Обособление дополнений с предлогами
Косвенная и прямая речь Прямая речь
Чужая речь — это высказывание других лиц.
Чужая речь может передаваться прямой и косвенной речью.
Прямая речь передает слова говорящих буквально, без изменения формы:
Я сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»
Миша ответил: «Хорошо, я заеду за тобой в пять утра».
Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: я сказал, Миша ответил).
При передаче прямой речи на письме прямая речь заключается в кавычки.
Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:
Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»
Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире, например:
«Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.
Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире, например:
«Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.
«Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.
Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так: если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире.
Без авторских слов:
«Выслушайте меня когда-нибудь до конца».
«Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».
«Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».
С авторскими словами:
«Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».
«Меня зовут Фомой, — ответил он, — а по прозвищу Бирюк».
«Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».
Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Без авторских слов:
«Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».
С авторскими словами:
«Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».
Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Без авторских слов: «Что вы тут делаете? Букет вяжете?» и «Что вы тут делаете? — промолвил Базаров.— Букет вяжете?»
С авторскими словами: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу». «Ну хорошо, хорошо! — засмеялась Валя.— Я никому не скажу».
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей.
Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.
Антон сказал, что завтра мы поедем за город.
При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.
Например:
«Эй, Петя, ты сдал экзамен?» — спросила Надя (прямая речь).
Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Способы передачи чужой речи:
1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет». 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый. 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай. 4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения
Диалог и способы его оформления Способы передачи диалога
Наиболее распространённый способ передачи диалога: каждая реплика начинается с новой строки и предваряется тире. Кавычки при этом опускаются:
— За дверью никого нет! — сказал доктор. — Это тебе так показалось.
— Нет, не показалось, — возразила сова. — Я слышу, что кто-то скребется (Чуковский).
Существует другой способ: каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой при помощи тире (если нет указания, кому эти реплики принадлежат):
И женщина говорит: «Простите, это у вас хлеб?» — «Да вот купил…» — «А вы не дадите нам?..» (Т.Толстая).
Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается:
Жёлтый Коробейников идёт по вечерней тропинке. Дмитрий Ильич обнимает Ольгу Михайловну в берёзовом лесу. «Ну что он всё таскается к нам», — негодует Ольга Михайловна вослед тощей фигуре. «Да вы не обращайте внимания, дитя моё», — целует её Дмитрий Ильич. «Как вы его терпите, Дима, вы просто святой!» — «Бросьте, дитя моё, чего там! Он и так плох, пусть доживает спокойно! Ему время тлеть, а вам цвести. Вон у меня костыль зацвёл, глядя на вас» (Т. Толстая).
Обособленные дополнения Обособление дополнений с предлогами
Часто обособляются обороты со значением включения, исключения, состоящие из дополнений с предлогами и предложными сочетаниями кроме, помимо, исключая, за исключением, включая: В шторм, кроме самых отчаянных пловцов, никто не купался. Помимо меня, здесь собрались все наши немногочисленные родственники.
В зависимости от смысловой нагрузки, степени распространённости оборота, близости к основной части предложения могут обособляться дополнения с предлогами (или предложными сочетаниями) вместо, сверх, наряду и другими со значением включения, исключения, замещения. Их обособление факультативно. Сравните: В армии пришлось наряду со всеми нести боевые тяготы. Мой спаниель, наряду с другими четвероногими участниками выставки, застыл в ожидании команды.
Вообще говоря, синтаксический разбор предложения — огромная тема. Мы занимались ею несколько предыдущих лет и будем заниматься и дальше. Изложить ее в рамках одного небольшого куска теоретического материала по большому счету невозможно. Здесь мы повторим некоторые вещи, которые надо сделать, когда мы анализируем предложение.
Давайте вспомним, какие бывают классификации предложений. Пойдем от большого к малому. Во-первых, предложения можно поделить по цели высказывания. Предложение может быть:
повествовательным: цель такого предложения — просто описать некую ситуацию; Взошло солнце.
вопросительным: цель такого предложения — поставить вопрос. В таком предложении меняется порядок слов по сравнению с обычным, а на конце, как правило, ставится вопросительный знак (в простом предложении — всегда); Ты скоро придешь?
побудительным: цель такого предложения — поставить кому-то задачу действовать неким образом. В таких предложениях сказуемое зачастую выражено глаголом в форме повелительного наклонения. На конце его может стоять восклицательный знак, а может и не стоять. Давайте мы сделаем это.
Не путайте побудительные предложения с восклицательными.
Все предложения также делятся на восклицательные и невосклицательные. Тут разница довольно очевидна; она выражается интонационно, если же мы анализируем написанный текст, то восклицательные предложения отличаются только тем, что у них на конце стоит восклицательный знак.
Далее мы можем посмотреть на то, простое предложение перед нами или сложное. Сложные предложения отличаются тем, что у них более одной основы. О них мы будем говорить позднее.
Тем самым подразумевается, что мы должны определить грамматическую основу предложения. В этой основе мы должны выделить подлежащее и сказуемое.
Далее мы можем разбить предложение на более мелкие смысловые единицы — словосочетания. Это поможет поставить вопросы от одних членов предложения к другим. Не забывайте, впрочем, что некоторые словосочетания могут входить в один и тот же член предложения, а некоторые вопросы, которые мы ставим, чтобы определить тип связи в словосочетании, отличаются от тех, которые мы ставим от одного члена предложения к другому.
Так или иначе, от грамматической основы мы можем поставить вопросы от одного члена предложения к другому. Давайте еще раз вспомним, как организовано простое предложение.
Во-первых, оно может быть распространенным и нераспространенным. В нераспространенном предложении не может быть ничего, кроме подлежащего и сказуемого, если же в предложении есть хоть один второстепенный член — дополнение, определение или обстоятельство — это распространенное предложение.
Оно описывает некую ситуацию (условно говоря, что-то происходит). Стало быть, у нас обычно есть субъект действия (иными словами, тот, кто действует) и само действие. Они выражаются подлежащим и сказуемым: Человек пишет. Также в предложении может быть объект действия — например, то, при помощи чего, по отношению к кому, с чем осуществляется действие. Объект действия выражается дополнением: Человек пишет (что?) письмо. Человек пишет (кому?) другу. Человек пишет (чем?) ручкой. У субъекта и объекта могут быть признаки — они выражаются определениями, и вопрос к ним ставится от соответствующих членов предложения: Высокий человек (какой?) пишет длинное письмо (какое?). Может быть характеристика и у самого действия — она выражается обстоятельством: Человек быстро пишет (как?).
Однако любого из этих членов может в предложении и не быть. Если в нем нет подлежащего или сказуемого — это значит, что оно односоставное или неполное двусоставное. Неполные двусоставные предложения, как вы помните, возникают только в контексте; без контекста они остаются непонятными, то есть пропущенный член в нем задан какими-то предыдущими фразами. В односоставных предложениях второго главного члена нет; описываемая ситуация подразумевает, что в нем действие понятно по умолчанию или что субъект действия очевиден, неважен или не существует (посмотрите раздел про типы односоставных предложений).
Кроме того, предложение может быть осложненным или неосложненным, но и об этом мы поговорим позже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|