Задача 1. Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами (по концентрации СО).
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Экология
методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и МИППС направления 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
Краснодар 2015 Составитель зав. кафедрой ТБиЭ, доцент Матасова И.Ю. Экология: методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и МИППС направления бакалавриата 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / Сост.: И.Ю. Матасова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. техносферной безопасности и экологии. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2015. – 28 с. Изложены программа дисциплины, требования к уровню усвоения содержания дисциплины, содержание разделов дисциплины, требования к содержанию и оформлению контрольных работ, задания для выполнения контрольных работ. Библиогр.: 15 назв.
Содержание
Введение................................................................................................... 4 1 Нормативные ссылки............................................................................ 5 2 Инструкция по работе с методическими указаниями......................... 5 3 Программа дисциплины....................................................................... 5 3.1 Требования к уровню освоения содержания дисциплины........... 5 3.2 Содержание разделов дисциплины............................................... 6 4 Методические указания по выполнению контрольной работы.......... 9 4.1 Задания к контрольной работе...................................................... 9 4.2 Оформление контрольных работ................................................ 24 5 Вопросы для самоподготовки............................................................ 25 6 Список рекомендуемых литературных источников.......................... 27
Дисциплина «Экология» входит в учебный план направления 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление. Учебный план дисциплины включает в себя следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную работу с литературой, выполнение контрольной работы (студентами заочной формы обучения). Форма итогового контроля по дисциплине – зачет.
Установочные лекции для студентов заочной формы начинаются в начале семестра, в котором дисциплина изучается по составленному учебной частью расписанию. За счет ограниченного объема часов в лекционном курсе рассматриваются только узловые вопросы дисциплины, даются рекомендации по использованию учебной и справочной литературы. Практические занятия направлены на закрепление изученного теоретического материала и получения навыков решения ряда задач, которые могут возникнуть в ходе практической деятельности будущих специалистов. Практические работы проводятся согласно расписанию в межсессионный период. В процессе работы с литературой следует иметь в виду, что существует большое разнообразие как учебной, так и специальной литературы по изучаемой дисциплине. При разработке методических указаний содержание разделов и тем дисциплины выбрано таким образом, что оно достаточно полно отражено в различных литературных источниках и одновременно удовлетворяет требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов направлений 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление. Выполненную контрольную работу студент заочной формы обучения предоставляет лично на кафедру Техносферная безопасность и экология (ул. К. Маркса, 21б) для регистрации в специально отведенном журнале, проверки и рецензирования. Время, отведенное на проверку работы, - одна неделя с момента ее получения на проверку преподавателем. В рецензии преподаватель указывает допущенные студентом ошибки, рекомендует дополнительные источники для проработки. После исправления всех замечаний студент защищает контрольную работу во время устного собеседования с преподавателем.
К зачету студент заочной формы обучения допускается при наличии положительной рецензии на контрольную работу и выполнении всех практических работ. В течение учебного семестра для студентов заочной формы обучения организуются индивидуальные, а перед зачетом – групповые консультации. Расписание консультаций находится на доске объявлений кафедры ТБиЭ. Кафедра ТБиЭ НПИ КубГТУ расположена по адресу 353900, г. Новороссийск, ул. К. Маркса, 21б. Телефон для справок (8617) 64-22-74.
1 Нормативные ссылки
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы ГОСТ 8.417-2003 ГСИ. Единицы величин Р 50-77-88 Рекомендация. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения
2 Инструкция по работе с методическими указаниями
Основной материал изучается слушателем самостоятельно. В разделе 3 приводятся программа дисциплины, требования к уровню усвоения содержания дисциплины, содержание разделов дисциплины. В разделе 4 даны задания для выполнения контрольной работы, требования к содержанию и оформлению контрольной работы, В разделах 5 и 6 приводятся вопросы для самоподготовки, список рекомендуемой литературы.
3 Программа дисциплины
3.1 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения курса «Экология» студент должен: ЗНАТЬ: общие основы экологии как научной базы природопользования в целом и в своей профессиональной деятельности в частности, основные законы экологии, лежащие в основе охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, структуру биосферы и экосистем, экологические принципы использования природных ресурсов, основы рационального природопользования. УМЕТЬ: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов, принимать экологически безопасные организационно-технические решения в пределах своей компетенции на уровне предприятия, отрасли.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций: - способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); - владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1).
