Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Певческая установка и дыхание

Количество учебных часов

Программа предназначена для детей 12-13 лет.

Сроки реализации программы 1 год:

Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 часу.

Количество часов в год - 34.

В результате освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы у подростков формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

- личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация). К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Освоенные учащимися универсальные способы деятельности применимые как в рамках дополнительных занятий (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

- познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем) - система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

- коммуникативные - планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. она способствует духовно-нравственному развитию школьников, направлена на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов России.

Программа «Хоровое пение» в большинстве своем основана на русских народных песнях, обработках, обрядах, произведениях современных композиторов.

Формы и методы организации занятий объединения

С целью эффективности реализации программы используются следующие формы занятий, методы и технологии:

• информационно-развивающие (беседы, рассказы, просмотр мультипликационных, художественных и видеофильмов);

• практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”, метод многократного повтора);

• проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач, обсуждения);

• творческие (развивающие игры, моделирование ролевой ситуации «Если бы я был дирижером, то…», пластическое интонирование музыки (создание образа при помощи пластики), использование ассоциаций (подбор художественных образов, созвучных музыке), участие в вокальных конкурсах, досуговых программах и пр.;

• методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ исполнения участников коллектива, анализ концертных выступлений)

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Личностные результаты:

· формирование и развитие духовно-нравственной культуры;

· формирование активной жизненной позиции и устойчивого интереса к занятиям творчеством;

· становление этических ценностных ориентаций на основе морально-этических норм межличностного общения;

· развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты:

К концу обучения учащиеся должны

знать:

· основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

· устройство и принципы работы голосового аппарата;

· особенности и возможности певческого голоса;

· профессиональную терминологию;

· способы и приемы выразительного музыкального интонирования;

· артикуляционный аппарат, дикционные навыки в исполнительской деятельности;

· пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, пение без сопровождения(a cappella), канон;

· дирижёрский жест;

· формы музыкальных произведений, жанры музыки;

· основные приемы звуковедения (legato, non legato, staccato);

· средства музыкальной выразительности;

· цепное дыхание;

· ансамблевость;

· основные тембры голоса;

· характерные черты русской народной песни;

· основные жанры русской народной вокальной музыки;

· авторскую песню;

· современных выдающихся композиторов, вокальных исполнителей и инструментальные коллективы;

· основы народной хореографии

 

научатся:

– наблюдать за многообразными явлениями жизни и искус­ства, выражать свое отношение к искусству;

– грамотно и выразительно исполнять: песни с сопровождением и без сопровождения (a cappella) в соответствии с их образным строем и содержанием; авторские, народные хоровые и вокальные ансамблевые произведения отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровые произведения для детей;

– соблюдать правильную певческую установку при пении;

– использовать в процессе пения правильное певческое дыхание (дыхание при staccato, цезуры, приемы «цепного дыхания», равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений);

– петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, петь громким по звучанию голосом без форсировки;

– петь вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции, секвенционные упражнения, сглаживающие регистры, гармонические последовательности;

– исполнять одноголосные произведения, песни с двухголосным изложением с сопровождением и без сопровождения, песни с элементами трехголосия единой манерой пения;

– ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;

– петь в диапазоне ля малой октавы - фа² ровным по звучанию на протяжении всего диапазона голосом;

– делать музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.);

– исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);

– чисто интонировать в унисон (уметь слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе);

– понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

– владеть музыкальными терминами;

– определять характерные особенности песенных образов;

– передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

– владеть навыками коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

– слышать свой голос в хоровой вертикали и понимать   его функциональное значение;

– понимать значение народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

– понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

– анализировать творчество исполнителей авторской песни;

– эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

– творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

– понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

– называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

– определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Получат возможность научиться:

- распознавать направления, стили и жанры современной эстрадной музыки, особенности их музыкального языка;

- исполнять свою партию в хоре в простейших трехголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

соблюдать санитарные правила пения в хоре, внимательно относиться к охране голоса в предмутационный и мутационный период.

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1.

Певческая установка и дыхание

Певческая установка. Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (staccato). Пение на опоре. Различная атака звука. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведения целиком на «цепном дыхании». Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

Раздел 2

Звуковедение и дикция

Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций.

Развитиедикционных навыков в быстрых и медленных темпах, свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ, языка. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Выработка навыка энергичного, активного и чёткого произношения согласных и полного, широкого звучания гласных, что поможет добиться в хоре подлинной кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна быть свойственна всем формам звуковедения от legato до staccato, характер же звуковедения целиком зависит от характера произведения.

Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).

Раздел 3

Ансамбль и строй.

Совершенствование ансамбля и строя. Закрепление навыков, полученных в хоре. Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

Многоголосие. Развитие умения слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса, навыка интервального, аккордового мышления. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Совершенствование навыка пения a cappella.

Раздел 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...