Биологические знания в жизни человека
На III ступени общего среднего образования ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ Основные открытия и достижения учёных в различных областях биологии. Содержание химических элементов в организме. Строение, свойства и функции белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ, воды, минеральных солей. Биологически активные вещества и их функции. Клеточное строение организмов. Клеточная теория. Общий план строения клетки: поверхностный аппарат, цитоплазма и ядро, их организация и функции. Особенности строения клеток (бактерии, протисты, грибы, растения и животные). Деление клетки (прямое и непрямое). Гибель клеток. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Хранение и реализация наследственной информации. Ген, генетический код. Биосинтез белка. Структурная организация и регуляция функций живых организмов. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Регуляция жизненных функций организмов. Иммунная система организма. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие. Онтогенез человека. Наследственность и изменчивость организмов. Основные понятия генетики. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем и Т. Морганом. Взаимодействие генов. Генетика пола. Модификационная изменчивость, норма реакции. Комбинативная и мутационная изменчивость. Наследственность и изменчивость человека. Наследственные болезни человека. Организм и среда. Экологические факторы и закономерности их воздействия на организм. Пределы выносливости. Понятие о стенобионтах и эврибионтах. Взаимодействие экологических факторов, лимитирующие факторы. Свет. Фотопериодизм. Температура. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Влажность. Экологические группы растений по отношению к абиотическим факторам среды. Среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм) и адаптации организмов к жизни в разных средах.
Селекция и биотехнология. Основные задачи, методы и достижения селекции микроорганизмов, растений и животных. Объекты и основные направления биотехнологии. Клеточная и генная инженерия, их достижения.
МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Многообразие современного органического мира – результат эволюции. Уровни организации живых систем. Современная биологическая система. Вид – биологическая система. Вид как таксономическая категория. Критерии вида. Ареал вида. Популяция – структурная единица вида. Характеристика популяции: свойства, структура, динамика численности. Происхождение жизни. Основные гипотезы. Биологическая эволюция. Доказательства эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические, молекулярно-генетические. Эволюционное учение Ч. Дарвина: теория искусственного отбора, движущие силы и основные результаты эволюции. Синтетическая теория эволюции. Предпосылки. Движущие силы: борьба за существование, естественный отбор. Результаты: приспособления, видообразование. Направления макроэволюции: биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез. Способы осуществления эволюционного процесса: дивергенция, конвергенция. Происхождение человека. Доказательства животного происхождения человека. Сходство человека с животными. Место человека в зоологической системе. Этапы эволюции человека. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы. Общественный образ жизни – ведущий фактор в истории развития человека. Человеческие расы. Расизм. Особенности эволюции человека на современном этапе.
Сообщества живых организмов. Экосистема. Биогеоценоз. Биотоп и биоценоз. Состав биоценоза. Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические. Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза: вертикальная (ярусность) и горизонтальная (мозаичность). Превращение энергии. Трофические уровни. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые сети и цепи питания: пастбищные, детритные. Экологические пирамиды: чисел, биомасс, энергии. Продуктивность экосистем. Биомасса и продукция: первичная и вторичная. Биотические связи организмов в экосистемах. Конкуренция, хищничество, симбиоз. Динамика экосистем: сезонная, многолетняя (сукцессия). Агроэкосистемы. Урбаэкосистема. Биосфера – живая оболочка планеты. Границы биосферы. Вещество биосферы: живое, биогенное, биокосное, косное. Биомасса суши, Мирового океана, почвы. Биогеохимические функции живого вещества: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная. Круговорот веществ в биосфере: воды, кислорода, углерода и азота. Эволюция биосферы.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Человек и его роль в природе. Взаимоотношения человека с природой. Условия жизни человека в современном обществе. Положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности человека. Загрязнение среды. Мутагенез. Профилактика врождённых заболеваний человека. Объекты и основные направления биотехнологии. Генетическая инженерия и биобезопасность. Понятие о рациональном природопользовании. Создание малоотходных технологий. Охрана природы. Охраняемые территории и памятники природы Беларуси.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования. Учащийся должен знать: · общие признаки живых организмов; · царства живых организмов; · роль живых организмов в природе и жизни человека; · основные методы изучения живой природы; · структурные элементы и органоиды клетки и их функции; · свойства клетки;