3.2 Содержание разделов дисциплины
1. Предмет и задачи экологии. Цивилизация и природа. История экологии. Экология в системе естественных наук и ее структура. Вопросы для самопроверки: 1. Экология как наука: определение, этапы развития, объекты изучения, внутренняя структура и составные части. 2. Связь экологии с другими науками, необходимость экологического образования и его цели. 3. Задачи экологии в изучении: совместимости человека и биосферы, методов экологизации экономики, диагностики ОПС, методов охраны. 4. Причины возникновения перед экологией глобальных задач. Литература: 1,2,3. 2. Биосфера и человек. Структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека. Оболочки Земли, их структура. Строение атмосферы и ее состав. Озоновый слой и его значение для живых существ. Общие сведения о гидросфере. Круговорот воды в природе и водные ресурсы Земли. Водные ресурсы России. Литосфера. Биосфера как планетарная организация жизни. Энергетический и материальный баланс биосферы. Эволюция биосферы. Роль человека в эволюции биосферы. Понятие о ноосфере. Понятие об экологическом факторе. Окружающая среда как совокупность экологических факторов, определяющих жизнедеятельность организма. Загрязняющие вещества как экологические факторы. Классификация экологических факторов. Природные и антропогенные, биотические и абиотические факторы. Экологические значение основных абиотических факторов: тепла, освещенности, влажности, солености, концентрации биогенных элементов. Вопросы для самопроверки: 1. Структура биосферы и техносферы, их взаимодействие и формирование экосферы.
2. Уровни биологической организации, их устройство и описание: молекула—клетка - организм—популяция – экосистема - биосфера. 3. Экосистемы и их слагаемые: автотрофы, гетеротрофы и консументы. Трофические цепи и их уровни. 4. Экологические факторы: биогенные и абиогенные, их составные части и общее воздействие на ОПС и человека. Закон минимума Либиха. 5. Абиотические факторы и их экологическое значение: температура, давление, влажность, солнечный свет, скорость движения атмосферы, рельеф, пища, вода, жилище, состав атмосферы, состав воды и почвы, уровень радиации. 6. Биотические факторы и их взаимоотношения. 7. Понятие экологической ниши, её характеристики и параметры. Литература: 2,5. 3. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. История становления системы «человек-природа». Природные ресурсы и их классификация. Экологические кризисы. Природные катастрофы и техногенные аварии. Антропогенное воздействие и загрязнение окружающей среды: основные источники и причины загрязнений. Влияние отраслей на окружающую среду. Итоги воздействия на атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу. Вопросы для самопроверки: 1. Природные катастрофы и техногенные аварии: различие их причин, характера, длительности, внезапности, масштабов, количества, последствий. 2. Природные катастрофы и их краткая характеристика по схеме: а) причины возникновения; б) характер и масштабы явления; в)экологические последствия; г) возможность и методы прогнозирования. 3. Характер антропогенных (техногенных) воздействий на ОС (физические, химические, биологические), масштабы (локальные, региональные, глобальные); экологические последствия. 4. Основные источники и характер их техногенного воздействия на ОС (промышленные комплексы, агропром, коммунальная сфера, транспорт, строительный комплекс, НГП). 5. Экологические кризисы природного характера, возникшие по техногенным причинам Изменение уровня СО2 в атмосфере и изменение глобального климата 6. Загрязнение атмосферы оксидами серы, азота и другими соединениями 7. Разрушение озонового слоя: причины и последствия 8. Загрязнения гидросферы на континентах; деградация Мирового океана. 9. Природные ресурсы и их классификации по происхождению, исчерпаемости, составу и использованию. Литература: 1,2,3,6,10.
4. Проблемы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Охрана атмосферного воздуха. Рациональное использование и охрана ресурсов пресных вод. Охрана морской среды и Мирового океана. Рациональное использование и охрана недр. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Рациональное использование и охрана растительных и животных ресурсов.
Вопросы для самопроверки: 1. Рациональное использование и охрана ресурсов атмосферного воздуха 2. Рациональное использование и охрана ресурсов пресных вод; 3. Рациональное использование и охрана ресурсов недр (минеральных ресурсов) 4. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов 5. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов (растительных и животных, кроме морских) 6. Рациональное использование и охрана морских биологических ресурсов. 7. Глобальные проблемы исчерпаемости ПР: современное состояние, причины, перспективы, пути решения проблемы. Литература: 3,4,9.
