Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологические знания в жизни человека

На III ступени общего среднего образования

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Основные открытия и достижения учёных в различных областях биологии.

Содержание химических элементов в организме. Строение, свойства и функции белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ, воды, минеральных солей. Биологически активные вещества и их функции.

Клеточное строение организмов. Клеточная теория. Общий план строения клетки: поверхностный аппарат, цитоплазма и ядро, их организация и функции. Особенности строения клеток (бактерии, протисты, грибы, растения и животные). Деление клетки (прямое и непрямое). Гибель клеток.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Хранение и реализация наследственной информации. Ген, генетический код. Биосинтез белка.

Структурная организация и регуляция функций живых организмов.

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Регуляция жизненных функций организмов. Иммунная система организма.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие. Онтогенез человека.

Наследственность и изменчивость организмов. Основные понятия генетики. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем и Т. Морганом. Взаимодействие генов. Генетика пола. Модификационная изменчивость, норма реакции. Комбинативная и мутационная изменчивость. Наследственность и изменчивость человека. Наследственные болезни человека.

Организм и среда. Экологические факторы и закономерности их воздействия на организм. Пределы выносливости. Понятие о стенобионтах и эврибионтах. Взаимодействие экологических факторов, лимитирующие факторы. Свет. Фотопериодизм. Температура. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Влажность. Экологические груп­пы растений по отношению к абиотическим факторам среды. Среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм) и адаптации организмов к жизни в разных средах.

Селекция и биотехнология. Основные задачи, методы и достижения селекции микроорганизмов, растений и животных. Объекты и основные направления биотехнологии. Клеточная и генная инженерия, их достижения.

 

МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Многообразие современного органического мира – результат эволюции. Уровни организации живых систем. Современная биологическая система.

Вид – биологическая система. Вид как таксономическая категория. Критерии вида. Ареал вида. Популяция – структурная единица вида. Характеристика популяции: свойства, структура, динамика численности.

Происхождение жизни. Основные гипотезы.

Биологическая эволюция. Доказательства эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические, молекулярно-генетические. Эволюционное учение Ч. Дарвина: теория искусственного отбора, движущие силы и основные результаты эволюции. Синтетическая теория эволюции. Предпосылки. Движущие силы: борьба за существование, естественный отбор. Результаты: приспособления, видообразование. Направления макроэволюции: биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез. Способы осуществления эволюционного процесса: дивергенция, конвергенция.

Происхождение человека. Доказательства животного происхождения человека. Сходство человека с животными. Место человека в зоологической системе. Этапы эволюции человека. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы. Общественный образ жизни – ведущий фактор в истории развития человека. Человеческие расы. Расизм. Особенности эволюции человека на современном этапе.

Сообщества живых организмов. Экосистема. Биогеоценоз. Биотоп и биоценоз. Состав биоценоза. Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические. Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза: вертикальная (ярусность) и горизонтальная (мозаичность). Превращение энергии. Трофические уровни. Продуцен­ты, консументы, редуценты. Пищевые сети и цепи питания: пастбищные, детритные. Экологические пирамиды: чисел, биомасс, энергии. Продуктивность экосистем. Биомасса и продукция: первичная и вторичная. Биотические связи организмов в экосистемах. Конкуренция, хищничество, симбиоз. Динамика экосистем: сезонная, многолетняя (сукцессия). Агроэкосистемы. Урбаэкосистема.

Биосфера – живая оболочка планеты. Границы биосферы. Вещество биосферы: живое, биогенное, биокосное, косное. Биомасса суши, Мирового океана, почвы. Биогеохимические функции живого вещества: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная. Круговорот веществ в биосфере: воды, кислорода, углерода и азота. Эволюция биосферы.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек и его роль в природе. Взаимоотношения человека с природой. Условия жизни человека в современном обществе. Положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности человека. Загрязнение среды. Мутагенез. Профилактика врождённых заболеваний человека.

Объекты и основные направления биотехнологии. Генетическая инженерия и биобезопасность. Понятие о рациональном природопользовании. Создание малоотходных технологий. Охрана природы. Охраняемые территории и памятники природы Беларуси.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащийся должен

знать:

· общие признаки живых организмов;

· царства живых организмов;

· роль живых организмов в природе и жизни человека;

· основные методы изучения живой природы;

· структурные элементы и органоиды клетки и их функции;

· свойства клетки;

· формы бактериальных клеток;

· типы и способы питания бактерий;

· виды болезнетворных бактерий;

· съедобные и ядовитые грибы;

· общие признаки растений;

· виды тканей растений;

· вегетативные и генеративные органы растений и их функции;

· части побега;

· типы почек;

