Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I. История физической культуры и спорта зарубежных стран

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Факультет ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛЕКЦИЯ № 1

По дисциплине «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

тема: «ИСТОКИ СПОРТА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

 

Для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей

  Утверджено на заседании кафедры пр. №__от „___”__________2015 г. Зав. кафедрой _______________________________

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Общие положения физической культуры.

2. Истоки атлетики в Древней Греции.

А) миккенский период;

Б) архаический период;

3. Мифы, легенды и атлетика Древней Греции.

 

Литература:

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 312 с.

2. Олимпийский спорт: в 2 т. / В.Н. Платонов, М.М. Булатова, С.Н. Бубка [и др.]; под общ.ред. В.Н. Платонова. – К.: Олимп. л-ра, 2009. – Т.1. – 736 с.: ил. – Библиогр.: С. 730-735.

3. Платонов В.И. Олимпийский спорт: уч-к (в 2 кн.) / В.И. Платонов, С.И. Гуськов. – К.: Олимпийская литература, 1994. – Т.1. – С. 20-75.

 

Часть I. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80— 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным). Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.) - накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.

Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя; л

3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;

4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

 

2. Истоки атлетики в Древней Греции

 

Исторические корни атлетики (спорта) в Греции уходят в глубокую древность, когда племена, позднее названные греческими, стали заселять Балканский полуостров и находящиеся рядом с ним острова.

В ІІІ тысячелетии до н.э. на многих островах Эгейского моря, частях побережья будущей Греции и Малой Азии постепенно сформировалась область так называемой минойской культуры, центром которой был о. Крит. В течение многих веков Крит оставался вне зоны войн и крупных социальных потрясений, что сказалось не только на бытовой сфере жизни его жителей, но и на культуре.

Многочисленные находки археологов на о. Крит и в других областях распространения минойской культуры свидетельствуют о включении в программы празднеств состязаний по кулачному бою, борьбе, акробатическим упражнениям.

Сохранившиеся памятники древнего искусства (фрески, статуэтки, сосуды и др.) несут интересную информацию о телосложении и физических возможностях атлетов, об их одежде, технике соревновательной борьбы.

Обломки гипсовых барельефов со сценами кулачного боя и борьбы из дворца в г. Кносс — одном из центров эгейской культуры, расположенном в центре северной части о. Крит, не только хорошо передают напряженный характер состязаний, прекрасно развитую мускулатуру атлетов, но и свидетельствуют о наличии определенных правил, спортивной формы. У борцов были шлемы, похожие на те, что применялись в сражениях, у кулачных бойцов — перчатки.

Во время раскопок на Крите в одном из дворцов был найден бронзовый меч с рукояткой, инкрустированной золотом. На диске диаметром 7 см возле рукоятки изображен атлет, тело которого настолько гибко, что он, лежа на животе, касается ногами головы. В одном из дворцовых помещений сохранилась фреска, запечатлевшая состязание двух мальчиков, которая интересна не только как удивительный образец минойского искусства, но и как свидетельство популярности состязаний у детей.

При раскопках во дворце в Агна-Триада (южное побережье о.Крит) был обнаружен сосуд для питья в виде рога, изготовленный в поздний минойский период (1550—1500 гг. до н.э). На сосуде художник изобразил наиболее драматические моменты кулачного боя: один атлет с мощной рельефной мускулатурой наносит решающий удар, а поверженный соперник сначала опускается на колени, затем падает на землю, из последних сил защищаясь ногами и пряча голову от нового удара [222].

Интересны и изображения акробатической игры с быками, которые позволяют достаточно точно воссоздать содержание этого очень опасного и зах­ватывающего зрелища. Акробаты подходили к разъяренному быку и хватали его за рога. Резким движением бык подбрасывал акробата в воздух. После этого атлет должен был вскочить на спину быка, а затем соскочить на землю. Эти упражнения требовали хорошей физической подготовки, высокой техники исполнения, ловкости, знания повадок животного. В этих играх принимали участие несколько человек, в том числе и женщины, помогавшие главному исполнителю и страховавшие его от травм. Одежда атлетов была одинаковой у мужчин и женщин: высокая обувь, ленты на лбу, особый вид перчаток, ленты вокруг лодыжек, различные украшения. Полагают, что такие упражнения выполнялись на специальных площадках, удобных для исполнения трюков и имевших надежные ограждения мест для зрителей [222].