5. Экозащитная техника и технология. Техника и технология защиты атмосферы. Техника и технология защиты гидросферы. Техника и технология защиты литосферы. Техника и технология защиты среды и человека от техногенных воздействий. Параметры состояния окружающей среды. Вопросы для самопроверки: 1. Техника и технологии защиты ОПС и ПР: различие понятий «охрана ОПС» и «защита ОПС». 2. Техника и технологии защиты атмосферного воздуха 3. Техника и технологии защиты пресных вод 4. Техника и технологии защиты морской среды 5. Техника и технологии защиты почв 6. Техника и технологии защиты человека, а также городской и промышленной сред от техногенных воздействий 7. Параметры состояния окружающей среды, (физические, химические, биологические, социальные) и их нормативная база (ПДК, ПДУ, ПДС, ПДВ) Литература: 1,8,9,10. 6. Экологический менеджмент и маркетинг. Механизмы и инструменты экологического менеджмента. Нормативно-правовое обеспечение природопользования и природоохранной деятельности на территории РФ. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологический маркетинг. Вопросы для самопроверки: 1. Правовое обеспечение природопользования и охраны ОПС в России 2. Федеральные, региональные и местные законы, 3. Отраслевые и ведомственные инструкции и правила 4. Государственные и отраслевые надзорныеи мониторинговые органы 5. Цели и объекты международного сотрудничества в области охраны ОПС и ПР. 6. Трансграничный характер большинства геосфер и экосферы в целом, экологическая зависимость государств друг от друга. 7. Противоречия между задачами глобальной защиты ОПС и экономическими интересами государств 8. Деятельность ЮНЕСКО, ЮНЭП, ВОЗ, МАГАТЭ, ГРИНПИС в сфере глобальной охраны ОПС. 9..Международные конвенции по защите: атмосферы (Монреальский и Киотский протоколы); Мирового океана (МАРПОЛ); Антарктиды. Литература: 4,5,7,10.
7. Основы экономики природопользования. Экономические методы управ ления охраной окружающей среды. Экономическая оценка природных ресурсов. Эколого-экономические риски. Экологический ущерб. Плата за использование природных ресурсов и ущерб окружающей среде. Экологическая отчетность предприятий. Вопросы для самопроверки: 1. Экономическая оценка ПР: обоснование необходимости оценки, критерии оценки, её методы, примеры на разных типах ПР. 2. Экономические методы управления охраной ОПС: цели, способы экономического воздействия, органы управления и надзора. 3. Экологические ущербы: характер и масштабы ущербов, критерии их экономической оценки, определение виновников. 4. Плата за использование природных ресурсов и возмещение ущербов ПР и ОПС. 5. Эколого-экономические риски и их оценка в разных промышленных комплексах и сферах деятельности человека. Литература: 1,2,5,9.
4 Методические указания по выполнению контрольной работы При выполнении контрольной работы студенты заочной формы обучения изучают основы экологии. Одновременно студенты знакомятся с нормативно-правовыми документами (федеральные законы, ГОСТ, СанПиН, СП, СНиП, региональные законы, отраслевые требования), чтобы дальнейшем применять полученные знания и навыки в дальнейшем при курсовом и дипломном проектировании в рамках других учебных дисциплин. Контрольная работа включает в себя четыре теоретических вопроса и три задачи. Выбор вариантов для выполнения контрольной работы производится по последней цифре зачетной книжки.
4.1 Задания к контрольной работе
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Вариант № 1 1. Уровни биологической организации, их устройство и описание: молекула—клетка - организм—популяция - экосистема- биосфера. 2. Наводнения, смерчи и штормы. Их краткая характеристика по схеме: а) причины возникновения; б) характер и масштабы явления; в) экологические последствия; г) возможность и методы прогнозирования. 3. Рациональное использование и охрана ресурсов пресных вод: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины исчерпания и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 4. Техника и технологии защиты атмосферного воздуха.
Вариант № 2 1. Абиотические факторы и их экологическое значение: температура, давление, влажность, солнечный свет, скорость движения атмосферы, рельеф, пища, вода, жилище, состав атмосферы, состав воды и почвы, уровень радиации. Закон минимума Либиха. 2. Экологический кризис загрязнения атмосферы оксидами серы, азота и другими химическими веществами (кроме тех, которые разрушают озоновый слой). Описание по схеме: а) характеристика кризиса; б) причины; в) экологические и другие последствия; г) перспективы развития кризиса; д) пути и методы предотвращения. 3. Разрушение озонового слоя: причины и последствия. 4. Рациональное использование и охрана морских биологических ресурсов: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины загрязнения и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. Вариант № 3 1. Зависимость организмов от среды и экологических факторов, в том числе и условий жизни и здоровья человека. Понятие экологической ниши, её характеристики и параметры. Экологические ниши человека. 2. Экологический кризис разрушения озонового слоя. Описание по схеме: а) характеристика кризиса; б) причины; в) экологические и другие последствия; г)перспективы развития кризиса; д) пути и методы предотвращения. 3. Рациональное использование и охрана полезных ископаемых: характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины загрязнения и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 4. Техника и технологии защиты морской среды
Вариант № 4 1. Экосистемы и их слагаемые: автотрофы, гетеротрофы и консументы. Трофические цепи и их уровни. 2. Землетрясения Их краткая характеристика по схеме: а) причины возникновения; б) характер и масштабы явления; в) экологические последствия; г) возможность и методы прогнозирования. 3. Техника и технологии защиты морской среды 4. Экономические методы управления охраной ОПС: цели, способы экономического воздействия.
