Методы воспитания и образ идеального человека
Методы воспитания с.67-72 Проблема методов воспитания напрямую связана с выбором той модели, которая наиболее адекватна конкретным социальным запросам. Для наглядности сведем методы, которые были упомянуты нами при описании воспитательных моделей, в отдельную 1 таблицу (табл. 4). Таблица 4 Методы воспитания
Отечественный психолог B.C. Юркевич вводит еще один метод, помогающий личности сохранять устойчивость своего поведения в динамично меняющемся мире, — метод «развивающего дискомфорта».
Метод «развивающего дискомфорта» В. С. Юркевич. Цель этого метода — сформировать у ребенка психологический иммунитет к трудным жизненным ситуациям. Описывая данный метод, автор ссылается на идеи, которые близки этому методу. «Это, конечно, прежде всего идеи Ганса Селье о так называемом "эвстрессе". С точки зрения этого замечательного физиолога и философа, именно активный, достойный выход из стресса дает возможность человеку стать победителем, реализовать свои возможности, и в этом случае это уже не разрушающий "дистресс", а полезный и необходимый человеку «эвстресс». Очень близки к этому идеи выдающегося психофизиолога В. С. Ротенберга, который на основании ряда экспериментальных исследований показал, что активная позиция, занятая человеком в стрессовой ситуации, не только не приводит к развитию невроза, но даже способствует укреплению его психологического и физического здоровья. Эту же идею можно найти у этноисториков (например, у Л. Н. Гумилева), утверждающих, что цивилизация замирает в особо комфортных природных условиях: так, во многих курортных странах с идеальным климатом и комфортными условиями проживания успехи продуктивной цивилизации не слишком велики...»1. Юркевич В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод работы с одаренными детьми // http://www.kidskz..._domotvetow.ru
Метод «развивающего дискомфорта» опирается на представление об особой роли отрицательных эмоций в личностном и познавательном развитии человека. «Есть данные, — пишет В. С. Юркевич, — что в ряде случаев энергетически больший эффект оказывают именно отрицательные эмоции, тогда как положительные эмоции при превышении определенного объема расслабляют человека, приводят к душевному застою, а иногда и к деградации»2.
Юркевич В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод работы с одаренными детьми // http://www.kidskz..._domotvetow.ru " Там же. Суть метода состоит в следующем: с помощью смоделированных в ходе учебного процесса дискомфортных ситуаций у детей направленно формируется психологическая готовность к преодолению трудностей и препятствий. «В конечном итоге метод развивающего дискомфорта призван сформировать особую потребность, которая проявляется в желании изменить рутинную идею, Устоявшийся образ жизни, при этом возможные препятствия не только не должны пугать, но в той или иной степени даже и привлекать. Радость победы от преодоления препятствий должна давать силы для действия»1. 1 Юркевич В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод работы одаренными детьми // http://www.kidskz_domotvetow.ru
Работа по данному методу начинается с формирования у детей жизненного «сценария победителя» — внутренней готовности к проявлению активности для достижения успеха (первый этап). При этом, по мнению В. С. Юркевич, «особое внимание детей следует сосредоточить на том, что главной победой человека является не сам по себе успех в конкретной деятельности, сколько прежде; всего победа над самим собой. Именно поэтому необходимо использовать и создавать на уроках особые ситуации, когда при внешнем неуспехе ученик оценивается психологом, а потом и коллективом детей как настоящий победитель»2. 2 Там же. Роль победителя обыгрывается и таким образом: дети могут придумать рассказы, девизы и эмблемы, сценарии к празднику, на котором обыгрывается тема победы над самим собой. На специальных уроках дети 7—8 лет формулируют девизы победителя, такие как: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «Не дует в паруса ветер тем, кто никуда не плывет» и т. п. Используется и такой прием, как присуждение специальной премии тому, кто приложил максимум усилий для победы, но в этот раз ее не добился. Такая работа, по мнению В. С. Юркевич, формирует у детей привычку в борьбе за успех терпеть неудачи, получать радость от самой созидательной деятельности. Второй этап работы заключается в постановке перед учеником своеобразных сверхзадач: воспитанник получает задание, той или иной степени превышающее реально достигнутый им уровень знаний и навыков. Сверхзадачи, во-первых, мотивируют учащихся типом своего содержания, а во-вторых, при их нерешении ученик опять-таки попадает в ситуацию дискомфорта. Однако автор особо подчеркивает: смоделированный неуспех должен быть строго дозирован, «сценарий неудачника» не должен быть сформирован ни при каких обстоятельствах!
