Вокальное именование звуков в октавах.
Дополненные слоговые обозначения нот для вокальной практики
Предлагаю вниманию вокалистов-практиков слоговое именования каждой ноты в диапазоне человеческих голосов от баса до сопрано.
Как известно, кроме наименования нот натурального звукоряда «до, ре, ми, фа, соль, ля, си», которые взяли своё начало от первых строчек одного церковного гимна, причём, неудобный первый слог первой строчки «Ut», впоследствии был заменён слогом, удобным для пения - «до», мы имеем ещё два вида буквенной нотации: по Геймгольцу и научную, а так же запись нот на пятилинейном нотном стане.
Научная система обозначений, наиболее логичная и простая. Все девять неполных октав, которые включает в себя диапазон пианино, названы просто: ноты субконтроктавы обозначаются нолём, и дальнейшие октавы последующими цифрами. Но в ней нет обозначений полутонов.
Научная нотация, не дающая слогового обозначения полутонам и слогового обозначения тонам
|
Субконтр октава
|
Контр
октава
| Большая
октава
| Малая октава
|
Первая октава
|
Вторая октава
|
Третья октава
|
Четвёртая октава
|
Пятая октава
|
C0 D0 E0…
|
C1 D1 E1…
|
C2 D2 E2…
|
C3 D3 E3…
|
C4 D4 E4…
|
C5 D5 E5…
|
C6 D6 E6…
|
C7 D7 E7…
|
C8 D8 E8…
|
Так же существуют слогово-цифровые обозначения по Геймгольцу, которые тоже опускают полутона. Здесь ноты малой октавы именуются слогом с маленькой буквы, первой – слогом с маленькой буквой и цифрой 1, второй – 2 и т.д.; начиная от малой – слогом с большой буквы, дальше вниз – слогом с большой буквы и цифрой и так далее… Для теоретических обозначений на письме это, конечно удобно. Но как это петь? Как с помощью этого на практике пения развивать слух?
Никто в вокальной практике не поёт ноту ля малой октавы как «ля-с-большой-буквы-ы-ы» и никто не поёт до второй октавы как «до-с-маленькой-буквы-два». Всё мы, вокалисты и ля первой, и ля малой, и ля второй поём как просто ля. Что на самом деле далеко не всегда удобно, просто привычно и вариантов, кроме как проговаривать иногда «ля-такой-то октавы» - нет.
Не говоря уже о том, что нет своих имён, ни слоговых, ни цифровых у полутонов. И это очень. очень большой пробел в музыкальной, особенно вокальной практике!
Как вокалист практик я считаю, что это не просто пробел, это вред для развития музыкального слуха, мелодической памяти и абсолютного музыкального слуха.
Почему?
Потому что есть много распевок, которые мы начинаем учить по нотам, например: «до, до ре до, до ре ми ре до, си до», и, логичным образом, распеваясь, перемещаемся на пол тона вверх, и ещё на пол тона вверх, и ещё, а потом обратно.
Естественно, когда мы начинаем петь с ноты до диез, мы не поём «до диез, до диез, ре диез, до диез, до диез, ре диез, фа, ре диез, до диез…», мы поём всё то же «до, до, ре, до». И когда начинаем петь с «ре», мы тоже поём «до…». Таким образом, наш несчастный мозг, с начала занятий пытавшийся запомнить на каких герцах петь до и ре, на протяжении целой распевки планомерно сбивается с толку, и в последствии не может быстро и точно идентифицировать эти ноты на слух.
То же самое мы имеем при разучивании с листа. Есть у нас, к примеру, нота си, она пишется на третьей линейке. Мы её там и запомнили, зрительно и по звучанию. Потом мы начинаем учить песню в тональности с пятью бемолями, и автоматически любая нота си у нас уже понижена на пол тона. То есть мы видим всё ту же си, а озвучивать её должны ниже. Опять сбой системы. Конечно же, в результате мы привыкаем. Но сам результат, само развитие слуха, координации слуха с голосом, музыкальной памяти от этого становится более труднодостижим и более длителен. Просто мы привыкли к этим медленным результатам.
Как и к тому что «с музыкальным слухом надо родиться, если нет, то и развить невозможно»… И это неправда. Сколько талантливых певцов, композиторов, авторов-исполнителей так и не овладели умением петь и слышать, потому что высоколобые учителя забраковали их по отсутствию «природных данных»! Это миф и высокомерие людей со врождёнными способностями. Не каждый голос в результате разовьётся до силы Лучано Паваротти или Марии Каллас, не каждая личная харизма будет способна так вдохновлять зал, но поставить приличный певческих звук и развить музыкальный слух, возможно каждому, у кого есть обычный голос и обычный слух.
Современная нотация, линейная и слоговая разработана для записи музыки, для передачи информации через письмо. И прекрасно справляется с этой задачей. Мы же говорим о вокале и его сегодняшних практических нуждах. Музыкальные теоретики чаще всего были инструменталистами и композиторами, откуда и имеем прекрасно разработанную теорию музыки. Обычно в юном возрасте, если мы говорим о средних веках, большинство начинало карьеру в церковных хорах, но практически никто из них не занимался впоследствии преподаванием вокала. Занимались преподаванием музыки, теоретической и инструментальной. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одного преподавателя вокалиста, внёсшего вклад в теоретическую музыку.
