Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика частных методов




Анкетирование

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой,—делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить на них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побуить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже—к различию содержания вопросов.

Анкетирование—это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью—это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа—это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно -получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. На стр. 143 дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать в контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

Тестирование

Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; оценить степень технической и тактической подготовленности; сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор спортсменов для занятий тем или иным видом спорта и для участия в соревновании; вести в значительной степени объективный контроль за тренировками как отдельных спортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

Перечисленные возможности могут быть реализованы только при критическом, творческом подходе к существующей методике контрольных испытаний и при тщательном соблюдении некоторых общих требований. Необходимо помнить, что нет стандартной, унифицированной методики. Объясняется это не столько сравнительной «молодостью» научного подхода к разработке методики контрольных испытаний, сколько чрезвычайной сложностью проблемы. На современном уровне знаний трудно себе представигь одинаковое для всех случаев содержание контрольных испытаний. И тем не менее этот метод исследований всегда будет требовать от научных работников наибольшей самостоятельности в решении методологических вопросов.

Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений, или тестов. Определенная система использования контрольных упражнений называется тестированием.

Контрольные упражнения — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения. Контрольные упражнения могут применяться и как обычные физические упражнения.

Весьма условно все контрольные упражнения целесообразно разделять на тесты, определяющие уровень общей физической подготовленности и каждого компонента специальной подготовленности в том или ином виде спорта; определяющие физическое состояние детей (отдельно по возрастным группам и полу), студентов (отдельно по профориентации и полу), военнослужащих (отдельно по родам войск) и др.

В исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько. Например, при изучении специальной подготовленности спортсмена применяют тесты, характеризующие уровни развития специальных двигательных качеств, технической, тактической подготовленности и т. п.

При том, что контрольные упражнения помогают определить физическое состояние человека, его готовность к физическим упражнениям через объективные показатели, нельзя переоценивать их роль. Если неправильно отбирать контрольные упражнения, неграмотно оценивать результативность их выполнения, поверхностно анализировать результаты, то невозможно получить объективные данные о физическом состоянии человека, о целесообразности педагогического процесса.

Достоверность любых контрольных упражнений проверяется таким комплексным показателем подготовленности занимающихся, как оценочные результаты той деятельности, которая являлась предметом специальной подготовки (например, для выступления на соревнованиях).

Приступая к исследованию, следует предварительно разработать систему контрольных упражнений. Сложность разработки зависит от характера «основной» деятельности. Несколько проще создавать систему контрольных упражнений для видов спорта, в которых результаты оцениваются метрическими единицами, поскольку при наличии объективных единиц измерения можно использовать математические расчеты для установления избирательности и воспроизводимости контрольных упражнений.

Контрольные испытания должны отвечать требованиям, предъявляемым к любым методам исследования (см. «Выбор методов исследования»): стойкости, избирательности, емкости, воспроизводимости и т. п. Грамотная реализация всех этих требований помогает решать главную проблему любых контрольных испытаний — проблему стандартизации тестов, т.е. выбора тех контрольных упражнений, которые с наибольшим эффектом решат задачи исследования.

Из перечисленных требований для контрольных упражнений наибольшее значение имеет избирательность. В теории стандартизации тестов она называется валидностью. Валидность, как объективная мера связи контрольного упражнения с «основным» двигательным действием, являющимся предметом специальной подготовки, характеризуется всеми признаками требования избирательности.

В теории тестирования различают два типа валидности: внешнюю и внутреннюю (Д. Канфменн, 1973). Внешняя валидность присуща тестам, не имеющим сходных компонентов с оцениваемой педагогической системой. Внутренняя валидность свойственна тем тестам, которые содержат в себе компоненты оцениваемой педагогической системы. Считается, что тесты с внешней валидностью обладают большей доказательностью. Оба типа валидности разработаны недостаточно, а поэтому сравнительно редко учитываются в практике исследований.