Третий этап реализации метода предусматривает введение некоторых наказаний. При этом ученик наказывается не за то, что у него что-то не получилось, а за то, что он не приложил необходимых усилий для выполнения задания. Следует подчеркнуть, что данный метод используется при работе с одаренными детьми, однако, как подчеркивает сама В. С. Юркевич, он может и должен быть использован и при работе с обычными ребятами. В жизни, в народной педагогике ситуации развивающего дискомфорта встречаются повсеместно. В качестве иллюстрации при ведем отрывки из биографии А.С.Пушкина, из которых видно, что профессиональный путь великого русского поэта не был усыпан розами: с точки зрения членов его семьи и некоторых преподавателей Царскосельского лицея, «надежд он не подавал». «До семилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ни особенных дарований, ни даже той живости, которой бывают привлекательны все дети. Он был ребенком толстым, неповоротливым, ленивым, так что неподвижностью своей приводил в отчаяние свою мать»1. «...На одиннадцатом году, по свидетельству дяди, Василия Львовича, Пушкин был уже отличным знатоком французской литературы. Вместе с любовью к чтению явились у него первые попытки к авторству. Он начал писать французские стихи, подражая тем авторам, которых прочитал. У него завелись целые тетради собственных стихотворений. Стихи часто отвлекали его от уроков. Гувернер иногда отбирал у него тетради и, желая наказать его за невнимание к урокам, читал стихи перед его сестрами и братьями, сопровождая чтение насмешливыми замечаниями. Кончалось тем, что раздраженный автор при виде хохота над своими стихами бросал в печку свои тетради, хотя через некоторое время у него появлялись другие стихи»2.
«...Когда в 1811 г. пришло время молодому Пушкину ехать в Петербург для поступления в лицей, он покинул отеческий кров без малейшего сожаления, если исключить дружескую горесть по сестре, которую он всегда любил. Это подтверждает и друг поэта — И.И.Пущин. Будущий лицеист наш ничего не оставлял дома, и дом, провожая его в другую столицу, ничего не ожидал от него»3. Один из директоров Царскосельского лицея так отзывался о нем: «Энгельгардт замечал, что ум Пушкина, "не имея ни проницательности, ни глубины, — совершенно поверхностный, французский ум". Далее он прибавляет: "Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто (!!); в нем нет ни любви, ни религии, может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и юношеские чувства унижены в нем воображением, оскверненным всеми эротическими произведениями французской литературы, которые он при поступлении в лицей знал почти наизусть, как достойное приобретение первоначального воспитания"»4. Относительно последнего высказывания необходимо отметить, что во все времена от официальных педагогов относительно одаренных детей слышались странные мнения, которые удивляли затем потомков своей неосновательностью. 1 А.С.Пушкин. - М., 1887. - С. 14. \ Там же. -С. 16. Там же.-С. 11. 4 Там же.-С. 17. Соотнесение методов воспитания с образом идеального человека, на формирование которого они нацелены. Обобщая данные Таблица 5 Методы воспитания и образ идеального человека
табл. 3 и 4, можно соотнести методы воспитательного воздействия с тем вероятным результатом (выраженным в формировании вполне определенного личностного типа), на который они нацелены (табл. 5). Если соотнести выделенные методы с принципами воспитания — организация совместной деятельности, реакция референт ной группы на поступок личности, постановка личностных сверх задач, — то станет ясно, что отношения сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником — это именно тот метод, который отвечает первому и третьему принципам. Второй указанный нами принцип реализуется через разные формы влияния групп на личность, исключая те, которые противоречат мировоззрению или ценностным ориентациям самой личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|