В. Методы организации учения.
ВОПРОС 14. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (классификации и характеристика). Метод – способ, путь достижения цели. Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей /А.В.Хуторской/. Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, составная часть в реализации метода. /Пример: при применении словесных методов используются приемы обоснования, возбуждения интереса, образности, постаноки вопросов, обмена мнениями, обсуждения…/. КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. 1) ПО ИСТОЧНИКУ «ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ» (Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант): Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция; работа с учебником: (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование). Наглядные методы: методы иллюстрации (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), методы демонстрации (опытов, телепередач, фильмов, компьютерных программ). Практические методы: упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие…), лабораторные работы, практические работы, дидактические игры. 2) ПО ВОЗРАСТАНИЮ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): ñ Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают. ñ Репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя. ñ Проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания. ñ Частично-поисковый (эвристический) – учитель разделяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем.
ñ Исследовательский – поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем. 3) КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Ю.К.Бабанского: А. Методы стимулирования и мотивации учения: ДВЕ ИДЕИ: идея ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ и идея ИНТЕРЕСА. Познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Б. Методы организации и осуществления учебных действий: - аспект передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические; - логический аспект: индуктивные и дедуктивные; - аспект самостоятельности: проблемно-поисковые и репродуктивные; - аспект управления: методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя. В. Методы контроля и самоконтроля: устный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос), письменный контроль (сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты), лабораторный контроль, машинный контроль; методы самоконтроля. Выбор методов обусловлен целями, содержанием, особенностями учебного курса и конкретного материала, целью урока, формами организации учебной деятельности. Субъективно выбор методов обусловлен личностью учителя, возможностями учеников, конкретными условиями (имеющимися средствами обучения и временем…). АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Активные методы обучения ориентированы на самостоятельное добывание знаний учащимися, активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Классификация активных методов обучения (Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко). Неимитационные методы: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с книгой.
Имитационные методы: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения, выполнение индивидуальных заданий, разыгрывание ролей (имитация деловой игры), деловая игра. ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ /А.В.Хуторской/. Результат их использования — тот или иной продукт как результат учебно-познавательной деятельности учащегося. А. Когнитивные методы (методы учебного познания). Метод эмпатии (вживания) – «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Помогает почувствовать и познать его изнутри. Метод смыслового видения. …Понять, увидеть первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть, внутреннюю сущность объекта. /Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой?…/ Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Метод символического видения – наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Метод эвристических вопросов /древнеримский педагог и оратор Квинтилиан/ – для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Метод сравнения. Метод эвристического наблюдения. Метод фактов.Метод конструирования понятий. Метод конструирования правил. /Добавим от себя похожий метод: метод выведения закономерностей /. Метод гипотез. Выдвинуть гипотезу, доказать или опровергнуть ее. Метод прогнозирования. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам. Ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил… Внимание к ошибке может быть актуализировано не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин. Б. Креативные методы обучения. Метод придумывания. Метод «Если бы…». Что произойдет, если… Метод агглютинации. Соединить несоединимые в реальности качества, свойства… Примеры: горячий снег, объем пустоты, сладкая соль, черный цвет, сила слабости, мяукающая собака…
Мозговой штурм. С.329. Метод инверсии. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. В. Методы организации учения. Методы ученического целеполагания, планирования. Спланировать свою образовательную деятельность на определенный период /урок, день, неделю; тему, раздел, творческую работу/. Методы нормотворчества. Примеры: «как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку». /Добавим: методы создания алгоритмов /. Метод рецензий. С.331-332. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Задания когнитивного типа. Решите реальную проблему (которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности). * Исследуйте какой-либо объект. * Определите структуру и взаимосвязи изучаемого объекта. * Проведите опыт. Объясните… * Выясните причины сложившейся ситуации… * Докажите… * Вычлените общее и особенное в изучаемых объектах. * Переведите с языка одного предмета на другой (пример: определите цвета дней недели…). * Изучите один и тот же объект естественнонаучными, гуманитарными, философскми, художественными методами познания. Задания креативного типа: Сделайте по-своему (придумайте, дайте определение, сформулируйте…). * Придумайте и изобразите образ чего-либо (в виде рисунка, словами, движениями, посредством звуков…). * Мысленно «проживите» объект, явление, событие (в том числе, и историческое), этапы его развития, опишите свои чувства. * Сочините рекламу, задачу, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, песню, напишите стихотворение, эссе… * Составьте словарь, игру, викторину, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, программу концерта… * Изготовьте поделку, модель, газету, вышивку, фотографию… * Разработайте алгоритм действий или решения какой-либо проблемы, задачи. Задания организационно-деятельностного типа. Составьте план работы. Напишите рецензию…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|