Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимоотношения со взрослыми




Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно быть таким, какой есть, не стараясь казаться умнее.

По замечанию французского психолога Б. Заззо, юность – одновременно искренний и самый неискренний возраст. В юности больше всего хочется пребывать в согласии с самим собой, быть бескомпромиссным; прослеживается необходимость полного и безоглядного самораскрытия. Но неопределенность и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания несвойственных ролей, рисовки, самоотрицания. Молодой человек страдает от того, что не может выразить свой внутренний мир, потому что образ его «Я» еще незавершен и неясен.

 

Возрастные различия

Я считаю, взаимоотношения подростков со взрослыми — одна из важнейших проблем юношеского возраста, имеющая как социальный, так и психологический аспект. Чтобы правильно поставить ее, нужно, прежде всего, строго разграничить возрастные различия и различия между поколения.

Возрастные различия это различия между людьми, находящимися на разных стадиях жизненного пути. Различия эти универсальны и затрагивают самый широкий круг свойств и отношений. Юноша 16 лет всегда и везде отличается от 36-летнего мужчины и по биологическим возможностям, и по интересам, и по общественному положению.


Различия между поколениями

Различия между поколениями суть различия между людьми, родившимися в разное время, сформировавшимися в разных исторических условиях. Эти различия так же универсальны, как и возрастные. Любое общество представляет собой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитие может быть представлено как последовательная смена и преемственность поколений. Но если степень возрастных различий зависит от того, насколько резко отличаются друг от друга сравниваемые этапы жизненного пути, то степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития.

По-моему, преемственность поколений всегда селективно (избирательна): одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Преемственность не совсем одинакова в разных сферах деятельности.

В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов и некоторых других установок расхождения между старшими и младшими, как правило, больше, чем в том, что касается главных социальных ценностей (политические взгляды, мировоззрение). Это объясняется не только разницей в темпах обновления соответствующих сфер культуры, но также тем, что мода, досуг и развлечения наиболее тесно связаны с возрастом. Различия между поколениями (привычка к определенному, усвоенному в годы собственной юности стилю поведения, музыке, танцам и т. п.) усугубляются здесь возрастными: юношеская жажда новизны контрастирует с присущей зрелому возрасту ориентацией на стабильность.

Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном («дискуссия» о волосах была весьма актуальна в то время, поскольку в Афинах эта мода символизировала симпатии к Спарте). В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов, Симонида или Эсхила, сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству, читает монолог из Еврипида, старик выходят из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность.

Но, на вопрос «Хотел бы ты быть таким человеком как твои родители?» положительно ответили свыше 86 % опрошенных старшеклассников нашей школы.

Мы и взрослые

«Мы и взрослые» — одна из ведущих тем подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подросток и юноша стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения во многом определяет свойства их психологии, включая и самосознание.

Психологи единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Чувство это противоречиво, критерии его неоднозначны. Ориентация на взрослые ценности и сравнение себя с взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость подросткового чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста, по-моему, мнению, становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков

Но все, же я хотела выяснить, кому обращаются за советом наши старшеклассники. На вопрос «С кем ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» мы получили следующие результаты.

Отношения с родителями

Я думаю, самым важным и влиятельным была, остается родительская семья как ячейка общество, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков, трудных в социальном или в психологическом смысле. Я считаю, что также не меньше влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.

Влияние родителей на формирование личности.

По-моему, как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходной возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Рассуждая на эту тему, я думаю, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают за ним изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком и юношей, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым.

Понять внутренний мир другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблемы глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Отношения с учителями

Учение – ведущая деятельность школьника; получение среднего образования в современных условиях является жизненной потребностью каждого молодого человека. Но мотивы учения с возрастом меняются.

В І-ІІІ классах ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение учителя. В ІІІ-VІІ классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Для старшеклассника все это уже менее существенно. Учеба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средство подготовки к будущей деятельности.

Несмотря на понимание необходимости образования и наличия внутренней потребности в нем, некоторые учащиеся снижают качество учебной работы. Почти половина подростков (в основном мальчики), не удовлетворены своей учебной деятельностью. Они связывают это с собственными недостатками – ленью.

 

 

Учитель и ученик

Значительно более сложными становятся в юношеском возрасте и отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующий выполняемым им функция: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший товарищ и друг. Младший школьник не различает этих функций, воспринимает учителя в целом и оценивает его по тем же критериями, что и родителей. С возрастом положение меняется. Для старшеклассника в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть друга. По-моему, чтобы сохранить психологический контакт с подростками, учителя и родители должны учитывать взросление детей.

 

 

Вывод

1)Таким образом, общение подростка со сверстниками крайне важно для его психического развития и социализации. В процессе общения со сверстниками подросток приобретает навыки социального взаимодействия «на равных», необходимые в его последующей взрослой жизни.

2)Основной причиной межличностных конфликтов с участием подростка является противоречие между отношением взрослого к ребенку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости. Протест ребенка возникает в форме непослушания, грубости, упрямстве, агрессивности. Эти же проявления присутствовали и в предыдущих возрастных кризисах. Однако в подростковом возрасте они особенно яркий, глубокий характер, поскольку возможности подростка в деятельности и поведении расширяются. При неадекватном реагировании взрослых на конфликт с подростком он становится отчужденным, бесконтрольным, неуправляемым, отказывается от общения.

Преодоление конфликта лежит через нахождения той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него. Рекомендуется организация содержательной сотрудничества взрослого и подростка с присущими для нее взаимопониманием и взаимопомощью.

 

 

Информационный лист

1)http://studbooks.net/28347/psihologiya/vzaimootnosheniya_podrostka_okruzhayuschimi

2)http://newchild.dp.ua/razvitie-i-vospitanie/psihologija-podrostkovogo-vozrasta/102-vzaimootnoshenija-podrostkov-so-sverstnikami-i-vzroslymi.html

3)https://infourok.ru/vzaimootnosheniya-podrostkov-so-vzroslimi-425607.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...