Происхождение концепции десяти Богинь
Первое упоминание о десяти Богинях восходит к Шива Пу-ране (см. V. 50). Согласно этому преданию, демон Дургама по милости Создателя Брахмы обрел власть над Бедами и смог покорить Вселенную, после чего вся Земля была поражена на многие годы страшной засухой. Все существа испытывали невероятные страдания. Боги посовещались и решили послать для спасения Земли Богиню, которая всегда удовлетворяет просьбы преданных себе. Богиня поначалу остановила засуху, а затем напоила всю Землю водой. После этого Боги попросили Богиню сокрушить великого демона и восстановить авторитет Вед. Сражаясь с демоном, Богиня разделилась на десять Богинь, каждая из которых также разделилась на бесчисленное множество Богинь. Так был побежден демон и восстановлены Веды. Поскольку Богиня уничтожила демона Дургама, Ее стали называть Дургой. Десять Мудрых Богинь изначально связаны с мифом о восстановлении Вед, авторитет которых периодически падал вследствие деградации людей и коррупции. Однако от Вед до Тантр связь никогда не прерывалась благодаря Силам Богинь, олицетворяющим искусство тантрических учений и медитативных практик. Богини воплощают Слово и Дух Божественных Вед и постоянно обновляют и освежают Их пред лицом Времени и Смерти.
1. КАЛИ - БОГИНЯ ЙОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ОМ: О грозная Кали, не знающая поражений, Благодетельница наша с черепом в руках, о Источник мира, всепрощения, опоры и Божественная жертва, Слава, Слава Тебе! Ты - Сама Победа, устраняющая все преграды! Ты рассеиваешь болезнь, скорбь, бедствия И Собой пропитываешь все! Слава Тебе, олицетворение мрачного времени! Махатмья, Аргала Стотра 1-2, Маркандея-Пурана
Из всех Богинь Индии Кали - наиболее мистическая и непостижимая. Это - мрачная, деструктивная, ужасающая и непредсказуемая Богиня. Силы разрушения и смерти - это Ее силы, и потому она остается чуждой для многих эстетических почитателей. Кали не похожа ни на прекрасную мадонну, ни на соблазнительную женщину, скорее Она - загадка, мрачная тайна, страшное проклятие и постоянная угроза. И вместе с тем Кали -это таинственное очарование, которое успокаивает сердца в большей степени, чем это делают другие Богини. Кали словно говорит нам: недостаточно формально поклоняться возвышенному, необходдьмопройт11СквозьужасР1ое,чтобыпо-настояще-му оценить возвышенное. И в этом Ее очарование. Известно, что великий святой Парамахамса Рамакришна всю свою жизнь посвятил служению и почитанию великой Богини Кали, но мало известно о том, что именно олицетворяет Кали. Все, что нас сегодня восхищает в Рамакришне, по существу, ему даровала Кали. Таким образом, когда мы с готовностью принимаем идею универсальности Духа, о чем так пламенно говорил Ра-макришна, это означает, что мы с готовностью принимаем дары Кали.
КАЛИ И ВРЕМЯ Санскритское слово «кали» буквально означает «время», когда хотят акцентировать женскую природу времени. Мужская же природа времени обозначается словом «кала». Всем понятно, что время представляет важнейший фактор Вселенной, которая постоянно меняется. Вселенная вечно продуцирует бесконечное множество разнообразных форм, но само Время остается неизменным, хотя люди привыкли его градуировать на прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, вечное и неизменное Время - это сущность, субстанция, которая способна проявлять невечные и из менчивые формы, оставаясь по ту сторону всех проявлений. Точно так же и постоянство фактора движения сокрыто по ту сторону различных направлений движения. Образы времени отражаются в зеркале вечного Времени и не способны изменить его постоянной природы. В лоне этого Времени мы рождаемся, живем и умираем, и сквозь рождения и смерти мы приходим к пониманию высшего предназначения Времени, погружаясь в его вечность. Кали символизирует спиральный процесс развития, изменения и перехода за пределы проявленных форм.
«Все это хорошо, - скажете вы, - но зачем нам представлять Время, как Богиню?» Конечно, Абсолютное Время можно представлять по-разному, спору нет, но то, что оно не абстрактно, - это совершенно очевидно. Следовательно, Время - это некое жизненное поле, сознательная энергия, матрица или межклеточная сущность, энергетический поток или универсальная абсолютная матка, и почему бы нам не оплодотворить наше воображение этим представлением? Можно также размышлять о том, что Время - это выражение Космического Разума, что это - дыхание Космического Духа, подлинная сущность нашего опыта, ритм самой жизни, а не просто математическая величина. Что мы без времени?
