Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная работа при ринолалии.

Формирование фонетически правильной речи у детей дошк. возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:

1) нормализация «ротового выдоха», т. е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;

5) нормализация просодической стороны речи;

б) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения. При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов. Первый этап — этап «предречевых» упражнений — включает следующие виды работы:

1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция;

4) слоговые упражнения.

На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

Второй этап — этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап — этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.

Четвертый этап — этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля ср стороны самого ребенка и логопеда.

Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:

1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);.

2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

До операции решаются следующие задачи:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков;

З) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

После операции коррекционные задачи намного усложняются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

З) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:

а) массаж мягкого нёба;

б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

в) артикуляционная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:

— увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воз душной струи;

— улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

— выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.

Основная цель массажа мягкого нёба — разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно также легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт.

Гимнастика мягкого нёба включает целый ряд упражнений:

1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба.

2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем нёба.

5. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков а, э, затем — о, у с утрированной артикуляцией. Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда а, э, у, о в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится переходят к плавному произнесению звуков.

Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например, пример: вдох носом — выдох ртом; вдох — выдох носом; вдох – выдох ртом.

При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба.

Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы. Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги.

Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Дыхательные упражнения нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5 – 6 мм, в конце 2—3 мм.

Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в «мыльные пузыри». Более трудным упражнением является игра на духовых инструментах. Необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Одновременно с детьми проводят цикл упражнений, основная цель которых нормализация речевой моторики. Особенности артикуляции детей с ринолалией:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.

Устранение названных особенностей артикуляции — важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения, развивающие губы, щеки, язык:

1) надувание обеих щек одновременно;

2) надувание щек попеременно;

3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;

4) сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз, обнажая оба ряда зубов;

6) «хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;

7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;

11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

12) вибрация губ;

13) движение губ хоботком влево-вправо;

14) вращательные движения губ хоботком;

15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка:

1) высовывание языка лопатой;

2) высовывание языка жалом;

3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

4) поворачивание сильно высунутого языка вправо;

5) поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;

6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка;

9) круговое облизывание кончиком языка губ;

10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;

14) высунутый язык удерживать чашечкой;

15) закусывание зубами боковых краев языка;

16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;

17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т);

18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.

Перечисленные упражнения не следует давать все подряд. Каждое небольшое занятие должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произнесении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь. Вначале звуки отрабатывают в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох.

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку.

Затем ребенка упражняют в повторении гласных с паузами, во время которых он учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении (правильное положение мягкого нёба ему нужно показать перед зеркалом). Паузы постепенно увеличивают до 2—3 с. далее можно переходить к плавному произнесению.

Постановку согласных звуков начинают со звуков ф и п.

Упражнения на постановку и закрепление звуков следует про водить в большом количестве и в самых разных сочетаниях.

Хорошим приемом, облегчающим введение правильно произносимых в изолированном положении звуков в самостоятельную речь, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку бывает легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Дети с ринолалией, посещающие специальный д/сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи устранение лексико-грамматического недоразвития. Включается ряд разделов:

1. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

2. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

3. Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в д/саду на индивид. занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а, э, о, у, ы и согласных п, п’; ф, ф’; в, в’; т, т’; постановка и первоначальное закрепление звуков: к, к’; х, х’; с, с’; г, г’; л, л’; б, б’.

Во втором периоде озвучиваются звуки: и; д, д’; з, з’; ш; р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков: м – п; м’ п’; н – д; н – т; м – б; м’ – б’.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...