Непременным условием валидности теста является его воспроизводимость. Однако «нет правил без исключений». В данном случае исключения, о которых будет сказано позже, объясняются не сущностью явления, а неточностью регистрации выполнения контрольных упражнений.

Мера валидности тестов определяется тремя способами: сравнением с тестом-эталоном; сопоставлением с более объективными показателями, полученными другими методами; высчитыванием коэффициента валидности.

Сравнение с тестом-эталоном —наиболее заманчивый способ, но и более сложный. Суть его заключается в следующем: результаты (предположим, уровень развития силы), полученные вновь созданным тестом (дублером), сравниваются с показателями, полученными с помощью ранее существовавших тестов-эталонов. Если данные теста-дублера соответствуют по абсолютным значениям (или динамике) тестам-эталонам, то первые считаются валидными.

Таким образом, могут быть созданы тесты-дублеры, расширяющие возможности экспериментатора в выборе тех, которые в наибольшей мере соответствуют условиям исследования. Однако создание подобных тестов—дело довольно сложное. Объясняется это тем, что каждый тест специфичен и подобрать два или более тестов, характеризующих одно и то же состояние, бывает иногда невозможно. Например, два, казалось бы, одинаковых теста на силу (подтягивание и сгибание-разгибание рук в упоре лежа) лишь условно могут считаться дублерами, так как в одном случае нагрузка падает преимущественно на мышцы-сгибатели, а в другом — на мышцы-разгибатели.

Сопоставление с объективным показателем предусматривает сравнивание достижений в тесте с результатами, полученными с помощью более объективных методов исследования (например, динамики показателей тестов на выносливость с уровнем максимального потребления кислорода). Если получены однотипные изменения обоих результатов, то считается, что первый тест обладает валидностью.

Валидность контрольных упражнений для видов деятельности, имеющих Количественную оценку результатов, для большей объективности определяется специально рассчитанным коэффициентом корреляции — коэффициентом валидности.

Можно пользоваться коэффициентами валидности, рассчитанными другими авторами, а можно рассчитать их самостоятельно. Для этого необходимо отобрать достаточную по количеству группу исследуемых (как правило, из числа тех занимающихся, с которыми будет проведен основной эксперимент), измерить результаты выполнения ими контрольного упражнения (например, прыжок в высоту с места) и соревновательного (например, прыжок в высоту с разбега каким-либо способом). Затем между полученными показателями рассчитать коэффициент корреляции (см. «Корреляция»). Если он составляет 0,9 и больше, то валидность считается высокой, если меньше 0,7— низкой.

Несколько сложнее рассчитывается коэффициент валидности контрольных упражнений в тех случаях, когда предметом исследования является деятельность, состоящая из разнообразных двигательных действий (например, разносторонняя физическая подготовленность школьников, студентов и др.). Наиболее вероятным способом можно признать высчитывание нескольких коэффициентов валидности. Для этого всю исследуемую деятельность следует классифицировать так, чтобы образовались группы упражнений, в каждой из которых они характеризовались бы каким-либо одним ведущим признаком; затем в каждой группе выбрать упражнение, которое являлось бы наиболее характерным именно для данной группы; наконец, к каждому характерному упражнению с помощью теоретического анализа и расчета коэффициента валидности подобрать контрольные упражнения.

Другой способ основан на выделении так называемого теста-критерия, т.е. такого контрольного упражнения, которое обладает наибольшей степенью воспроизводимости и валидности по отношению к основным двигательным действиям. Следовательно, и в этом случае приходится классифицировать все физические упражнения, входящие в основную двигательную деятельность, на группы, выделять в каждой группе наиболее характерные упражнения и к ним подбирать общий тест-критерий. Он и станет тем эталоном, по которому будет впоследствии рассчитываться валидность любого нового контрольного упражнения. Разумеется, тест-критерий окажется действителен только для лиц, имеющих одинаковые характеристики.

