Сравнительный анализ моделей менеджмента
Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное». Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Японская и американская модели менеджмента Составляющие понятия «менеджмент» Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»: – способ, манера общения с людьми; – власть и искусство управления; – особого рода умение и административные навыки; – орган управления, административная единица. В Словаре иностранных слов «менеджмент» толкуется как «управление производством» и как «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности». В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Субъектом данного процесса является менеджер. Основные критерии современной модели менеджмента – это эффективность и конкурентоспособность (рис. 2.9, 2.10). Современная система управления должна иметь следующие характеристики:
kvvad небольшие подразделения, укомплектованные небольшим числом высококвалифицированных людей; kvvad небольшое число уровней управления; kvvad структура, основанная на командах специалистов; kvvad ассортимент и качество продукции, ориентированные на потребителя. Цели и задачи менеджмента Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках (рис. 2.11). Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике: kvvad формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием; kvvad изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления; kvvad обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги; Рис. 2.9. Современная модель менеджмента Рис. 2.10. Составляющие понятия «менеджмент» Рис. 2.11. Задачи менеджмента
kvvad интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам; kvvad усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций; kvvad возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций; kvvad профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|