Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования.
Билет № 10 Документирование аудита. Понятие и значение рабочей документации аудитора. Требования к содержанию, оформлению и хранению рабочей документации. Документирование хода аудита является одним из условий проведения квалифицированной проверки. Требования по аудиторской документации регламентируются стандартом аудиторской деятельности «Документирование аудита». Внутрифирменный документ должен быть составлен на основе международного стандарта аудиторской деятельности (далее – МСА) 230 "Документирование" и правила (стандарта) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2006 № 696, в которых содержится требование о необходимости оформления аудитором сведений, являющихся важными с точки зрения формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Целью Стандарта должно стать установление единых требований и составление рекомендаций по ведению документации в процессе аудита финансовой отчетности. Задачами Стандарта являются: • формулировка общих принципов документирования аудита; • утверждение требований, предъявляемых к форме и содержанию рабочей документации аудита; • установление порядка составления и хранения рабочей документации. Термин "документация" трактуется в МСА 230 как материалы (рабочие документы), составляемые аудиторами и для аудитора или получаемые и хранимые аудиторами в связи с проведением аудита. Рабочие документы – это записи, в которых аудитор фиксирует использованные процедуры, тесты, полученную информацию и соответствующие выводы, сделанные в ходе аудита. Они включают информацию, которую аудитор считает важной для правильного выполнения проверки и которая может содержать выводы, приводимые им в его аудиторском заключении. К рабочей документации аудита относятся: планы и программы проведения аудита, описания использованных аудиторских процедур и их результатов, объяснения и пояснения экономического субъекта, копии документов предприятия, описания систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета экономического субъекта, аналитические документы аудиторской организации и другие. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов в аудиторской организации целесообразно разработать типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования способна облегчить порученную работу подчиненным и одновременно позволит контролировать результаты выполняемой ими работы. Отдельное место занимает аудиторское заключение. Состав, количество и содержание рабочей документации аудиторская фирма определяет самостоятельно. Проверяемое предприятие, налоговые и иные государственные органы не имеют право требовать рабочую документацию аудитора, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Сведения, которые содержатся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской фирмой. Рабочая документация должна содержать: а) записи о планировании аудита; б) записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур; в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений. Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения предприятию вся рабочая документация должна быть создана (получена) и оформлена. Рабочая документация должна создаваться на бумажных и иных носителях и после проведения аудита хранится в архиве. Документы должны содержать реквизиты: наименование документа, наименование экономического субъекта, период за который проводился аудит, дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа, содержания документа, подписи и их расшифровки, дату проверки документа и подпись и расшифровка проверяющего. Каждый документ должен иметь идентификационный номер. По окончании аудита рабочая документация сдается в архив. При этом документация, которая касается проверки, должна быть подшита в папку. Ответственность за архив несет руководитель аудиторской фирмы. Документация хранится в архиве не менее 5 лет. Выдача документации работникам аудиторской фирмы, не занятым аудитом данного предприятия, не допускается. Получение документации из архива возможно при наличии разрешения руководителя аудиторской фирмы.
Билет № 30 Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования. Целью аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам. Задачами аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования являются: – изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа, источников поступления средств целевого финансирования; – оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов, займов и средств целевого финансирования; изучение правомерного расходования средств кредитов, займов, целевого финансирования; – проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, правильность отражения показателей в бухгалтерской отчетности; – проверка своевременного и полного погашения кредитов, займов и средств целевого финансирования; – правильность начисления процентов за пользование и их списание. Основные нормативные документы: • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н; • Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н; • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Источниками информации для проверки кредитов, займов и средств целевого финансирования являются: кредитные договоры, договоры займа, договоры долевого участия, программы и сметы целевого финансирования, договора поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 66, 67, 86, 91 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др. Предоставляемые документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 91 «Прочие доходы и расходы», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов».
В ходе аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования должны быть решены следующие задачи: - проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков; - подтверждение целевого использования кредитов банков; - проверка правильности определения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списания за счет соответствующих источников; - проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других предприятий и физических лиц; - проверка правильности использования средств целевого финансирования, оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций с такими средствами. Проверка состояния синтетического и аналитического учета по кредитам, займам и средствам целевого финансирования заключается в том, чтобы выяснить, ведется ли учет задолженности полученных займов и кредитов, включая выданные заемные обязательства, а также учет средств целевого финансирования: – по видам займов и кредитов; – по кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, отдельным займам и кредитам (видам заемных обязательств). Далее оценивается правильность отражения операций по получению кредитов на счетах бухгалтерского учета, т. е. изучается правильность использования счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Для подтверждения своевременного поступления средств целевого финансирования аудитор сравнивает расчетно-платежные документы по кассе, счетам в банках и информацию по договорам и сметам, устанавливает своевременность и полноту зачисления и использования средств целевого финансирования. Для подтверждения правильности отражения в учете операций со средствами целевого финансирования в корреспонденции счетов по зачислению и использованию средств целевого финансирования используются данные учетных регистров по счету 86 «Целевое финансирование». Для того чтобы проверить погашение кредитов, займов, аудитору необходимо сопоставить данные кредитных договоров, договоров займа с данными выписок с расчетного счета, отчетов кассира. По итогам составляется таблица, в которой показываются все выявленные отклонения. Аудитору необходимо обратить внимание на то, что задолженность по кредитам и займам отражается с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату. При этом необходимо проверить, что затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации. В бухгалтерском учете они должны быть отражены на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчете 2 «Прочие расходы». С 01.01.2009 расходы по займам признаются прочими расходами, за исключеием той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования: – отсутствие в организации аналитического учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, неправильное использование Плана счетов бухгалтерского учета; – нецелевое использование средств кредитов, займов и целевого финансирования, их несвоевременное погашение; – неправильное исчисление процентов по кредитам, займам, а также отражение их на счетах бухгалтерского учета в зависимости от уплаты, а не по окончании отчетного периода; – отсутствие документов, подтверждающих использование средств целевого финансирования. Заключительный этап По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 9.1) руководителю проверки. Приложение 9.1 Процедуры аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования Процедура 1. Сопоставление данных оборотно-сальдовой ведомости (главной книги) по счетам кредитов, займов с данными бухгалтерского баланса (форма № 1)[9] Процедура 2. Сопоставление данных о поступлении денежных средств от погашения займов, кредитов, предоставленных другим организациям, или погашенных займов и кредитов (без процентов) и процентов с данными отчета о движении денежных средств (форма № 4) Процедура 3. Сопоставление данных о начисленных процентах в течение отчетного периода с данными отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|