Чаще всего за тест-критерий стараются принять простое двигательное действие, нагрузка которого на организм легко поддается регулированию и, что самое главное, которое позволяет судить об «общей готовности» к мышечной работе. Среди таких тестов широкое распространение получили различные варианты гарвардского степ-теста (Гарвардский колледж, 1943). Основной его вариант был разработан для оценки физической подготовки студентов к выполнению мышечной работы. Содержание этого степ-теста следующее. На четыре счета испытуемый наступает одной ногой на скамейку высотой 50 см, приставляет вторую ногу и выпрямляется, ставит «первую» ногу на пол, приставляет к ней «вторую». Под метроном за 1 мин. надо выполнить 30 циклов и продолжать упражнение ровно 5 мин. Если исследуемый не в состоянии выполнять упражнение в течение 5 мин., то фиксируется по секундомеру точное время выполнения. Сразу же после выполнения упражнения исследуемый садится на стул. Пульс подсчитывается в течение 30 сек.: первый раз после 60 сек. отдыха, второй раз—между 120 и 150 сек., третий раз — между 180 и 210 сек. Затем рассчитывается индекс физической пригодно с-т и (ИФП) по формуле:

тлап = время выполнения упражнения (в сек.) Х 100

сумма трех измерений пульса X 2

На основании обследования более 8000 студентов были определены нормы ИФП: выше 90 единиц — отличная подготовка, от 80 до 89—хорошая, от 64 до 79—выше средней, от 55 до 63 — ниже средней, 54 и ниже — плохая.

Проверка гарвардского теста показала не только достаточно высокую валидность, но и очень низкие коэффициенты корреляции с 27 другими контрольными упражнениями на выносливость и силу. Последнее свидетельствует об оригинальности теста. Модификации его касаются нагрузки, способа подсчета пульса и приспособления для • различных контингентов населения (старших школьников, девушек, женщин, выздоравливающих больных и др.). В одном из вариантов теста помимо пульса определяется максимальное потребление кислорода. Гарвардский тест применяется и самостоятельно, и в комплексе с другими тестами.

Значение коэффициента валидности трудно переоценить. Только он может достаточно достоверно показать, что данное контрольное упражнение определяет уровень развития именно этого двигательного качества, а не какого-то другого. Например, считалось, что показатели динамометрии кисти позволяют судить о силовых возможностях вообще. Коэффициенты валидности показали (Келог, Мартин, 1923), что динамометрия кисти характеризует только силу кисти. Еще один пример. До недавнего времени считалось, что бег на 100 м является тем контрольным упражнением, которое говорит о скоростных возможностях человека. Рассчитанные же коэффициенты валидности на школьниках 7—16 лет и спортсменах III и II разрядов показали, что результаты в беге на 100 м у этих контингентов занимающихся лимитируются уровнем развития выносливости. Наибольший коэффициент валидности, если речь идет о скоростных возможностях, имеет бег на 20—30 м с ходу и бег на 40—60 м.

Стандартизация тестов имеет особое значение при разработке систем контрольных упражнений для детей разного возраста, для занимающихся различного уровня физической подготовленности. Применять одно и то же контрольное упражнение в занятиях с людьми различной физической подготовленности можно только в тех случаях, когда коэффициент валидности остается примерно одинаковым, т. е. когда валидность является параллельной (К. Мекота, 1966). К сожалению, коэффициент валидности с изменением уровня физической подготовленности может не только увеличиваться, но и уменьшаться. Таким образом, коэффициент валидности бывает довольно высоким при низком уровне физической подготовленности и явно недостаточным при ее высоком уровне.

Знание коэффициентов валидности контрольных упражнений важно не только для исследований. Любое тестирование в педагогическом процессе не будет эффективным, если не учитывать степень валидности применяемых тестов.

Хронометраж

Определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий, и его графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования и хронографирования.

Обычно проводится хронометрирование какого-либо одного элемента целостного действия, например разбега в прыжках (для высчитывания скорости разбега), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например, проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия.