Вариант № 5 1. Экологический кризис повышения уровня СО2 в атмосфере и изменения глобального климата. Описание по схеме: а) характеристика кризиса; б) причины; в) экологические и другие последствия; г) перспективы развития кризиса; д) пути и методы предотвращения. 2. Экономические методы управления охраной ОПС: цели, способы экономического воздействия, органы управления и надзора. 3. Рациональное использование и охрана энергетических ресурсов: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины исчерпания и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 4. Техника и технологии защиты атмосферного воздуха.
Вариант № 6 1. Природные катастрофы и техногенные аварии: различие их причин, характера, длительности, внезапности, масштабов, количества, последствий. 2. Экологический кризис загрязнения гидросферы на континентах. Описание по схеме: а) характеристика кризиса; б) причины; в) экологические и другие последствия; г) перспективы развития кризиса; д) пути и методы предотвращения. 3. Техника и технологии защиты литосферы (почв). 4. Экологические ущербы: характер и масштабы ущербов, критерии их экономической оценки, определение виновников – всё на конкретных примерах.
Вариант № 7 1. Экологический кризис деградации Мирового океана. Описание по схеме: а) характеристика кризиса; б) причины; в) экологические и другие последствия; г) перспективы развития кризиса; д) пути и методы предотвращения. 2. Глобальные проблемы исчерпаемости природных ресурсов: современное состояние, причины, перспективы, пути решения проблемы. 3. Техника и технологии защиты атмосферного воздуха 4. Плата за использование природных ресурсов и возмещение ущербов природным ресурсам и окружающей среде.
Вариант № 8 1. Природные ресурсы и их классификации по происхождению, исчерпаемости, составу и использованию (по всем позициям обязательно – примеры). Глобальные проблемы исчерпаемости природных ресурсов: современное состояние, причины, перспективы, пути решения проблемы. 2. Техника и технологии защиты пресных вод 3. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины исчерпания и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 4. Плата за использование природных ресурсов и возмещение ущербов природным ресурсам и окружающей среде.
Вариант № 9 1. Рациональное использование и охрана ресурсов атмосферного воздуха: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины загрязнения и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 2. Правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды в России: федеральные, региональные и местные законы, отраслевые и ведомственные инструкции и правила. Профессиональная, административная, экономическая и уголовная ответственность. 3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины исчерпания и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 4. Техника и технологии защиты городской и промышленной сред от техногенных воздействий.
Вариант № 10 1. Рациональное использование и охрана ресурсов пресных вод: а) характеристика ресурса (свойства, состав, типы и разновидности); б) использование (сферы и промышленные отрасли); в) причины исчерпания и характер нарушения качества; г) методы охраны и рационального использования. 2. Экологические ущербы: характер и масштабы ущербов, критерии их экономической оценки, определение виновников – всё на конкретных примерах. 3. Техника и технологии защиты морской среды 4. Параметры состояния окружающей среды, (физические, химические, биологические, социальные) и их нормативная база (ПДК, ПДУ, ПДС, ПДВ)
Задачи Задача 1. Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами (по концентрации СО). Исходные данные для решения задачи приведены в таблице 11.
Оценка концентрации окиси углерода (Ксо) определяется по формуле: Ксо= (0,5 + 0,01N· КТ)· КА· Ку· Кс· КВ·Кп 0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3. N - суммарная интенсивность движения автомобилей городской дороге, автом./час. КТ - коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода. Таблица 1.1. – Исходные данные
Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле: К т= Σ PiKтi, где Pi - состав движения в долях единиц. Значение KТi определяется по таблице 2.2.
Таблица 1.2. - Коэффициент токсичности для разных типов транспорта
КА - коэффициент, учитывающий аэрацию местности (табл.4.3). КУ – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона (табл. 4.4). Кс - коэффициент, учитывающий изменения концентрации углерода в зависимости от скорости ветра (табл.4.5). Кв - то же относительно влажности воздуха (табл.4.6). Кп - коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений (табл.4.7).
Таблица 1.3. - Коэффициент, учитывающий аэрацию местности
Таблица 1.4. - Коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона
Таблица 1.5. - Коэффициент, учитывающий изменения концентрации углерода в зависимости от скорости ветра
Таблица 1.6. - Коэффициент, учитывающий изменения концентрации углерода в зависимости от влажности воздуха
Таблица 1.7. - Коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений
ПДК автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м3. Снижение уровня выбросов возможно следующими мероприятиями: - запрещение движения автомобилей по магистральным улицам; - ограничение интенсивности движения до 300 авт/час; - замена карбюраторных грузовых автомобилей инжекторными; и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|