В более поздние времена игры с быками на Крите и, главным образом, в материковой Греции были упрощены и стали менее опасными: атлеты довольствовались тем, что прыгали сбоку через бегущего быка. Упражнения с быками носили рели­гиозный характер и, как полагают, были уделом высшей знати.

Эти и другие многочисленные исторические находки убедительно свидетельствуют о том, что красота человеческого тела виделась критским художникам в моменты напряжения духовных и физических сил, характерных для спортивных состязаний.

Микенский период в истории развития Древней Греции также известен и другими достижениями в сфере физического воспитания и спорта. Памятники гончарного искусства XVI—XIV вв. до н.э., надписи на надгробиях свидетельствуют об интенсивном развитии спорта, где наряду с теми видами, которые существовали на Крите, появляются и развиваются новые — бег и гонки на колесницах, запряженных лошадьми. Именно к этому периоду относятся многие гипотезы, отражающие наличие соревновательного духа у древних греков, придание этого духа атлетическим упражнениям, позаимствованным из более ранних эпох и у других народов, а также видам состязаний, появив­шимся впервые в микенскую эпоху, — бегу и со­ревнованиям на колесницах [26].

В микенский период не только проявилась связь состязаний с магическими обрядами, посвя­щенными Солнцу, религиозными посвящениями, погребальными обрядами, но и сформировался особый духовный мир Древней Греции, принципи­ально отличавшийся от царившего на Востоке, — мир смелых начинаний, независимости и свободы, стремления к достижениям в различных сферах жизни, в том числе и в области физического и ду­ховного совершенствования человека [24].

Достижения микенской культуры сохранились, также, благодаря бродячим певцам (аэдам), которые обычно были и авторами, и исполнителями песен. Эта устная поэзия, передававшаяся из поколения в поколение, со временем оформилась в две бессмертные поэмы — "Илиаду" и "Одиссею", автором которых считают величайшего поэта древности Гомера. В этих поэмах изображены события, происходившие в микенский период. Герои поэм показаны во время войн, охот, празднеств, обрядов, состязаний.

В архаический период древнегреческой истории (VIII—VI вв. до н.э.) развитие той сферы, которая используя современную терминологию, охватывает физическую культуру и спорт, происходило под влиянием политики, характерной для различных государств-полисов, а также взглядов, сформировавшихся в различных слоях общества. Например, в Афинах достаточное количество средств и времени для занятий спортом имела в основном, аристократия. В ее среде сформировалась потребность в целенаправленной тренировке силы, выносливости, ловкости, в овладении искусством верховой езды, владении оружием.

В этой же среде сформировалось понятие "арэтэ", которое вначале отождествлялось с такими качествами человека, как сила, смелость, физическая подготовленность, отвага, героизм, а в дальнейшем расширилось и охватило еще и такие черты, как благородство, воспитанность, вежливость [18].

Иной смысл в понятие "арэтэ" вкладывался в Спарте, населенной дорийцами, разрушившими там древнюю культуру и цивилизацию, поработившими местное население. Спарта, как уже отмечалось, являлась милитаристским государством и занимала обособленное место среди греческих полисов. Поэтому и представления спартанцев об идеале "арэтэ" были связаны с мужеством и доблестью в бою [87].

На интенсивное развитие атлетических соревнований в Древней Греции большое влияние оказал важнейший элемент бытия и культуры древних греков — агонистика (по-гречески — способный к борьбе) — принцип состязательности, реализуемый в различных областях жизни (труде, искусстве, спорте) с целью достижения наилучше­го результата, признания, прославления сфер деятельности, приумножения личного престижа и славы городов-государств. Агоны — различные соревнования, являвшиеся одной из форм почитания богов, — привлекали большое число участников, стремившихся выделиться своими достижениями в той или иной сфере жизни [11].