Хронометрирование используется и как самостоятельный метод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей) и как дополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте, определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательных действий, оно необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений).

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности под наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работы учителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником; если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученика именно этой медицинской группы.

В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся.

Результаты хронометрирования деятельности учеников позволяют судить — с какой-то долей вероятности — и о деятельности учителя. Но хронометрировать можно я деятельность только преподавателя (это зависит от задач исследования), хотя это более сложно: в деятельности преподавателя на протяжении всего урока нет перерывов, поэтому исследователю приходится работать с большим напряжением. Лучше, если ведется одновременный хронометраж и деятельности учеников, и деятельности учителя. Сравнительный анализ полученных хронограмм дает наиболее объективную картину.

Для определения общей и двигательной плотности урока хронометрируются следующие виды деятельности учеников:

1. Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии. К ним могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типа заданий я т. п. Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного

•места занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: если по ходу

•игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.

2. Слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий. Команды я краткие указания, занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить,

•слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.

3. Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения задания. Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, у время ожидания очередного задания преподавателя."

4. Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке;. занятий, установке и уборке оборудования, раздаче уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.

5. Простои. К ним относится все нерационально затраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опоздание группы к началу урока, приведение

Следует иметь в виду, что такое распределение видов деятельности по группам имеет условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного задания, переход от одного места занятия к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организации его. Можно допустить, что весь урок. дети будут ходить и бегать (двигательная плотность — 100 %), но никто не станет утверждать, что подобный урок целесообразен и заслуживает положительной оценки.

Очевидно, что исследователь не может быть простым «фотографом» времени. Каждый вид деятельности должен быть проанализирован с педагогической точки зрения. Именно поэтому хронометрирование целесообразно сочетать с педагогическим наблюдением.

Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.

Динамометр

Контроль силы осуществляется путем оценки силовых качеств спортсменов, проявляемых в статическом или динамическом режимах работы мышц. Обычно регистрируют максимальную, взрывную силу и силовую выносливость, учитывают ее абсолютные и относительные показатели.

Контроль максимальной силы осуществляют в статическом и динамическом режимах. Однако статический режим мало приемлем для оценки силовых возможностей спортсменов в большинстве видов спорта по двум причинам:

а) статический режим позволяет оценить силу мышц в определенной точке движения;

б) силовые возможности, проявляемые при статической и динамической работе, слабо связаны между собой, и высокий уровень статической силы еще не означает, что она может быть проявлена спортсменом в соревновательных действиях

И все же об уровне силовой подготовки часто судят по величине статического усилия, измеренного при различных углах в суставах. Так, для проявления максимальной статической силы пловцов брассистов оптимальным является среднее положение голени между сгибанием и разгибанием сустава. В то же время динамический импульс силы в пределах указанной амплитуды увеличивается лишь на 26,3 %. Таким образом, показатели силы, измеренные в изометрическом режиме, не отражают динамической картины гребковых усилий и не могут в полной мере служить оценкой специальной силы, проявляемой при выполнении основного соревновательного движения.

Наиболее полно контроль максимальной силы осуществляется в изокинетическом режиме, что позволяет определять максимальные значения силы в любой точке всего диапазона движения.

В спортивной практике накоплен опыт организации контроля за состоянием двигательной функции спортсменов в ходе тренировки. Например, для оценки специальной физической подготовленности пловцов используют показатели, отражающие специфические условия деятельности: регистрируют показатели силы тяги в воде и на суше.

Взрывную силу часто контролируют в комплексе с проявлением быстроты и технических возможностей. Например, оценивают эффективность старта (время от стартового сигнала до преодоления 10-метровой отметки в плавании, 30-метровой — в беге и т.п.), время выполнения бросков в борьбе и др.

Силовую выносливость определяют при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, например: работа на велоэргометре для велосипедистов, броски манекена для борцов, бег по стандартной трассе в гору для бегунов и т.д.

Выводы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...