Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 33. Методы научного познания

 

В структуре научного знания выделяют два основных вида знания - эмпирическое и теоретическое знание. Соответственно им различают два вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое познание (или исследование). Каждому такому виду познания соответствуют свои особенные методы познания.

Эмпирическое научное познание (т.е. опытно-экпериментаторское, практическое или прикладное познание) не является непосредственно чувственным познанием, т.е. познанием, осуществляемым с использованием существующих у человека органов чувств. Это очевидно, поскольку современное научное познание уже не может быть ограничено только зрительными, слуховыми и т.п. ощущениями и образами. В эмпирическом научном познании огромную роль играет специальный научный инструментарий – приборы и аппараты, расширяющие познавательные способности человека.

Эмпирическое познание всегда включает в себя наблюдение за объектом познания (предметом или явлением). В естественнных науках такое наблюдение осуществляется с использованием специальной измерительной и контрольной аппаратуры. В гуманитарных науках наблюдение может осуществляться с использованием видео- и звукозаписи, опросных листов.

Наблюдение дает первичный слой научных знаний – данных наблюдения в виде статистики, перечня выявленных в результате наблюдения сведений и т.п.

Второй этап эмпирического познания – формирование на основе полученных в процессе наблюдения данных так называемых научных фактов. При этом в формировании научных фактов огромную роль играет рассудочная и разумная деятельность, т.е. рациональное познание, мышление, поскольку научные факты возникают в результате осмысления, понимания, интерпретации данных наблюдения.

Теоретическое научное познание строится на основе рационального познания (мышления) с использованием понятий, суждений, умозаключений. Но и теоретическое познание не является исключительно рациональным. При построении научных теорий используются модели, которые вследствие своей наглядности относятся к области чувственного познания. Сегодня в создании таких модлей задействована компьютерная техника, превращающая теоретические модели в наглядные картины для проверки лежащих в их основе теоретических умозаключений. Например, очень известны модели расширяющейся Вселенной, внутреннего строения Земли, микробиологические модели опасных вирусов.

Эмпирическому и теоретическому видам научного познания соответствуют свои особые методы.

В целом методы научного познания включают в себя:

а) общелогические методы, применяемые в любой научной дисциплине, на любом уровне научного познания;

б) научные методы эмпирического познания;

в) научные методы теоретического познания.

Общелогические методы научного познания заключаются в применении в научном познании правил формальной логики, т.е. в использовании понятий, суждений, умозаключений. В целом – в выводе одних научных знаний из других, полученных прежде. В современных естественных науках формально-логические методы научного познания дополняются применением аппарата математической логики.

Важнейшим методом эмпирического научного познания являетсянаблюдение, т.е. целеноправленное восприятие изучаемого предмета или явления. Наблюдение не сводится к пассивному созерцанию, но является именно научной познавательной деятельностью. Наблюдатель активен даже если вся его роль сведена к одной только регистрации получаемых путем наблюдения сведений. Помимо этого наблюдение всегда целенаправлено, т.е. наблюдатель должен решить каку-то ранее поставленную задачу, проверить выдвинутую ранее гипотезу.

Вторым методом эмпирического научного познания является описание. Оно прямо связано с наблюдением, поскольку описываются признаки, качества, свойства наблюдаемого объекта. Описание – это систематизированная фиксация того, что выявляется в ходе наблюдения. Описание осуществляется путем построения схем, графиков, путем повествовательного описания, путем построения математических предложений. Описание позволяет тиражировать результаты наблюдения, сообщать их иным лицам и обеспечивать научную строгость процесса познания.

В ходе наблюдения и описания применяются такие методы эмпирического познания, как измерения и сравнение. Измерения необходимы для определения и фиксации количественных характеристик изучаемого объекта. Сравнение необходимо для выявления закономерностей изучаемого объекта, а иноге и ошибок в процессе познания.

Наконец, еще одним важнейшим методом эмпирического познания является проведение опытов и экспериментов. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследуемый предмет или явление наблюдаются в ходе эксперимента в специально созданных и контролируемых условиях. Поэтому эксперимент, как правило, проводится с использованием специальной аппаратуры. Помимо этого в ходе эксперимента исследователь обычно занимает еще более активную позицию, чем при наблюдении. Экспериментатор в ходе эксперимента может изменять условия его проведения, может изменять количественные характеристики объекта исследования. Наконец, в результате эксперимента не только возникают ответы на ранее поставленные вопросы, но и новые научные проблемы, которые необходимо решать в процессе последующего научного познания.

Методы теоретического исследования сложнее для понимания, поскольку шире задействуют мыслительные способности человека.

Метод математической формализации – особо широко используется в естественных науках и заключается в перенесении рассуждений и умозаключений об объекте познания в область математики. Вывод одних формул из других по строгим правилам математической логики означает математическую логичность и полученного таким образом знания, а значит, его действительную или потенциальную достоверность. Метод математической формализации сегодня применяется не только в физике, химии, математике, но также в лингвистике, экномике, статистике. В свое время этот метод пытались использовать для создания юриметрики – особой юридической дисциплины, использующей математический познавательный аппарат.

Аксиоматический метод – из набора предположений, не требующих доказательств (аксиом), по правилам логики выстраиваются выводы, формирующие собой научную теорию. Особенно наглядно аксиоматический метод проявляет себя в экономике. В истории науки первым применением аксиоматического метода считается геометрическая теория Эвклида, построенная на наборе совершенно очевидных и простых утверждений о геометрических качествах окружающих человека природных объектов.

Теоретическое знание должно быть не только логически обоснованным, но и подтвержденным опытным (эмпирическим) путем. Исключение составляет, наверное, только математика, которая не требует эксперимента. Для подобного подтверждения используют гипотетико-дедуктивный метод. Сперва выстраивается некая система предположений, гипотез. Затем логическим методом дедукции (от общего к частному) вся эта гипотетическая конструкция раскладывается на частные составляющие – отдельные предполагаемые (гипотетические) явления, свойства, качества, т.е. на эмпирические элементы. Каждый из таких элементов может быть проверен опытным путем, экспериментом. При положительном результате экспериментов полагается истинной и вся ранее построенная гипотетическая конструкция. Именно таким путем сегодня ищут пригодные для жизни иные планеты во Вселенной. Создав гипотетическую конструкцию пригодных для зарождения живых организмов физических и химических условий, астрономы и астрофизики проверяют эти гипотетические условия путем обнаружения и опытного изучения вновь обнаруженных далеких планет. Точно таким же гипотетико-дедуктивным методом по сию пору проверяется эволюционная теория Чарльза Дарвина.

Наконец, важным методом теоретического познания является «метод восхождения от абстрактного к конкретному». Теория формулирует абстрактное знание, которое необходимо конкретизировать применительно к объекту исследования с учетом всех его связей с окружающим его миром. Особенно часто данный метод используется в общественных науках, где конкретизации подвергаются теории народонаселения, теории труда и заработной платы, теории миграции населения.

Яркий пример применения метода восхождения от абстрактного к конкретному являет собой экономическая теория Карла Маркса. В своем «Капитале» Маркс расматривает закономерности развития гипотетического (идеального) капиталистического общества, не определенного конкретно. В приложении к английскому, французскому, германскому капиталистическим обществам описанное Марксом абстрактное капиталистическое общество было вполне применимо. К российскому капитализму теорию Маркса нужно было конкретизировать. К азиатским обществам она могла быть применена без изменений и еще более сильной конкретизации уже с очень большой натяжкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...