· виды корней и корневых систем;

· способы жилкования и листорасположения;

· части цветка;

· виды соцветий;

· способы опыления;

· виды плодов;

· способы распространения плодов и семян;

· способы размножения растений;

· механизмы поглощения корнем воды и минеральных солей;

· характерные признаки разных групп растений;

· признаки однодольных и двудольных растений;

· общие признаки животных;

· систематические единицы животных;

· характерные признаки типов, классов, отрядов животных;

· процессы жизнедеятельности животных;

· органы и системы органов различных групп животных, их функции;

· типы и способы питания животных;

· виды тканей организма человека;

· органы и системы органов человека;

· железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

· отделы нервной системы;

· отделы головного мозга;

· условия образования условных рефлексов;

· отделы скелета и составляющие их кости, способы соедине­ния, виды костей;

· форменные элементы крови, их функции;

· функции крови, ее состав;

· сосуды большого и малого кругов кровообраще­ния;

· органы дыхания, их функции;

· отделы пищеварительного тракта, их функции;

· пищеварительные железы, их функции;

· органы мочевыделительной системы;

· строение и функции почек;

· факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека.

· причины возникновения и меры профилактики плоскостопия, искривления позвоночника, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания и мочевыделительной системы, нарушения зрения и слуха;

· правила гигиены: нервной, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем; слуха, зрения, кожи, сна;

· правила сохранения психического и репродуктивного здоровья человека;

уметь:

Характеризовать

· клетку как структурно-функциональную единицу жизни;

· строение бактериальной, растительной и животной клеток;

· строение, процессы жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, лишайников, растений, животных;

· роль бактерий, протистов, грибов, растений и животных в биосфере и хозяйственной деятельности человека;

· основные группы растений и животных;

· особенности строения и функций тканей и органов растений;

· строение и функции систем органов разных групп животных;

· многообразие разных групп растений и животных;

· сообщества живых организмов;

· связи между организмами в экосистеме;

· цепи питания;

· круговорот веществ;

· роль гормонов, ферментов, витаминов в организме человека;

· механизмы регуляции физиологических процессов человека;

· иммунитет, его значение в жизни человека;

· строение систем органов человека;

· нейрогуморальный механизм регуляции функций в организме человека;

· процессы, лежащие в основе терморегуляции;

· механизм образования условных рефлексов;

Объяснять

· отличие объектов живой природы от тел неживой природы;

· клеточное строение живых организмов;

· сущность фотосинтеза и роль растений в природе;

Обосновывать

· взаимосвязь строения и функций тканей, органов, систем органов человека;

· значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;

· взаимосвязь особенностей строения и жизнедеятельности организмов и условий среды обитания;

· нормы, режим и правила рационального питания;

· влияние умственного и физического труда, физкультуры и спорта на состояние здоровья человека;

· меры профилактики заболеваний, которые вызываются вирусами, бактериями, грибами и животными-паразитами;

· меры борьбы с переносчиками возбудителей заболеваний;

· вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека;

· меры профилактики вредных привычек;

· необходимость соблюдения правил личной гигиены.

· использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности в хозяйственной деятельности человека;

· необходимость рационального природопользования;

· меры по охране редких и исчезающих растений;

· правила поведения в природе;

Сравнивать

· строение, процессы жизнедеятельности, роль организмов, принадлежащих к различным группам растений и животных;

· строение семян однодольных и двудольных растений;

· системы органов различных типов беспозвоночных животных;

· системы органов различных классов позвоночных животных.

Приводить примеры

· организмов, принадлежащих к различным группам бактерий, протистов, грибов, растений, животных;

· видов дикорастущих и культурных растений;

· диких и домашних животных;

· изученных видов животных;

· усложнения животных в процессе эволюции;

· приспособлений организмов к условиям среды обитания;

Распознавать

· представителей изученных групп живых организмов в природе на препаратах, гербариях и коллекциях;

владеть:

· методами изучения живой природы: наблюдение, описание, опыт, эксперимент, моделирование, составление гербария, работа с определителем, самонаблюдение;

· правилами поведения и техники безопасности в природе и при проведении лабораторных и практических работ;

· навыками приготовления срезов и микропрепаратов;

· навыками работы с увеличительными приборами (лупой, микроскопом);

· навыками проведения кратковременных и долговременных наблюдений за культурными и дикорастущими растениями, животными в лабораторных и естественных условиях;

· навыками наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

· приёмами оказания первой помощи при: кровотечениях, ожогах, обморожении, тепловом и солнечном ударах, пищевом отравлении, переломах и вывихах, искусственном дыхании и непрямом массаже сердца;

· правилами поведения в природе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...