Эмпирических методов психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Метод наблюдения Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: · пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.); · мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); · речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.); · поведение по отношению к другим людям (положение в кол-лективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.); · наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных си-туациях); · поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам); · поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт); · поведение в основной деятельности (работе). Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются: · многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;
· многоуровневая, иерархическая структура психических явлений; · уникальный характер и неповторимость психических явлений. Существует следующая классификация видов наблюдения 1. В зависимости от позиции наблюдателя: · открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования; · скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
Рис. 4. Классификация видов наблюдения 2. В зависимости от активности наблюдателя: · пассивное – наблюдение без какой-либо направленности; · активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс; · лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной обстановке до максимальной в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и принудительных инструкций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т.е. наблюдением за пациентом в процессе его лечения; · естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности. 3. В зависимости от регулярности: · случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; · систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
· включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри; · невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение. 4. По упорядоченности: · случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; · сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений; · выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению; · систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику. 5. С точки зрения хронологической организации наблюдения: · лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени; · периодическое – наблюдение в течение определенных промежут ков времени; · одиночное – описание отдельного случая. Метод наблюдения имеет свои особенности (рис. 5).
Рис. 5. Особенности применения метода наблюдения
Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.
Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения: · адекватная передача смысла наблюдаемых явлений; · точность и образность формулировок; · обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место. Метод наблюдения широко используется и в педагогической практике. Для педагога внешнее наблюдение – это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями. Самонаблюдение может использоваться человеком как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками.
Эксперимент Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 6, табл. 1). а
б
Рис. 6. Классификация видов эксперимента: а – в зависимости от условий проведения эксперимента;
психических явлений Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях. Естественный эксперимент. Испытуемый не знает во всем объеме о целях и задачах исследования и работает в привычных для него условиях. Исследование осуществляется в естественных условиях, и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты. Естественный эксперимент широко применяется, например, в социальной, педагогической психологии, психологии управления. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования. Таблица 1. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента
Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (табл. 2.).
Таблица 2. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
Беседа
Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 7).
Рис. 7. Особенности применения стандартизированного и свободного опроса
Стандартизированный опрос - опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. Проведение беседы является большим искусством, которым должны владеть педагоги. Этот метод требует особой гибкости и четкости, умений слушать собеседника, разбираться в его эмоциональных состояниях, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний. Анкетирование
Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа: 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы пред-полагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоя-тельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов. При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов: · формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию; · сложные и многозначные слова должны исключаться; · вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости; · включать вопросы, проверяющие степень искренности.
Метод тестирования
Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения. Выделяют следующие виды тестов: · тест-опросник –основан на системе заранее продуманных, тща тельно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности; · тест-задание –включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств; · проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения. Тестирование должно проводится в благоприятных для испытуемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профессионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обследование. В образовании используются все существующие типы тестов, однако среди всех стандартизированных тестов больше всего тестов достижений, дающих «конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени». Именно такие тесты сейчас все больше распространяются и в российской системе образования, составляя, в частности, существенную долю заданий на Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Содержание этих тестов может быть соотнесено в определенных своих частях с образовательными стандартами. Их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент оптимизации учебных программ. Как правило, тесты достижений представляют собой целостные «батареи», охватывают все учебные программы для целостных образовательных систем. В эти тесты входят задания, при решении которых учащиеся должны продемонстрировать свои знания и умения по учебному предмету. Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям: · стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики); · надежности, означающей согласованность показателей, получен-ных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы; · валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен; · практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности. К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «при-вязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т.д.). Результаты теста, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обосно-ванным суждением и формальной обработкой результатов. Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовер-шеннолетних, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|