить человечество». Христос Воскресе!

 

- Воистину Воскресе Христос!

Беседовала

Людмила Козельцева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...