Атмосфера острой конкуренции, состязательности и противоборства, без учета которой невозможно понять образ жизни древних греков и их культуру, естественно вытекала из мифов. Известно, что олимпийским богам было присуще соперничество, страсть к соревнованиям. Зевс освобождал Олимпию от власти Кроноса, АполлонДельфы от Пифона. Посейдон соперничал с Аполлоном за Дельфы, а с Афиной — за Афины. Чем иным, если не конкурсом красоты, был знаменитый суд Париса, решавшего, кому из трех великих богинь отдать яблоко, предназначенное прекраснейшей? А сколько раз смертные женщины бросали вызов богиням, осмеливаясь соперничать с ними своей красотой или искусством рукоделия, как это сделала дерзкая Арахна, пожелавшая превзойти в прядении и ткачестве саму богиню Афину. Одиссей добился Пенелопы, победив всех соперников в состязании по бегу, а ПелопсГипподамии — победой в гонках на колесницах.

Глубоко укоренившийся состязательный дух греков часто проявлялся в форме различных конкурсов, которые являлись действенным фактором прогресса Древней Греции, обеспечивая появление уникальных произведений. Музыканты и поэты, художники и скульпторы, философы и ораторы боролись за первенство — главную премию, которая позволяла им выдвинуться и ощутить радость победы.

Существовал даже конкурс младенцев: ежегодно во время праздника Тесмофорий, посвященного Деметре, как Матери прекрасных детей, женщины представляли комиссии своих детей, рожденных в течение истекшего года, и та мать, чье дитя было признано самым красивым, удостаивалась награды.

Таким образом, создавалась атмосфера справедливости, в которой человек имел возможность демонстрировать свое мастерство, заслуги и оспаривать первенство. Превосходство тела и духа в такой атмосфере было поставлено выше происхождения и богатства. Многие поэты, художники, философы, скульпторы, ораторы благодаря соревнованиям и конкурсам добились широкого общественного признания и высокого общественного положения, несмотря на свое родовое происхождение [48].

Известна история, в которой речь идет о художниках и их произведениях, представляемых на конкурсах. Так, Парасий, художник конца V в. до н.э., вступил в соперничество с Зеуксом. Зеукс нарисовал виноград таким естественным, что птицы клевали его. Парасий ответил картиной, которая представляла собой тонкую льняную ткань. На просьбу Зеукса убрать занавес для того, чтобы он мог посмотреть картину, Парасий ответил, что занавес и есть сама картина.

Известна также надпись на разрисованном сосуде, сделанная в VI в. до н.э. знаменитым мастером Эфтимидисом: "Так никогда не смог разрисовать его Эфронис". Эфронис, современник Эфтимидиса, также был великим мастером рисования.

Острая конкуренция существовала между поэтами и мастерами изобразительного искусства. Об этом свидетельствует высказывание Пиндара: "Время не способно уничтожить мое поэтическое творчество, как это будет с творчеством ваятелей".

Естественно, что в этих условиях, пронизанных идеалами соревнования, первенства, достижения физического и духовного совершенства личности, особое значение имели большие атлетические состязания, приобретшие в Древней Греции огромную популярность.

В качестве примера скульптуры в Древней Греции в V в. до н.э. упомянем творчество Поликлета, который, как считается, был учеником Фидия в студии Агелада на Аргосе [52]. У скульптур атлетов, созданных Поликлетом, продолжавшим традиции Аргосской школы, тяжелые конечности, сильная мускулатура и одухотворенные лица. Причем в его скульптурах мощная сила сочетается с определенной долей физического изящества пропорций, в связи с чем в творениях видели совершенные образцы идеального образа человека.

Воспитание спортивного духа в Древней Греции основывалось на том же фундаменте, что и другие культурные ценности греческой цивилизации. И главным среди них было освобождение человека от деспотии. Человека учили верить в себя, в собственные силы и возможности, в высочайшие ценности человеческой жизни. Человек рассматривался как видимый образ божества, поскольку боги у греков имели человеческие черты [114].

Телесное совершенство, физическая и духовная силы для греков представляли собой высшие эталоны, которые, как правило, проявлялись и реализовывались на спортивных аренах.

