Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Италии в мировой культуре

1. Культура Италии является неотъемлемой частью мировой культуры. На Апеннинском полуострове, который занимал выгодное географическое положение между Адриатикой и остальным Средиземноморьем, принадлежавшие к группе италийских племен латины и сабины основали государство – Древний Рим (753 год до н. э.). Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами «Западная Европа», в исходной своей форме создан Древним Римом и реально существует в пределах былой Римской империи.

Религия, философия, литература

- Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма — почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема — основателей города. С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса — бога начала и конца, Марса — божества солнца, Сатурна — бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму (от греческого antropos — человек, morfe — вид).

- В середине V в. до н. э. был написан первый кодекс римского права — «Законы XII таблиц». Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского права.

- С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Венера — с Афродитой и т.д.

- Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни — переводами с греческого. Первый римский поэт был грек Ливий Андроник, который переводил на латынь греческие трагедии, комедии, «Одиссею» Гомера. Лукреций Кар в научной поэме «О природе вещей» изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Начало римской прозе положил Катон Старший своим трудом «О сельском хозяйстве» (нач.II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона. Не менее знаменитым писателем того, времени был Марк ТеренцийВаррон. Он — единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

Архитектура

- Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции — арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

- базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);

- амфитеатры, (устраивались гладиаторские бои);

- цирки (проходили соревнования колесниц);

- термы (комплекс банных помещений).

- Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка.

- Во время завоеваний Греции и эллинистических государств в Рим в огромном количестве вывозились материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римской скульптуры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре — портретные статуи (традиции этрусков). Римляне создали тип статуи «тогатус», изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа.

Наука и искусство

- В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны.

- Если наука в эпоху поздней империи не получила значительного развития, то архитектура, портретная скульптура, декоративно-прикладное искусство и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол).

- В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектурных памятника — Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон — храм во имя всех богов. Пантеон, круглое в плане здания, перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.

- На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие. Это была религия Христа. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

 

В конце II в. н. э в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. до н.э.. Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья.

 

2. Когда мы говорим об эпохе Возрождения, в первую очередь мы вспоминаем Италию. Так как Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения.

Итальянская литература

В Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» – одного из величайших шедевров мировой литературы. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл «Декамерон».

Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – ЛудовикоАриосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (ВитториоАльфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. АлессандроМандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия ДжакомоЛеопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал ДжозуэКардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.

Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел АльфредоПандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении «Сказки о добродетели» обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии «Мельница на По»; АльдоПалаццески, создавший гениальную сатиру в романах «Сестры Метерасси» и «Кодекс Перл»; Джованни Папини, известный своими книгами «История Христа»,«Конченый человек», а также интеллектуальной сатирой «Гог».

Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был БенедеттоКроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму.

Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша. Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также ИталоКальвино. Роман Умберто Эко «Имя Розы» стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов.

Величайшим итальянским драматургом конца 19 – начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Со второй половины 1950-х годов драматурги ДариоФо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт ФилиппоТоммазоМаринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале – в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, МаргеритаГуидаччи, РоккоСкотелларо, АндреаДзанотто, Антонио Ринальди и МикелеПьерри.

Итальянское искусство

Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был ДжоттодиБондоне. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера: Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи.

Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни БаттистаПиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова.

Италия дала миру много талантливых живописцев: Амедео Модильяни, Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (artepovere). В последнее время международное признание завоевали СандроКиа, МиммоПаладино, ЭнцоКукки и ФранческоКлементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, МиркоБазальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, ДжакомоМанцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер ЛуиджиНерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Итальянская музыка

Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству ПьетроКазеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина.

Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях ПьетроМасканьи, РуджероЛеонкавалло, Умберто Джордано и ДжакомоПуччини. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим ИльдебрандоПиццетти, Франко, Пьетро, ЛуиджиДаллапиккола и ГоффредоПетрасси.

Всемирную известность приобрели «Театродель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров ЭнрикоКарузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов ЭциоПинца и ЧезареСьепи; сопрано Аделину Патти, АмелитуГалли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и МиреллуФрени; меццо-сопрано ЧечилиюБартоли.

Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах ГвидоД'Ареццоизобрел систему нотного письма. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. АрканджелоКорелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, АлессандроСкарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.

В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

Музеи Италии

Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи – Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди – Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.

Итальянское кино

Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В итальянском кинемотографевыделяетютя такие режиссёры, как Роберто Росселини, Витторио де Сика, Дино де Лауренти, Федерико Феллини,ПьетроДжерми, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Микеланджело Антониони, Джузеппе Торнаторе, ДжанниАмелио, ПупиАвати.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...