Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы воспитания и образ идеального человека

Методы воспитания с.67-72

Проблема методов воспитания напрямую связана с выбором той модели, которая наиболее адекватна конкретным социальным запросам. Для наглядности сведем методы, которые были упомянуты нами при описании воспитательных моделей, в отдельную 1 таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Методы воспитания

 

Педагогическая система Я. А. Коменского Приказ, который должен безогово­рочно исполняться воспитанником. Исполнения приказа воспитатель добивается по возможности гуманными способами
Система педагогических воззрений Дж. Локка Подчинение воли воспитанника любыми способами, в том числе и побоями
Педагогическая система Ж. Ж. Руссо Никогда ничего не приказывать вос­питаннику, не создавать даже пред­ставления, что взрослый претендует на власть над ребенком; воспитатель должен лишь развивать те способно­сти, которые есть у ребенка
Педагогическая концепция Л.Н.Толстого Свободное содружество взрослых и детей, в котором взрослый силой своего авторитета воздействует на личность ребенка
Система коллективного воспитания А.С.Макаренко Влияние коллектива на личность, ко­торый сплачивается благодаря перспективам совместной деятельности и традициям
Технократическая модель воспитания Сочетание поощрения и наказания
Японская модель воспитания Метод отчуждения от значимой группы
Гуманистическая модель воспитания Метод эмоциональной поддержки и личностного принятия
Модель «педагогического противодействия» А. Н. Поддьякова Провокация как катализатор развития личности
Модель духовного воспитания Запрет на посягательство на достоин­ство другого человека и на нанесение ему обиды

Отечественный психолог B.C. Юркевич вводит еще один ме­тод, помогающий личности сохранять устойчивость своего пове­дения в динамично меняющемся мире, — метод «развивающего дискомфорта».

Метод «развивающего дискомфорта» В. С. Юркевич. Цель это­го метода — сформировать у ребенка психологический имму­нитет к трудным жизненным ситуациям.

Описывая данный метод, автор ссылается на идеи, которые близки этому методу. «Это, конечно, прежде всего идеи Ганса Селье о так называемом "эвстрессе". С точки зрения этого замеча­тельного физиолога и философа, именно активный, достойный выход из стресса дает возможность человеку стать победителем, реализовать свои возможности, и в этом случае это уже не разру­шающий "дистресс", а полезный и необходимый человеку «эвстресс». Очень близки к этому идеи выдающегося психофизиолога В. С. Ротенберга, который на основании ряда экспериментальных исследований показал, что активная позиция, занятая человеком в стрессовой ситуации, не только не приводит к развитию невро­за, но даже способствует укреплению его психологического и фи­зического здоровья.

Эту же идею можно найти у этноисториков (например, у Л. Н. Гумилева), утверждающих, что цивилизация замирает в осо­бо комфортных природных условиях: так, во многих курортных странах с идеальным климатом и комфортными условиями про­живания успехи продуктивной цивилизации не слишком вели­ки...»1.

Юркевич В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод работы с одаренными детьми // http://www.kidskz..._domotvetow.ru

 

Метод «развивающего дискомфорта» опирается на представле­ние об особой роли отрицательных эмоций в личностном и по­знавательном развитии человека. «Есть данные, — пишет В. С. Юр­кевич, — что в ряде случаев энергетически больший эффект ока­зывают именно отрицательные эмоции, тогда как положитель­ные эмоции при превышении определенного объема расслабляют человека, приводят к душевному застою, а иногда и к деграда­ции»2.

Юркевич В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод работы с одаренными детьми // http://www.kidskz..._domotvetow.ru

" Там же.

Суть метода состоит в следующем: с помощью смоделиро­ванных в ходе учебного процесса дискомфортных ситуаций у де­тей направленно формируется психологическая готовность к пре­одолению трудностей и препятствий. «В конечном итоге метод раз­вивающего дискомфорта призван сформировать особую потреб­ность, которая проявляется в желании изменить рутинную идею, Устоявшийся образ жизни, при этом возможные препятствия не только не должны пугать, но в той или иной степени даже и привлекать. Радость победы от преодоления препятствий должна давать силы для действия»1.

1 Юркевич В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод работы одаренными детьми // http://www.kidskz_domotvetow.ru

 

Работа по данному методу начинается с формирования у детей жизненного «сценария победителя» — внутренней готовности к проявлению активности для достижения успеха (первый этап). При этом, по мнению В. С. Юркевич, «особое внимание детей следует сосредоточить на том, что главной победой человека является не сам по себе успех в конкретной деятельности, сколько прежде; всего победа над самим собой. Именно поэтому необходимо использовать и создавать на уроках особые ситуации, когда при внешнем неуспехе ученик оценивается психологом, а потом и коллективом детей как настоящий победитель»2.

2 Там же.

Роль победителя обыгрывается и таким образом: дети могут придумать рассказы, девизы и эмблемы, сценарии к празднику, на котором обыгрывается тема победы над самим собой.