Время - наша Мать, Источник, Первая и Последняя Обитель. Вместе с тем время - Мать, которая пожирает собственных детей (самый ужасный из аспектов Кали) и с восторгом отождествляет их с Собой. В процессе приобретения жизненного опыта мы постоянно ощущаем дыхание времени и наделяем его своими чувствами, потому что время - это врожденные чувство и сознание. Мы с ностальгией смотрим в прошлое, даже если оно принесло нам много испытаний, и обращаемся с надеждой к будущему, потому что время - это рождение и смерть, развитие и увядание, что является сущностью земного бытия. Поскольку время - наша жизнь, мы относимся к нему, как к своей собственности, и боимся утратить ее. Однако Кали отвечает нам, что только с утратой нашей привязанности к времени мы сможем властвовать над ним и обрести бессмертие. Женская природа времени проявляется в том, как мы привлекаемся этой вечной природой. Поэтому почитание и поклонение Кали следует понимать как погружение в Вечность, когда все формы поглощаются Вечностью или Сат (вечным Бытием). Время привлекает нас к своим бесчисленным проявленным формам и отвлекает от них притяжением к универсальной и непроявленной Абсолютной форме.
Созидание и разрушение Нет созидания без разрушения. Новое начинает свое существование, когда отмирает старое. Символом разрушения является Богиня Кали, которая уничтожает до тех пор, пока не останется только один Шива. Для нашего духовного пробуждения нам необходимо сначала разрушить привязанность к материальным объектам, выйти за пределы ограниченного знания и ложного самоотождествления, а затем позволить Богу управлять нами. Лишь наша собственная инициатива может избавить нас от невежества и скорби. Именно Кали олицетворяет Силу, которая принимает подобный дар. Мы не просто существуем во времени, но являемся частью этого времени, и мы не просто осознаем изменения, происходящие в нашем теле и уме, но и являемся этими изменениями на шкале вечного и неизменного Времени. По мере роста нашего сознания мы расширяем его ограниченные пределы и все больше отождествляемся с Кали, которая разрушает Вселенную вместе с нами для последующего обновления вечной Жизни Тогда каждое наше чувство, каждая наша мысль и каждое наше дыхание есть жизнь Кали.
Кали как жизнь и смерть Время - это жизнь, а жизнь - это наше движение во времени. С помощью нашей жизненной силы (праны) мы ощущаем время. Таким образом, Кали является также символом праны, или жизненной энергии. Лишь благодаря этой силе мы живем, мыслим и чувствуем. Эта сила воплощена в крови. Следовательно, Кали непосредственно связана с кровью, которая истощается, портится и обновляется. Однако время - это не только жизнь, но и смерть, которая в действительности пресекает существование того, что не обладает постоянной реальностью. Она уничтожает несущественное, чтобы обнажить существенное. Смерть отдельного «я» - это всего лишь путь к вечной жизни. Жизнь и смерть - ритмы времени, отлив и прилив вечного моря. Кали - это жизнь, которая существует в смерти, и смерть, которая существует в жизни. Осознавать жизнь в смерти и смерть в жизни - означает медитацию на Кали. Умирать ежедневно, т.е. умирать для всех забот и тревог, мыслей и чувств, амбиций и уничижений, любви и ненависти, - значит, регулярно поклоняться Кали, сжигая в огне отречения все привязанности. Следует жить так, как если бы каждый день был нашим последним днем, и тогда каждый новый день станет новым рождением. Иными словами, смерть -это всего лишь отдельные гримасы жизни и, стало быть, Кали лишь срывает эти маски, чтобы человек смог увидеть ЗА ними подлинную сущность. Кали является смертью во всех ее формах и на всех уровнях, но прежде всего - смертью отдельного «я», обособленной индивидуальности. Недаром Кали иногда изображают танцующей в огне крематория, что символизирует наше возвращение в Вечность.
Относиться к смерти медитативно — этому искусству обучала не только Индия, но и Египет, и Тибет (вспомните Египетскую Книгу Мертвых или Тибетскую Книгу Смерти). Все эти поучения нацелены не столько на то, чтобы подготовить человека к переходу в инобытие, сколько на действительное осуществление психологической смерти, смерти отдельной личности для воссоединения ее с Божественной Сущностью внутри человека. Б этом и заключается великая миссия Кали.