Явно выраженные у древних греков склонность к соперничеству и постоянное стремление быть лучшим легли в основу греческой философии, рассматривающей личность человека и его достижения как основополагающую ценность. В далекие времена Гомер в "Илиаде" и "Одиссее", опираясь на всю предыдущую древнегреческую историю, возводит в наивысшую ценность идеал греческой нации — гармоничное сочетание у человека физического и ментального совершенства, доблести и высоких моральных, духовных и интеллектуальных качеств. Основой для достижения этого идеала на протяжении всей древнегреческой истории являлись состязания, постоянное стремление к достижениям и подвигам.

Вся греческая мифология, отражая взгляды и помыслы создавших ее людей, построена на постоянном соперничестве богов, героев и простых смертных. Боги Олимпа восстали и победили в борьбе с титанами и гигантами, утверждая свое господство и силу разума. Они жестоко соперничали и между собой за право быть покровителями и защитниками городов. Полубоги и герои постоянно соревновались в совершении подвигов и мужественных деяний. Смертные состязались за первенство в различных видах ремесел, в актерском и театральном мастерстве, живописи, скульптуре и архитектуре.

Соревновательный дух, стремление к первен­ству и превосходству порождали постоянную борьбу за власть в отдельных городах-государствах, конфликты и войны между многочисленными городами и являлись движущей силой для завоевания и освоения новых территорий.

Среди множества как позитивных, так и негативных сторон постоянного соперничества, характерного для древних греков, важную роль постепенно заняли атлетические состязания, приобретшие идеализированную форму и ставшие важной составной частью культуры, в которой открытое, честное и справедливое соревнование в борьбе за первенство являлось добродетелью и образцом для подражания. Именно такой подход к соревнованиям атлетов был характерен для архаического и, особенно, классического периодов в истории Древней Греции. Он в полной мере проявился при проведении Олимпийских игр и других всегреческих соревнований и в значительной мере был утрачен в период Римской Греции.

 

3. Мифы, легенды и атлетика Древней Греции

 

Существуют различные теории происхождения спорта. Одна из них, долгое время главенствовавшая в отечественной истории и теории физической культуры и спорта, гласит, что спорт появился как практика и подготовка к трудовой и военной деятельности. Охотникам и воинам требовалось быстро бегать, метать копье, прыгать. Когда эти действия перестали быть жизненно необходимыми, они продолжали существовать как развлечения и средство соревнований.

Другая теория рассматривает спорт как биологическую необходимость, средство реализации, согласно Платону и Филострату, врожденного импульса движения. Не менее существенным в этой теории является необходимость в спорте как средстве освобождения от присущей человеку агрессивности, использование игры для смягчения чувства тревоги.

Обе теории имеют под собой достаточно оснований и подтверждений в истории. Однако когда речь идет о спорте Древней Греции, об истоках олимпизма, мы, несомненно, обращаемся к третьей теории зарождения и развития спорта — теории культа.

Нереально отыскать во мгле веков цели и даты первых соревнований в беге, борьбе, метании диска или копья, гонках на колесницах; имена тех, кто первым испытал радость побед и горечь поражений в атлетических (спортивных) соревнованиях. Начала этих явлений, как и всех остальных в жизни древних греков, окутаны густым туманом мифов и легенд и отделить здесь вымыслы от исторической правды, пожалуй, невозможно.

Роль мифов в истории Древней Греции исключительно велика в силу того, что они были непосредственно связаны с религией и историей страны. Мифология обогащалась в течение многих столетий, в каждой местности возникали свои мифы или варианты уже известных, реальность переплеталась с вымыслом в соответствии с теми или иными историческими событиями и конкретными потребностями.

В наше время крайне сложно создать абсолютно достоверное представление о мифах, существовавших в Древней Греции, уяснить роль, которую они играли в жизни греков в те далекие времена. Однако произведения изобразительного искусства, письменные источники позволяют охарактеризовать греческую мифологию и показать, как мифы определяли развитие древнегреческой цивилизации.