На специальных уроках дети 7—8 лет формулируют девизы победителя, такие как: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «Не дует в паруса ветер тем, кто никуда не плывет» и т. п. Используется и такой прием, как присуждение специальной премии тому, кто приложил максимум усилий для победы, но в этот раз ее не добился. Такая работа, по мнению В. С. Юркевич, формирует у детей привычку в борьбе за успех терпеть неудачи, получать радость от самой созидательной деятельности.

Второй этап работы заключается в постановке перед учеником своеобразных сверхзадач: воспитанник получает задание, той или иной степени превышающее реально достигнутый им уровень знаний и навыков. Сверхзадачи, во-первых, мотивируют учащихся типом своего содержания, а во-вторых, при их нерешении ученик опять-таки попадает в ситуацию дискомфорта. Однако автор особо подчеркивает: смоделированный неуспех должен быть строго дозирован, «сценарий неудачника» не должен быть сформирован ни при каких обстоятельствах!

Третий этап реализации метода предусматривает введение некоторых наказаний. При этом ученик наказывается не за то, что у него что-то не получилось, а за то, что он не приложил необходимых усилий для выполнения задания.

Следует подчеркнуть, что данный метод используется при работе с одаренными детьми, однако, как подчеркивает сама В. С. Юркевич, он может и должен быть использован и при работе с обычными ребятами.

В жизни, в народной педагогике ситуации развивающего дискомфорта встречаются повсеместно. В качестве иллюстрации при

ведем отрывки из биографии А.С.Пушкина, из которых видно, что профессиональный путь великого русского поэта не был усы­пан розами: с точки зрения членов его семьи и некоторых пре­подавателей Царскосельского лицея, «надежд он не подавал».

«До семилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ни особенных дарований, ни даже той живости, которой бывают привле­кательны все дети. Он был ребенком толстым, неповоротливым, лени­вым, так что неподвижностью своей приводил в отчаяние свою мать»1.

«...На одиннадцатом году, по свидетельству дяди, Василия Львови­ча, Пушкин был уже отличным знатоком французской литературы. Вме­сте с любовью к чтению явились у него первые попытки к авторству. Он начал писать французские стихи, подражая тем авторам, которых про­читал.

У него завелись целые тетради собственных стихотворений. Стихи часто отвлекали его от уроков. Гувернер иногда отбирал у него тетради и, желая наказать его за невнимание к урокам, читал стихи перед его сестрами и братьями, сопровождая чтение насмешливыми замечания­ми. Кончалось тем, что раздраженный автор при виде хохота над свои­ми стихами бросал в печку свои тетради, хотя через некоторое время у него появлялись другие стихи»2.

«...Когда в 1811 г. пришло время молодому Пушкину ехать в Петер­бург для поступления в лицей, он покинул отеческий кров без малей­шего сожаления, если исключить дружескую горесть по сестре, которую он всегда любил. Это подтверждает и друг поэта — И.И.Пущин. Буду­щий лицеист наш ничего не оставлял дома, и дом, провожая его в дру­гую столицу, ничего не ожидал от него»3.

Один из директоров Царскосельского лицея так отзывался о нем: «Энгельгардт замечал, что ум Пушкина, "не имея ни проницательности, ни глубины, — совершенно поверхностный, французский ум". Далее он прибавляет: "Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто (!!); в нем нет ни любви, ни религии, может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и юношеские чувства унижены в нем воображением, осквернен­ным всеми эротическими произведениями французской литературы, которые он при поступлении в лицей знал почти наизусть, как достой­ное приобретение первоначального воспитания"»4.

Относительно последнего высказывания необходимо отметить, что во все времена от официальных педагогов относительно ода­ренных детей слышались странные мнения, которые удивляли за­тем потомков своей неосновательностью.

1 А.С.Пушкин. - М., 1887. - С. 14.

\ Там же. -С. 16.

Там же.-С. 11.

4 Там же.-С. 17.

Соотнесение методов воспитания с образом идеального челове­ка, на формирование которого они нацелены. Обобщая данные

Таблица 5

Методы воспитания и образ идеального человека

 

Метод воспитания Образ идеального человека
Приказ, подчинение воли воспи­танника любым способом, сочета­ние поощрения и наказания Личность, слепо подчиняющаяся авторитету, для которой свойст­венны отсутствие самостоятельно­го мышления и безынициативность
Отчуждение от значимой группы Личность, для которой интересы группы приоритетнее собственных целей
Отношения сотрудничества и со­творчества Личность самостоятельная и ини­циативная, стремящаяся к развитию и индивидуальному успеху

 

табл. 3 и 4, можно соотнести методы воспитательного воздействия с тем вероятным результатом (выраженным в формировании вполне определенного личностного типа), на который они нацелены (табл. 5).

Если соотнести выделенные методы с принципами воспитания — организация совместной деятельности, реакция референт ной группы на поступок личности, постановка личностных сверх задач, — то станет ясно, что отношения сотрудничества и сотворчества между учителем и учеником — это именно тот метод, который отвечает первому и третьему принципам. Второй указанный нами принцип реализуется через разные формы влияния групп на личность, исключая те, которые противоречат мировоззрению или ценностным ориентациям самой личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...