Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о развитии и формировании личности, движущие силы развития




Главной целью работы школы является процесс формирования личности ребенка, ее гармоничное развитие. Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих при анатомо-физиологическом созревании человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Социализация личности - процесс усвоения индивидом социального опыта, ценностей, норм, элементов культуры, учреждений, присущих обществу, социальных групп, к которым он принадлежит. При этом человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Таким образом, все эти понятия не тождественны, как не тождественные понятия человек и личность.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. Человек представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид (от лат. Иndиvиduum - неделимое) - человек, как целостный и неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами, которые выступают как предпосылка развития личности и индивидуальности.

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, что характеризует человека как члена общества.

Человек как биологическое существо и как индивид - неповторимый представитель человеческого рода - предстает перед нами прежде всего в своих природных и биологических особенностях, составляющих предпосылку и условие ее социального развития. Человек-личность как социальное существо - высшая ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Если понятие человека как биосоциального существа отражает одновременно и биологические, и социальные качества, то понятие личности означает специфическую общественную особенность человека и связано с усвоением материального и духовного опыта, накопленного человечеством. Личность наделена определенной степенью осознания мира и самосознания. Индивид становится личностью, когда он в состоянии оценить не только окружающую его среду, но и свое положение в нем и тем самым действовать сознательно и целенаправленно.

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие, отличие одного человека, личности от другой.

Итак, человек, как личность, характеризуется:

• самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познания себя и поиск смысла жизни);

• активностью (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

• наличием "Я-образа", - системы представлений человека о себе реальную, себя ожидаемую, себя идеальную (выявляются в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

• направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

• способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

• характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

На основе сопоставления понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" психологи утверждают (А.Асмолов, А.Петровський): взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усваивает общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующую мир, может быть передано формуле: индивиды рождаются, личностью становятся, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отстаивают.

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи, личностные качества - психические и социальные - формируются, развиваются пожизненно, можно сделать вывод: объект и предмет педагогики - личность человека во всем многообразии ее природных и социальных свойств, качеств и проявлений; процесс воспитания, обеспечивающей целенаправленное формирование и развитие личности. Психическое развитие человеческого индивида - обусловленный процесс. Признание и понимание детерминированности развития - основа практического управления им. История предшествующего развития человеческой жизни влияет на его онтогенез двумя путями: биологическим и социальным. Поэтому возникает проблема соотношения роли биологического (природного) и социального (общественного) в становлении индивида как личности. В решении этой проблемы нельзя противопоставлять биологическое и социальное, в онтогенезе человеческой психики имеет место единство биологических и социальных факторов, в котором ведущая роль принадлежит социальному.

Фактор (то, что делает) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, это явление, которое взаимодействует с другими в процессе развития целого. История науки отражает различные методологические подходы к факторам, которые обуславливают развитие личности. Представители биологизаторские концепции решающую роль отводили наследственности, которая определяет все будущее человека, его умственные способности, мораль, поведение - фатально обусловливает ее судьбу. Представителями этой концепции были: Е.Геккель, Ф.Мюллер, В.Штерн, Дж.Дьюи, Е.Торндайк. Представители социологизаторськои концепции считали, что человек рождается "чистая как доска" (лат. tabula rasa), на которой постепенно, под влиянием опыта и воспитания, появляются письмена. Ведущая роль среды отрицает активность самого человека в развитии, именно среда определяет различия в умственных способностях. Недостатки среды определяют склонность человека к правонарушениям, пьянства. Эту точку зрения разделяли 3.Зазо, Е.Шпрангер, Вундт.

В конце XIX в. возникла наука о целостное изучение ребенка - педология. Считалось, что психологи, социологи, врачи и педагоги составят теорию, в которую войдут все наиболее ценные выводы и достижения этих наук. Широкое распространение педология была в Советском Союзе в середине 20-х годов XX в., При этом биогенетическая концепция очень быстро была искоренена. Социогенетическая концепция преувеличивала роль среды. Считалось, что ребенок - это на 90% продукт средовых воздействий и только на 10% его поведение определяется инстинктами. Эта концепция унижала роль воспитания, но педологи впервые сделали попытку не только описать, но и объяснить педагогические явления. От педологии потребовали срочного решения проблем формирования человека нового общества. Итак, в 1936 г. педология была названа лженаукой и она была запрещена. Современная наука признает три ведущих фактора в развитии и формировании личности: наследственность, среда и воспитание. Но рассматривать эти факторы необходимо в их диалектическом единстве, взаимодействия, взаимовлияния.

Наследственность как фактор развития (неуправляемый фактор)

Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Генотип определяет анатомо-физиологической структуры организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, пол организма, стадии его созревания, а также ряд морфологических и функциональных особенностей организма. Генотип нервной системы несет в себе наследственно обусловленные огромные потенции образования новых потребностей, форм поведения и их психических процессов.

Что же человек наследует?

- Физические особенности: внешние расовые признаки, окраска кожи, волос, цвет глаз, черты лица, телосложение, особенности нервной системы, на основе которых в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности;

- Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание белков в организме, группу и резус-фактор крови и др..

- Аномалии в развитии организма: "шестой палец", "заячья губа", "волчья пасть", помутнение хрусталика глаза (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм);

- Склонность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др..).

Не все врожденное является наследственным! Генотип организма зависит не только от хромосомного аппарата и генов, но и от внешних условий, которые могут влиять на них: радиация, интоксикация и др. Вследствие этого возникают не наследственные отклонения от нормального развития. Такие аномальные признаки развития являются врожденными, но не наследственными. К ним относятся многие аномалий, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, воздействие алкоголя, родовые травмы и др.