Первоначально героические истории воспевались аэдами во дворцах микенских царей (XIV— XII вв. до н.э.). В X—IX вв. до н.э. ионийцы стали создавать поэмы о жизни и деяниях своего народа, что привело к созданию древнегреческого эпоса. Эта традиция достигла вершины в произведениях Гомера "Илиада" и "Одиссея", которые, как полагают историки, были созданы в IX—VII вв. до н.э. Точные даты жизни Гомера неизвестны и хронологический период, к которому можно отнести жизнь поэта, достаточно широк — от XII до VII вв. до н.э. Согласно Гомеру, боги образуют на небе, или, вернее сказать, на вершинах гор, где они живут, настоящую республику, небесное государство, созданное по образцу эллинских государств-городов; но в этом государстве все граждане являются в некотором роде царями. Боги обитают в золоченных палатах и проводят жизнь в веселых пиршествах. У них те же страсти и те же понятия, что и у людей. Боги, имея тело, подобное человеческому, обладают такими же потребностями, как и люди. Они едят, спят, могут испытывать голод и усталость. Однако, в отличие от людей, тело богов бессмертно; оно всегда остается молодым и обладает такой силой, какой никогда не могут достигнуть тела людей [103].

Древнегреческая философская мысль стремилась и к решению проблем разума, формируя и рассматривая возвышенную концепцию гуманизма. " Илиада " и " Одиссея " выражают тогдашний интеллектуальный и духовный идеал, обладавший двумя принципиальными чертами — физической доблестью и ментальным совершенством. Этим двум качествам суждено было гармонично сосуществовать на протяжении всей последующей истории древнегреческой культуры. Такое гармоничное сочетание моральных, физических и интеллектуальных качеств стало выражением классического духа. Существовавшее у древних греков глубокое понимание концепции разума и философии жизни привело к формированию идеалов в воспитании подрастающих поколений.

Страсти богов сильнее, чем у людей, планы целесообразнее, мировоззрение шире. Богам не чужды чувства ненависти и любви, гнева и зависти, ревности и мстительности. Они преследуют каждого, кто вызвал их неудовольствие. Боги не отличаются ни беспристрастием, ни правосудием. Они требуют от людей почестей, гневаются на невнимание, наказывая всякими бедствиями. Поэтому люди стараются заручиться их расположением. Благодаря превосходству своей природы боги познали все человеческие радости в усиленном виде, как и горести и печали.

Эллинский ум никогда не отделял религиозной власти от государственной. Народные собрания или заседания совета начинались жертвоприношениями. Ораторы, начиная речь, обращались к богам-покровителям. Гражданские законы, торговые уставы, различные государственные акты находились под охраной богов. Деньги и таблицы мер носили священный характер.

Религия вмешивалась во все стороны жизни греков, и очень немногие умы могли подняться выше признаваемых ею догм и верований. Однако религия не стремилась к неограниченной власти над умами людей, которую она не в состоянии была бы надолго удержать. Религия была подвижной и ее можно было приспособить ко всем событиям общественной и частной жизни.

Различия в верованиях, характерных для многих государств Греции, были естественными, не вызывали ни религиозных войн, ни преследований, ни осуждений. Терпимость к верованиям, отличающимся от их собственных, была характерна для греков. Они спокойно воспринимали сомнения в божественном превосходстве богов, различия между философскими изысканиями и религиозными догматами. Сословие жрецов не было прочно организованным, государство и религия постоянно обменивались чиновниками и жрецами.

Религия древних греков была близка человеческому пониманию, не впадала в крайности, не требовала от людей больших усилий и слабо влияла на нравственные устои жизни, характеры и страсти людей. Человек хорошо чувствовал себя среди верований и дивных вымыслов, они были естественны для него, он с легкостью выполнял религиозные обязанности, потребность к которым коренилась в самом сердце народа. Как ни бессмысленны были некоторые обряды, они казались эллинам очень важными — и ни философы, ни христианство ничего не могли с этим поделать.

У каждого города были свои боги, которые назывались гениями, героями и которыми обычно являлись обоготворенные и обраставшие легендами после смерти души людей, в большинстве случаев знаменитых предков народа.

Согласно верованиям греков, душа людей не покидала тело и из глубины своих могил они заботились о городе и охраняли страну. Всякий человек, оказавший городу крупную услугу, одержавший для него победу или совершивший другой подвиг, становился его божеством.

