Тематика по спецификации: «пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задание: Найдите предложение с осложняющим синтаксическим компонентом (вводные слова, обращения) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала. НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. Функции вводных слов в речи
Обратите внимание, что · вводные слова представляют собой слово или словосочетание (кажется, по правде сказать и др.); · вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что имеют грамматическую основу, сравните: по сообщению газет - вводные слова, как сообщают газеты - вводное предложение; · вводные слова и предложения обобщённо называют также вводными конструкциями; · вводные конструкции не являются членами предложения и их можно убрать из предложения, не нарушив его целостности, сравните: Эта безлунная ночь, казалось, была так же великолепна. - Эта безлунная ночь была так же великолепна. · вводные конструкции на письме всегда обособляются, то есть выделяются одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения) и двумя запятыми (если стоят в середине предложения). Например: К моему огорчению, он не прислушался к разумному совету. Он не прислушался к разумному совету, к моему огорчению. Он, к моему огорчению, не прислушался к разумному совету.
Обращения Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты? Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин). Помни, что обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения. Обращение выделяется запятыми. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1. Читаем внимательновсе предложения. 2. Анализируем постановку знаков препинания в предложении. 3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания. 4. Определяем характер осложнения предложения ЗАДАНИЯ 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Побледнел Сашка,(1) съёжился,(2) облило тело ледяным потом,(3) сдавилось сердце – идёт комбат,(4) конечно,(5) проверять,(6) исполнен ли приказ его! 2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. За ним-то,(1) наверное,(2) и свернул Жора с дороги,(3) и словно услышал Сашка его голос: «Смотрите,(4) ребята,(5) цветок какой! Красота!» 3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Главы были поставлены,(1) и новёхонькие стены закрасовались,(2) как молодицы на гулянке. Это глазом легко смотреть: глаз-то он,(3) друзья,(4) барин,(5) а рука,(6) конечно,(7) – работница. 4. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний,(1) а они не покидают,(2) да и никогда,(3) наверное,(4) не покинут тех,(5) кто прошёл войну,(6) когда снова и снова передо мной встают те,(7) кто пал на поле боя,(8) я думаю о ёлочке,(9) которая растёт в лесу на пне. 5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из клacca,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь, (4) о которой никто, (5) видимо, (6) не имел представления. 6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Кур,(1) правда,(2) тут давно нет. При игре в прятки это было самым укромным местом,(3) а вечером туда вообще заходить боялись. Налево от дорожки – огород. Вернее,(4) это был сад-огород. 7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. И мама показала,(1) как стоят балерины: подтянулась,(2) даже,(3) кажется,(4) выше стала,(5) и одну ступню вплотную приставила к другой,(6) ровно посредине. 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я вспомнил,(1) как отец уходил с ружьём. Яркой вспышкой озарило меня прошедшее,(2) но не забытое мгновение,(3) точнее,(4) чувство: мы с мамой провожаем его до угла,(5) где висит почтовый ящик. 9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Вот и сейчас мать наклеила красивую марку,(1) как в детстве… Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке,(2) слева на столе. И мать,(3) вероятно,(4) долго выбирала,(5) пока остановилась на этой – зелёной и красивой. 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2) облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана. 11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Бывало,(1) проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» И действительно,(2) она любила Пушкина и всё пушкинское – его бумаги,(3) книги,(4) вещи – особой,(5) материнской любовью. 12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Прочитав вслух моё сочинение,(1) Игнатий Дмитриевич поднял меня с места,(2) долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого,(3) конечно,(4) особенно дорогую похвалу: «Молодец!» 13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Пётр Петрович Лукин знал математику блестяще и лектором был превосходным. Ходили,(1) однако,(2) слухи,(3) что на экзаменах он отличался свирепостью. Студенты заранее боялись сессии,(4) поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской. 14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Наташка взяла жестяную банку с червями и, (1) заглянув внутрь, (2) презрительно сказала: – Разве это черви? Вот у тёти Марьи на огороде… И вывалила наших червей в глубоченную яму, (3) приготовленную для силоса. Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, (4) может, (5) с полчаса копали у конюшни. 15. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове. Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон. 16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. – Хочешь драться? Бей, (1) я один здоровый. Они раненые. А его отец, (2) – высокий кивнул на очкастика, (3) – рядом с твоим, (4) может, (5) лежит. 17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Яровой поднял голову, (1) и лётчики увидели его глаза… И каждый подумал в ту минуту, (2) что, (3) очевидно, (4) такими они бывают, (5) когда Яровой идѐт на цель на своём самолёте и жмёт на гашетки, (6) обрушивая на врага снаряды и бомбы… 18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но и этот громкий голос пролетел, (1) видимо, (2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика, (3) вся была сосредоточена на этом скрипе и, (4) когда наконец он раздался, (5) вздохнула с облегчением: – Ступайте, (6) дети. Я очень устала. 19. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. – Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. 20. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении. Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин). Литература 9-е классы С. 97-105 составить сложный план (статья о биографии М.Ю. Лермонтова) С. 294-312 прочитать стихотворения М.Ю. Лермонтова, выбрать понравившееся и проанализировать по плану (в анализе помогут страницы 106-121, где разбирается каждое стихотворение):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|