Человеческий индивид от рождения наделен соответствующими задатками, способностями, наклонностями. Задатки - не готовы психические свойства, а природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются только в человеческих условиях жизни индивида, с помощью средств, созданных обществом. Особенно острый спор во взглядах ученых касается наследственности способностей к интеллектуальной деятельности. Генетик М.М.Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта, следовательно, уровень интеллекта не передается по наследству от родителей к детям. Но есть и другая точка зрения, которая утверждает, что умственные способности на 50% определяются наследственностью. Противоречия также вызывает вопрос о наследственности нравственных качеств.

Среда как фактор развития (полууправляемый фактор).

Среда - совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, взаимодействуют с ней как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Среда - это окружение личности, которое можно свести к трем группам:

- Макрофакторы, которые влияют на социализацию всех людей планеты или очень большие группы людей (космос, планета, мир, страна, государство, общество);

- Мезофакторы влияют на большие группы людей, которые определяются по национальным признакам (этнос) по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по преданию предпочтения тому или иному средства коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).;

- Микрофакторы, которые воздействуют непосредственно на конкретного человека (семья, группы сверстников, общественные организации, школа).

Для развития ребенка нужно, прежде всего, среду, которое обеспечивает пищу, воздух, свет, тепло и т.д.. Географическая среда - те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология и др.), в которых человек развивается. Окружающая предметная среда необходимо также для развития деятельности ребенка, в частности познавательной.

Наиболее важным для развития ребенка является социальная среда. Социальная среда - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В целом - это люди и группы людей, окружающих человека на протяжении жизни. Они подразделяются: по виду сообщества - общественная формация, класс, группа, за видом группы - семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т., за формирующим влиянием - детерминирующие, тренируя, упражняя, обучая, воспитывая, перевоспитывая; по способу воздействия на форму сознания - правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное; по возрасту - сверстников, старших, младших, смешанное; по отношению к среде - положительное; безразлично, отрицательное; по социальной направленности - социальное, асоциальное, за степенью контактов - непосредственное, опосредованное.

Организованная среда - это, в первую очередь, те социальные институты, на которые в той или иной степени возложены воспитательные функции подрастающего поколения. Это прежде всего семьи учащихся; учреждения культуры; учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы и объединения по интересам, функционирующих по месту жительства и т.д.

От общих отношений людей в значительной степени зависят возможности индивида, развивается, использование им тихие или иных условий для своего развития. В процессе взаимодействия человека с различными группами происходят ее социализация и развитие. Рассматривать социальную среду требуется в связи с жизнью и деятельностью людей. Оно постоянно меняется из-за их практической деятельности. Среда ребенка с возрастом расширяет и изменяет содержание тех условий, которые влияют на его жизнь и развитие. Среда ребенка не является неизменным еще и потому, что она и сама (прямо или косвенно) влияет на него и ведет его к изменениям. Основную форму воздействия общественной среды на психическое развитие ребенка составляет воспитания.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу - что осуществляет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность?

Представители социологического направления (Ж.-Ж. Руссо, К.-А.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Считали, что решающим фактором в развитии и формировании личности является среда, а главным - влияние домашней среды. По оценкам сторонников биологического направления, влияние наследственности на развитие личности составляет 80-90%, влияние среды, по оценкам представителей социологического направления - 90%. Представители биосоциологичного направления (конвергенции) придерживаются мнения, что психические процессы (ощущения, восприятия, мышления и др.). Имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явление социальное. Английский психолог Д.Шаттлеворт считает, что на умственное развитие личности биологические и социальные факторы влияют в следующих соотношениях: 64% факторов - наследственность, 16% - различия в уровнях домашней среды, 3% - различия в воспитании детей в той же семье; 17% - смешанные факторы (взаимодействие наследственности и среды). Исходя из взглядов на роль наследственности или среды в развитии личности, представители этих педагогических теорий отводят и другую роль процессу воспитания в развитии личности: от признания его полного бессилия (при неблагоприятных условиях среды) и пассивного следования за развитием (Ж. Пиаже) до активного вмешательства в поведение человека (жесткая "поведенческая инженерия" Б.Скиннера).

Воспитание как фактор развития (полностью управляемый)

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание в специальном педагогическом смысле - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, ее убеждений, способов поведения в обществе. Его эффективность заключается в целеустремленности, систематичности и квалифицированном управлении. Слабой стороной воспитания является то, что оно базируется на сознании человека и требует его участия в этом процессе, тогда как наследственность и среда действуют Бесчувственно и подсознательное. Посредством воспитания можно частично преодолеть неблагоприятные наследственные задатки, уменьшить негативное влияние окружающей среды. Опыт работы выдающегося педагога А.С. Макаренко, который перевоспитал больше Из тысяч детей и подростков с неизвестной наследственностью и, безусловно, негативным влиянием окружающей среды - беспризорных детей и правонарушителей - доказывает то влияние, которое имеет воспитание на развитие и формирование личности.

Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки и наклонности, которые присущи человеку. Не с каждого человека можно воспитать гения. Опыты Н.И.Ладигинои-Котс показали, что малыш обезьяны, воспитываясь в тех же условиях, что и ребенок, не приобрело ни одной из психических качеств, присущих человеку.

Развитие личности - это не пассивный продукт воздействия среды, наследственности и воспитания. Большое значение при этом имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. В зависимости от активности и внутренней позиции личности, она может сформироваться в разных направлениях. Воспитание успешно ведет развитие, если делает питомца активным участником этого процесса. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет в развитии решающую роль, если оно положительно влияет на потребность личности работать над собой, стимулирует ее активность в этом направлении. Отсюда можно сформулировать закон развития и формирования личности в деятельности: в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется и отношение к окружающему миру. Эта деятельность должна быть направлена на развитие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...