По дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
ГЛОССАРИЙ Базисная структура общественного мнения – основывается на природе и сущностных характеристиках общественного мнения. Выделяют три компонента базисной структуры – эмоциональный, рациональный и волевой. Воздействия социальные – процессы и результаты стихийных, организованных и целенаправленных институциональных, групповых или индивидуальных проявлений внимания к объекту с помощью конкретных мер и способов, позволяющих получить определенную рефлексию (ответную реакцию). Внушение – воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Волевая составляющая общественного мнения – компонент общественного мнения, который формируется на основе социальной оценки и характеризует направленность субъекта на практическую деятельность по реализации интересов, связанных с содержанием объекта. Воля – это способность индивида к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Восприятие – получение и интерпретация стимулов. Предполагает сенсорные механизмы и когнитивную оценку, подвержено влиянию прежде усвоенного опыта, эмоционального состояния и текущих ожиданий. Подразумевает индивидуальную интерпретацию событий, на которые оказывают воздействие общество и культура. Гносеологический анализ общественного мнения – характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в структуре общественного сознания. Двухступенчатый поток массовой информации – идея о том, что в плюралистическом обществе поток массовых коммуникаций опосредуется деятельностью лидеров, формирующих мнение («лидеров мнений»), которые действуют как привратники в таком «двухступенчатом потоке». Автор идеи П.Лазарсфельд.
Дедуктивный подход – подход, в рамках которого общественное мнение рассматривается как состояние сознания масс, как классических, так и неклассических общностей Деятельностная концепция общественного мнения – концепция, согласно которой общественное мнение трактуется как процесс совместной оценочной и вытекающей из ее практической деятельности и результаты этой деятельности. Динамика общественного мнения – представляет собой жизненный цикл общественного мнения по поводу конкретного объекта. Выделяют следующие этапы: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание. Идеология – система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Идеология вырабатывает социальные интересы в форме ценностей, идеалов, нормативных требований и программ поведения. Идеология выполняет функцию сплочения представителей данной социальной общности, формирует солидарность, служит идейной основой политических программ. Индивидуальное мнение – продукт индивидуального сознания, оценка им окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. Так же в той или иной мере индивидуальное мнение отражает позицию той социальной группы, к которой принадлежит индивид и всего общества в целом. Индуктивный поход – аспект рассмотрения общественного мнения как совокупности оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов, по поводу объектов, затрагивающих их интерес Институциональная концепция общественного мнения – концепция, согласно которой общественное мнение трактуется как специфический социальный институт, выполняющий особые социальные функции в обществе.
Интерес – направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, полезностью. Коллективное мнение – совокупность оценочных суждений людей, входящих в те или иные формальные и неформальные группы. Основой возникновения коллективного мнения являются групповые интересы. Манипуляция – вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями. Массовое сознание – это сознание, распространенное среди представителей той или социальной группы или общества в целом. Монистическая концепция общественного мнения – концепция, в рамках которой народ выступает единственным субъектом общественного мнения как подлинный носитель общественных интересов, основная сила, творящая и преобразующая социальную действительность Общественная психология – уровень сознания, непосредственно отражающий общественное бытие и активно на него воздействующий через эмоции, настроения, переживания и волю людей. Общественное мнение – 1)состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. 2) социальный институт, обеспечивающий включение массовой оценочно-практической деятельности в процессы социальной регуляции, играющий особую роль в общественной системе, имеющий свои функции и характер взаимодействия с другими институтами, способный функционировать во всех сферах жизни общества. Общественное сознание – система духовных (рационально-логических, эмоциональных, связанных с воображением, иррациональных и др.) способов отношения людей к миру и к себе, возникающую в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и обслуживающих эту жизнедеятельность Объект общественного мнения – то на что направлено внимание субъекта общественного мнения. Объект характеризуется: информационной доступность, интересом к нему субъекта, дискуссионностью. Объективированное общественное мнение – это социальные оценки (и, возможно, действия) социального субъекта, которые уже сформировались, выражены и существуют в политике и управлении в относительно независимой от субъекта форме.
Обыденное сознание – продукт повседневно социального опыта, эмпирического освоения и осмысления действительности. Онтологический анализ общественного мнения – характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в объективированной и в институциональной форме, возможно бытие в невыраженном (латентном) состоянии. Плюралистическая концепция общественного мнения – концепция, в рамках которой в качестве субъекта выступает не большинство, придерживающееся господствующего мнения, а вся совокупность компонентов социума с широким многообразием представленных в ней мнений, включая и господствующее, таким образом субъектом общественного мнения может быть территориальная и национальная общность, население региона или какая-то его часть Поведенческий блок общественного мнения – совокупность актов массового поведения субъекта общественного мнения, то есть практически-преобразующая деятельность субъекта. Популизм – линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки среди них, часто с помощью выдвижения упрощенных, реально невыполнимых лозунгов и требований. Представительная демократия – форма правления, которая представляет собой способы реализации массовых оценок в политической практике через всеобщие выборы, референдумы, плебисциты, общие собрания на локальных объектных уровнях. Природа общественного мнения – общественное мнение имеет двойственную природу. С одной стороны, это форма духовного освоения действительности, с другой – способ преобразования мира. Прямая демократия – форма правления, в которой полномочные представители, получившие власть в результате прямого волеизъявления в ходе всеобщих выборов выступают в роли носителей и выразителей аккумулированной воли, интересов и оценок своих избирателей.
Рациональная составляющая общественного мнения – знания, сведения об объекте, которые формируются в ходе поиска и освоения информации об объекте, как специализированной, так и житейской, сопоставление этой информации с собственными знаниями и представлениями. Содержательная структура общественного мнения (структура направленности) –фиксирует наиболее важные свойства общественного мнения – тип отношения субъекта к объекту. Это отношение может быть позитивным, негативным, нейтральным (неопределившимся) и отсутствовать вообще. Социологический анализ общественного мнения – характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения. «Спираль молчания» – явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение во избежание социальной изолированности. Автором концепции «спирали молчания» является Э. Ноэль-Нойман. Стереотип – формирование в сознании людей упрощенного, схематизированного, зачастую искаженного представления о происходящих процессах и явлениях. Субординированно-плюралистический подход – с одной стороны, он исходит из плюралистической парадигмы, признающей потенциальную возможность множественности субъектов общественного мнения, с другой _ он требует соблюдения определенной субординации в структуре субъекта и в качестве ведущего, главного субъекта является нард, народное большинство. Субъект общественного мнения – носитель социальных настроений, оценок, переживаний, умонастроений. Субъектом общественного мнения являются общности различного уровня. Теоретическое сознание – специфическая форма отражения действительности, связанная с производством научных идей и теорий. Оно нацелено на познание внутренних, сущностных свойств и закономерностей, строится на основании особой логики научного познания. Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляет аргументация, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Целенаправленное формирование общественного мнения – комплекс приемов и механизмов воздействия на массовое сознание, с целью создания желаемой социальной оценки поводу определенных событий, социальных процессов и явлений. Эмоциональный компонент общественного мнения – чувства, переживания, настроения, образующиеся в обществе по поводу актуальных социально значимых событий.
«Эффект прицепного вагона» – явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение, для того чтобы оказаться на стороне победителя, что впоследствии предполагает наличие какого-либо вознаграждения. Автор идеи П. Лазарсфельд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|