Общеэллинские боги, которые были связаны с важнейшими явлениями жизни и природы, — Зевс, Гера, Афина и другие — в каждом из городов приобретали свои особенные черты. У большого количества городов богом-покровителем был Зевс, в Аргосе и Самосе — Гера, в Афинах и Спарте — Афина. Но это все были различные боги, принадлежавшие городу, они не могли покровительствовать иностранцам, которые не допускались в храмы.

В соответствии с требованиями греческой религии, каждое государство имело своих богов и свою особую религию, которую жители ревностно оберегали. Отсюда и стремление к абсолютной независимости, к созданию собственного свода законов. Каждое греческое государство устанавливало свои строгие границы, которые были священными и за которые не распространялись ни религия, ни влияние богов соседних полисов.

Крайнее раздробление территорий и стремление к обособленности множества мелких государств являлось поразительной чертой античной Греции. Принято считать, как уже отмечалось, что это было следствием природных особенностей страны, разделения ее территории пересекающимися горами, наличия множества заливов и островов. Но даже в тех случаях, когда полисы не разделялись ни горами, ни водными преградами (например, Фивы и Платей, Спарта и Аргос, Сибарис и Кротон), не проявлялось никакого желания к объединению, а стремление к изолированности было не меньшим, чем в случаях, когда государства разделялись морем или горами.

Могущественными препятствиями, не допускающими объединения, являлись религиозные воззрения, боги, культы, святилища. Вследствие этого древние греки даже не могли вообразить никакой другой общественной организации, кроме государства-города. У каждого полиса были свои праздники и обряды, а календарь строился в соответствии с ними. В каждом полисе существовали собственные денежные единицы, весы и меры. Греки считали недопустимым что-либо общее в различных государствах. Даже браки между жителями различных полисов не допускались и считались недействительными, а родившиеся от таких браков дети признавались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.

В греческой истории нередко случалось, что два или несколько государств объединялись в союзы в виду общей выгоды или с целью противостояния военной опасности. Однако эти объединения не допускали ни полного слияния, ни наличия общей религии, ни создания единого правительства или общего свода законов. Именно религия создавала из каждого полиса независимую и изолированную организацию, не допускающую полного объединения. Поэтому и различные соглашения между полисами и союзы между ними носили ситуативный характер, не были стабильными, допускали нарушение соглашений, выход из союзов и объединение с противными сторонами, как это многократно имело место в истории военных столкновений между греческими государствами.

В каждом городе люди воздавали своим богам почести, ожидали от них защиты. Жители городов постоянно приносили богам щедрые дары, однако требовали от них забот о процветании города. Считалось, что во время войн боги города участвуют в битве вместе с его гражданами. В случае победы богам воздавались почести, так как считалось, что они хорошо выполнили свой долг. Вина за неудачи и поражения также приписывалась богам, которых упрекали в неблагодарности и в плохом исполнении своих обязанностей. Бывали случаи, когда в отместку богам жители низвергали их алтари и забрасывали храмы камнями.

Древние греки смотрели на приношения богам, как на торговые сделки. Они считали, что боги, созданные по их подобию, поступают так же, как и люди, сообразно со своими выгодами: они благодарили тех, кто давал им, и если получили щедрый подарок, должны были отплатить той же монетой. Жертвоприношения богам носили различный характер: умилостивительный, искупительный, благодарственный.

Государства осуществляли подношения богам в виде доли общественных доходов. При распределении земли часть предназначалась богам. Также поступали и с частью добычи, полученной во время войн. Частные лица благодарили богов своими приношениями в случаях занятия общественной или религиозной должности, успеха в атлетических состязаниях или в охоте, совершения выгод­ной торговой сделки, выздоровления после болезни, вступления в брак, рождения ребенка.

Стихийные бедствия, поражения в войнах, эпидемии, неудачи воспринимались гражданами как намек на необходимость оказания почестей богам, осуществления им приношений. Поэтому многие приношения вызывались особыми обстоятельствами и носили экстраординарный характер.