КАЛИ КАК CAT, ИЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ Прана, или жизненная сила, заключенная в нас, принуждает нас жить и стремиться к дальнейшей жизни. Мы не хотим умирать потому, что вечная и неизменная наша сущность не умирает и не может умереть Кали одаривает каждого из нас таким бессмертием. Только то может оставаться бессмертным, что обладает бессмертием, но все тленное и преходящее неизбежно исчезнет, хотим мы этого или нет. Чтобы достичь Вечности, или Кали, в жертву следует принести нашу смертную природу. Все мы должны умереть. Все мы со смертью утратим свои привязанности, даже свое тело и ум. Как бы мы ни дорожили кем-то или чем-то, все равно придется с этим расстаться навсегда Мы обречены на крушение всех наших надежд на земное вечное благополучие. Уже при жизни мы вынуждены распрощаться с некоторыми иллюзиями. Если мы добровольно отрекаемся от наших привязанностей при жизни, нас ждет бессмертие, но если внешние силы принуждают нас к этому - нам суждено вновь и вновь рождаться, чтобы удовлетворить неутоленные желания.
КАЛИ КАК НИРВАНА Кали как олицетворение смерти нейтрализует все желания и растворяет их в царстве нерождаемости, непроявленности и бесформенности. Кали развивает формы лишь затем, чтобы показать их бренную сущность и увести нас за пределы этих форм. Когда сила Кали пробуждается в человеке, он начинает сознательно избавляться от всех ограничений и привязанностей, продвигаясь к нирване, или шакти Кали, как к своему последнему прибежищу.
КАЛИ КАК ВОЗДУХ В космическом смысле Кали ассоциируется с одним из пяти первоэлементов (с воздухом, или вайю), а с точки зрения аюрведы Кали олицетворяет темперамент ваты. Кали проявляет Себя, как электрическая сила в разрядах молнии и грома, и пронизывает Вселенную потенциальной энергией трансформации. Эта сила непредсказуема, молниеносна и мгновенно воплощается в преобразующих формах изменений. Кали называют темной и мрачной, а между тем Она приносит свет, озарение и трансцендентные преобразования. Она подобна мрачной грозовой туче, которая внезапно выстреливает из себя зигзаги ослепительного огня и все вокруг оглушительно сотрясается от треска и грохота. Своим сверкающим сиянием Кали затмевает свет иллюзорных истин точно так же, как сияние восходящего солнца затмевает свет мерцающих звезд и ночной луны. Таким образом, Кали словно воочию показывает нам тщетность нашей привязанности к мнимому свету, озаряя его ослепительным сверкающим сиянием, которое поглощает все вокруг. Выше уже было сказано о том, что воздух в форме праны и дыхания существует в человеческом теле как неотъемлемый признак присутствия Кали. Следовательно, то, что мы считаем «своим», в действительности принадлежит Божественной Матери Кали, которая забирает свою энергию у нас в момент смерти, чтобы отправить эту силу в путешествие по тонким мирам. Таков великий ритм жизни и смерти.
КАЛИ КАК СВЕРШЕНИЕ Действие и преобразование действия (крия-шакти) являются характерными свойствами Кали. Время и жизненная сила могут как разрушать, так и созидать. То, что совершает Кали, не просто действие, а духовное свершение, которое переплавляет наше перерождение в чистое сознание. Ради этого она наделяет энергией и направляет нас, если мы подчиняемся Ей. Отсюда следует, что если мы желаем выполнить любое значительное действие, особенно йогическое, нам необходимо искать милости Матери Кали, и тогда Ее сила со временем заполнит все наше существо и радикально его преобразит.
КАЛИ КАК КРАСОТА Кали - это красота, ибо время и энергия обладают всем, что преобразовывает и совершенствует. Движение, ритм, танец и жизненная сила непосредственно связаны с богиней Кали и красотой. Красота не ограничивается только возвышенным - в ней есть ужас, страх и даже смерть. Прекрасная женщина может очаровать мужчину, вскружить ему голову, свести с ума и даже лишить жизни. Кали также является недостижимой Богиней, которая внушает безответную любовь и разворачивает Божественную мистерию в царстве форм. Мы не можем окончательно найти забвение и полное умиротворение ни в одной форме, потому что ищем лишь чистое сознание там, где его нет... Чистое сознание - вне форм проявления. Чем больше мы вовлекаем наше сознание в поиск красоты вовне, тем больше удаляемся от судьбы духовной и приближаемся к судьбе телесной смерти, но если мы направляем сознание на поиск красоты внутри нас, то уходим от телесности и приближаемся к духовному бессмертию. Божественная красота ужасна потому, что она обесцвечивает земную красоту и славу смертной жизни. Форма лишь отражает красоту подобно тому, как прекрасное солнце отражается в болоте. Но в болоте солнца нет, как нет и красоты в изменчивой и бренной форме. Красота принадлежит Вечности. Когда увядает цветок, в нем уже нет красоты, хотя его форма отражала красоту. КАЛИ И ШИВА Кали - супруга Господа Шивы и Его энергия. Кала, или Вечное Время, - это иное имя Шивы. Если энергия Шивы -Кали всегда активна и мотивирована, то Шива - это трансцендентальная Реальность, которая выше всех действий и мотивов. Кали - это поток милости, истекающий из сердца Шивы. Кто привлекается этим потоком, того Шива уводит в свою вечную обитель бессмертия. Шива олицетворяет труп, на котором танцует Кали, проявляя жизнь и энергию Шивы. В этом неудержимом танце Кали предстает пред нами то в одной форме, то в другой. Таким образом, Она не представляег собой божество или идола, придуманного каким-то вероучением, но означает объективное изображение существенной Реальности в символической форме.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ Одна часть Кали ориентирована на внешнее и локализована в левой груди, в области сердца, охватывая как само сердце, так и всю систему кровоснабжения. Эту форму Кали традиционно называют Ракта-Кали, или Красной Кали. Другая часть Кали, Бхадра-Кали, расположена в правой груди, в духовном сердце, и ориентирована на внутреннее, т.е. на самореализацию. Кали присутствует в обеих частях, и, стало быть, есть еще третья, промежуточная Кали, или Парамадхьяма-Ка-ли, которая соединяет внешнее и внутреннее воедино.