· формы бактериальных клеток; · типы и способы питания бактерий; · виды болезнетворных бактерий; · съедобные и ядовитые грибы; · общие признаки растений; · виды тканей растений; · вегетативные и генеративные органы растений и их функции; · части побега; · типы почек; · виды корней и корневых систем; · способы жилкования и листорасположения; · части цветка; · виды соцветий; · способы опыления; · виды плодов; · способы распространения плодов и семян; · способы размножения растений; · механизмы поглощения корнем воды и минеральных солей; · характерные признаки разных групп растений; · признаки однодольных и двудольных растений; · общие признаки животных; · систематические единицы животных; · характерные признаки типов, классов, отрядов животных; · процессы жизнедеятельности животных; · органы и системы органов различных групп животных, их функции; · типы и способы питания животных; · виды тканей организма человека; · органы и системы органов человека; · железы внешней, внутренней и смешанной секреции; · отделы нервной системы; · отделы головного мозга; · условия образования условных рефлексов; · отделы скелета и составляющие их кости, способы соединения, виды костей; · форменные элементы крови, их функции; · функции крови, ее состав; · сосуды большого и малого кругов кровообращения; · органы дыхания, их функции; · отделы пищеварительного тракта, их функции; · пищеварительные железы, их функции; · органы мочевыделительной системы; · строение и функции почек; · факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека. · причины возникновения и меры профилактики плоскостопия, искривления позвоночника, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания и мочевыделительной системы, нарушения зрения и слуха; · правила гигиены: нервной, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем; слуха, зрения, кожи, сна; · правила сохранения психического и репродуктивного здоровья человека; уметь: Характеризовать · клетку как структурно-функциональную единицу жизни;
· строение бактериальной, растительной и животной клеток; · строение, процессы жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, лишайников, растений, животных; · роль бактерий, протистов, грибов, растений и животных в биосфере и хозяйственной деятельности человека; · основные группы растений и животных; · особенности строения и функций тканей и органов растений; · строение и функции систем органов разных групп животных; · многообразие разных групп растений и животных; · сообщества живых организмов; · связи между организмами в экосистеме; · цепи питания; · круговорот веществ; · роль гормонов, ферментов, витаминов в организме человека; · механизмы регуляции физиологических процессов человека; · иммунитет, его значение в жизни человека; · строение систем органов человека; · нейрогуморальный механизм регуляции функций в организме человека; · процессы, лежащие в основе терморегуляции; · механизм образования условных рефлексов; Объяснять · отличие объектов живой природы от тел неживой природы; · клеточное строение живых организмов; · сущность фотосинтеза и роль растений в природе; Обосновывать · взаимосвязь строения и функций тканей, органов, систем органов человека; · значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян; · взаимосвязь особенностей строения и жизнедеятельности организмов и условий среды обитания; · нормы, режим и правила рационального питания; · влияние умственного и физического труда, физкультуры и спорта на состояние здоровья человека; · меры профилактики заболеваний, которые вызываются вирусами, бактериями, грибами и животными-паразитами; · меры борьбы с переносчиками возбудителей заболеваний; · вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека; · меры профилактики вредных привычек; · необходимость соблюдения правил личной гигиены. · использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности в хозяйственной деятельности человека; · необходимость рационального природопользования; · меры по охране редких и исчезающих растений; · правила поведения в природе; Сравнивать · строение, процессы жизнедеятельности, роль организмов, принадлежащих к различным группам растений и животных; · строение семян однодольных и двудольных растений; · системы органов различных типов беспозвоночных животных; · системы органов различных классов позвоночных животных. Приводить примеры · организмов, принадлежащих к различным группам бактерий, протистов, грибов, растений, животных;
· видов дикорастущих и культурных растений; · диких и домашних животных; · изученных видов животных; · усложнения животных в процессе эволюции; · приспособлений организмов к условиям среды обитания; Распознавать · представителей изученных групп живых организмов в природе на препаратах, гербариях и коллекциях; владеть: · методами изучения живой природы: наблюдение, описание, опыт, эксперимент, моделирование, составление гербария, работа с определителем, самонаблюдение; · правилами поведения и техники безопасности в природе и при проведении лабораторных и практических работ; · навыками приготовления срезов и микропрепаратов; · навыками работы с увеличительными приборами (лупой, микроскопом); · навыками проведения кратковременных и долговременных наблюдений за культурными и дикорастущими растениями, животными в лабораторных и естественных условиях; · навыками наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); · приёмами оказания первой помощи при: кровотечениях, ожогах, обморожении, тепловом и солнечном ударах, пищевом отравлении, переломах и вывихах, искусственном дыхании и непрямом массаже сердца; · правилами поведения в природе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|