Особенностью веры эллинов было то, что их боги жили на той же почве, что и обычные смертные. Вместе с развитием общества, культуры, жизненным опытом изменялись воззрения и жизненные ценности народа, а вместе со смертными совершенствовались и их боги. Свободолюбивые эллины не знали над собой власти священной книги, навечно закрепляющей догматы веры. Не знали они и власти священнослужителей, так как жрецы воспринимались ими всего лишь как должностные лица, поставленные для исполнения обычных обрядов перед богами, а не хранителями веры. Сама же вера была для них делом всего народа, и каждый мог по своему разумению толковать религиозные предания и легенды о богах, постепенно развивая и обогащая общую веру.

Деятельность, направленная на возвышение и очищение веры, была одинаково близка и простым смертным, и великим сынам Эллады — известным поэтам, философам, художникам. От лучшей части их представлений обновлялся образ божества, вбирая в себя облагороженные чувства и возвышенные воззрения новых поколений и выдающихся умов Греции.

Национальные боги, олицетворявшие грубые стихийные силы, постепенно уходили в прошлое, трансформировались и превращались в божества, воплощавшие в себе светлые и разумные начала, высокие нравственные идеалы. Выше всех богов в греческой вере поднялся Зевс, который из былого бога-громовержца, похвалявшегося у Гомера карающей десницей, постепенно перевоплощается в мудрое и справедливое божество — отца богов и людей, неслышно направляющего дела человеческие на путь истины.

Так произошло и с занявшим свое почетное место рядом с Зевсом легендарным Аполлоном. Стихийные черты его постепенно забываются и он становится для эллинов нравственным божеством, освещающим дорогу путнику, указывающим ему светлый путь в жизни — путь совести и справедливости.

Согласно старинной легенде, Аполлон еще младенцем поразил в Дельфах своими стрелами змея Пифона, взлелеянного Геей, а на месте ее прорицалища воздвиг свой оракул. Искупив грех убийства рабской службой в течение восьми лет у простого смертного, Аполлон приобрел право очищать других. Его совета и наставления испрашивали греки, прибывавшие со всех концов эллинского мира. Исполнение воли дельфийского бога, согласно вере эллинов, помогало и очищало душу, вселяло чувство уверенности за свою судьбу, способствовало разрешению мелких и крупных житейских проблем. Славе Дельф способствовало и то, что, согласно старинному преданию, Зевс выпустил с запада и с востока двух орлов, а в точку их встречи бросил камень — омфал, считавшийся пупом земли.

Во времена расцвета Древней Греции, когда Дельфы стали уже признанной национальной святыней, здесь был воздвигнут храм Аполлона, величие которого определялось не размерами, а соразмерностью, законченностью и совершенством всех частей. Храм облегали стройные колонны. Над ними по полю фронтона и фриза шли искусно выполненные скульптурные изображения богов и славных героев — Аполлона и Артемиды, Геракла, поражающего гидру, Беллерофонта, одолевающего химеру, Паллады, торжествующей над одним из гигантов.

Перед храмом стояла статуя Гомера. Здесь же находились и наиболее ценные из многочисленных приношений, которые во множестве посвяща­ли Дельфийскому оракулу цари, страны и города. В храме располагались статуи Аполлона и Зевса.

Возле алтаря с неугасаемым огнем находилась конусообразная мраморная глыба, которую, по преданию, отыскал Зевс как средоточение земного круга. У алтаря располагался и железный треножник для знаменитого поэта Пиндара, воспевавшего в своих песнях дельфийскую святыню, слагавшего в храме гимны в честь Аполлона. Для эллина творчество поэта было священнодействием, ему представлялось, что творение поэта не от его разума, а от бога.

В храме находилась сокровенная часть оракул, к которому никто не мог входить, кроме жрицы—вещатильницы (пифии). Состояние, в которое впадала пифия, сидящая на треножнике, было вызвано вдыханием ядовитых испарений, подымавшихся из расселины скалы. Выкрикиваемые пифией слова истолковывались жрецами как воля Аполлона. Ответ жрецов сообщался в нарочито неясной или двусмысленной форме. Обращавшиеся к богу, очищались сначала жертвами, затем молитвами и омовением в священной воде Касталийского родника. Затем они с трепетом вступали в храм и приближались к Пифии, вещания которой в ж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...