МЕДИТАТИВНАЯ ФОРМА У Кали темно-синее тело, украшенное гирляндой черепов. Из смеющегося рта высунут длинный язык и видны два клыка. У Нее четыре руки: в одной Она держит острый серп для отсечения голов; в другой - отрубленную голову, из которой обильно льется кровь; третья благословляет, а четвертая дарует бесстрашие. Юбка Кали скроена из отрубленных человеческих рук, а сама Кали танцует на трупе Господа Шивы, попирая Его ногами. Что все это означает?
Темно-синий цвет - это цвет бесконечного Космоса, Веч ного Времени и Смерти. Кали способна преобразовывать эти три фактора непроявленного мира в мир проявленный. Острый серп - это символ отсечения эгоизма. Для несведущего отсечение эгоизма подобно смерти, а для мудрого - это новая и подлинная жизнь, оплодотворенная духовным Знанием, которое отличает вечное от невечного и разрывает узы рабства. Гирлянда черепов - это все творения мира, как и все его воплощения, которые обречены на смерть. Отрезанная голова в руке Кали выражает гибельную идею отождествления духа с телом. Юбка из отрубленных рук указывает на то, что Кали господствует над всеми действиями. Труп, на котором пляшет Кали, означает инертную природу материи, лишенной жизненной силы. Кроме того, труп означает трансцендентную и неактивную природу чистого сознания как источника жизненной силы. Кали иногда изображают старухой или ведьмой, а иногда - очаровательной игривой девушкой. Порой Кали танцует, порой сидит или стоит.
МАНТРА Коренной основой мантры Кали, или Ее семенем, является слог КРИМ, который переводится как «крия» (действие). Простое повторение этого слога указывает на почитание Кали. Однако полная мантра такова: КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ ДАКШИНЕ КААЛИКЕ КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ СВААХАА!
ХУУМ - мантра ярости, гнева и отречения. Этот слог используется также для пробуждения духовного огня и самореализации; ХРИМ - мантра Божественной красоты, милосердия, очищения и преобразований; ДЛКШИНЛ это та энергия Кали, которая отличает праведные мысли, слова и действия от неправедных;
КАЛИКА - иное имя Кали; СБААХАА - мантра посвящения в Божественное Сознание. Мантра КРИМ повторяется несколько раз для того, чтобы направить все наши усилия на внутреннее преображение энергий ХУУМ в экстатическую энергию ХРИМ. Душой мантры Кали является Махакала или Господь Шива, олицетворение Вечного Времени. Лишь время может подтвердить, выстоим ли мы в испытаниях или нет. Наряду с мантрой Кали иногда используется и Кали Янтра. Помимо основной мантры применяют также и другую мантру, посвященную Чамунде, или свирепой форме Кали, о которой повествуется в предании «Дэви Махатмья»: ОМ АЙМ ХРИМ КЛИМ ЧААМУНДААЯЙ ВИЧЧЕ СВААХАА!
Эта мантра начинается с Божественного слога ОМ, после которого следуют: слог АЙМ (мантра Сарасвати, или мудрости); слог ХРИМ (мантра Парвати, или чистоты); слог КЛИМ (Кали); слово СВААХАА - обращение к Чамунде; слово ВИЧЧЕ (означает «отсечь», т.е. эгоизм).
Читайте также: XVII шестидесяти летия Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|