С учётом современной быстроты распространения информации я считаю, что пришло время ненавязчиво, не меняя ничего в теории, заполнить некоторые пробелы в вокально-обучающей практике.
Именование полутонов.
Я предлагаю слоговые имена полутонам и слоговые имена нотам натурального звукоряда в каждой октаве, входящей в диапазон человеческого голоса.
Итак, каждому полутону в пределах октавы присваивается имя, исходя из следующей логики: вверх до середины октавы согласная от чистого тона, гласная от диеза, вниз до середины октавы – согласная от чистого тона, гласная от бемоля; и ноте си бемоль оставлено её историческое название - B (би).
Таким образом хроматическая гамма звучит как: «до, ди, ре, ри, ми фа, се, соль, ле, ля би, си.
А так как мы говорим о начальном вокале и облегчённости работы с ним, то неудобный для исполнения слог «ри» мы заменяем слогом «ли». И тогда хроматическая гамма гама звучит так:
до, ди, ре, ли, ми фа, се, соль, ле, ля би, си; на латыни: do di re li mi fa se sol le la bi si
Вокальное именование звуков в октавах.
Предлагается первую октаву оставить с имеющимися слогами, приведённым выше.
Ко второй октаве присоединяется первая согласная от слова «второй» на латыни – с (секунда), и у ноты соль везде опускается согласная «л» получается: dos, dis, res, lis, mis, fas, ses, sos, les, las, bis, sis
Логично было бы приставить к слогам третьей октавы букву «т» от слова «терция», но тогда мы получим знатную скороговорку, а не удобное для пения слоговое обозначение, поэтому к слогам третьей октавы мы присоединяем звук «у», от слова «ундецима»(терция через октаву), тем более что буква «у», часто встречающаяся в речи, в музыкальных обозна-чениях несправедливо обижена и не встречается нигде. Имеем: dou, diu, reu, liu, miu, fau, seu, sou, leu, lau, biu, siu
Мы не трогаем четвёртую и пятую октавы, потому что мы там не поём. Вернёмся вниз, к октавам ниже первой. У нас остались не задействованы удобные для пения сонорные звуки. И так как, даже в группе романских языков на данный исторический период у некоторых слов совершенно разные корни, например: «малый» - «small»(английский), «petit» (французский), «klein» (немецкий), то мы по вольному выбору к нотам малой октавы присоединим окончание «н», а большой – «м». Малая октава: don, din, ren, lin, min, fan, sen, son, len, lan, bin, sin. Большая октава: dom, dim, rem, lim, mim, fam, sem, som, lem, lam, bim, sim
Таким образом, если заниматься с самого начала имея перед глазами каждую проименованную ноту, и озвучивая их, мы имеем возможность гораздо быстрее запоминать «где я нахожусь с эти звуком» и развивать абсолютный слух.
Нотация Геймгольца, удобная для теоретических записей
|
Дополненное вокальное обозначение, удобное для
озвучивания
|
Нота
|
Большая
октава
|
Малая октава
|
Первая октава
|
Вторая октава
|
Третья октава
| Большая
октава
| Малая октава
|
Первая октава
|
Вторая октава
|
Третья октава
|
До
|
До
|
до
|
до1
|
до2
|
до3
|
dom
|
don
|
do
|
dos
|
dou
|
до # или ре b
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
dim
|
din
|
di
|
dis
|
diu
|
Ре
|
Ре
|
ре
|
ре1
|
ре2
|
ре3
|
rem
|
ren
|
re
|
res
|
reu
|
ре # или ми b
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
lim
|
lin
|
li
|
lis
|
liu
|
Ми
|
Ми
|
ми
|
ми1
|
ми2
|
ми3
|
mim
|
min
|
mi
|
mis
|
miu
|
Фа
|
Фа
|
фа
|
фа1
|
фа2
|
фа3
|
fam
|
fan
|
fa
|
fas
|
fau
|
фа # или соль b
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
sem
|
sen
|
se
|
ses
|
seu
|
Соль
|
Соль
|
соль
|
соль1
|
соль2
|
соль3
|
som
|
son
|
sol
|
sos
|
sou
|
соль # или ля b
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
lem
|
len
|
le
|
les
|
leu
|
Ля
|
Ля
|
ля
|
ля1
|
ля2
|
ля3
|
lam
|
lan
|
la
|
las
|
lau
|
ля # или си b
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
_____
|
bim
|
bin
|
bi
|
bis
|
biu
|
Си
|
Си
|
си
|
си1
|
си2
|
си3
|
sim
|
sin
|
si
|
sis
|
siu
|
Редкие басы - октависты могут репетировать на звуках контроктавы с буквой» г» (grand), а колоратурные сопрано взять оставшийся сонорный звук «л», а ноту соль исполнять как «soil». Написание нот на нотном стане остаётся неизменным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: