Глава 20 компьютерные технологии организации хранения и поиска документальной информации
Цель документального поиска — нахождение и выдача соответствующих запросу пользователя документов или их описаний. Документы, отвечающие запросу пользователя, называются релевантными. Понятие «документ» в рамках информационных технологий трактуется несколько шире, нежели в традиционном документоведении. В соответствии с Оксфордским словарем «документ - это текст или изображение, имеющее информационное значение». Традиционно информационно-поисковые системы (ИПС) применяются для тематического поиска научно-технической информации в крупных библиотеках, научно-технических центрах, архивах, патентных библиотеках. В настоящее время в связи с возрастанием объема документальной информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения, и возможностями, предоставляемыми новыми компьютерными технологиями, автоматизированные информационно-поисковые системы стали широко использоваться в различных сферах экономики. По оценкам американских экспертов (фирма Delphi Consulting), в США ежедневно генерируется более 1 млрд. страниц документов, а в архивах хранится уже более 1,3 трлн. документов, причем поток деловой информации чрезвычайно разнообразен по видам ее представления. Можно выделить три основных составляющих деловой информации. Поданным вышеназванной фирмы, 12% информации — структурировано, представлено в электронной форме, хранится и управляется с помощью систем управления базами данных. Примерно 15% информации представляет собой неструктурированные данные в электронной форме, как правило, это текстовая информация. Для автоматизации хранения и поиска такой информации используются технологии информационно-поисковых систем. И оставшиеся около 73% информации традиционно хранятся на бумаге. Организация быстрого и эффективного поиска такой документальной информации становится все более неразрешимой проблемой.
Таким образом, сфера приложения для технологий информационно-поисковых систем представляется достаточно широкой. Примерами документальной информации, для которой эффективно автоматизированное хранение и поиск, могут служить: законы, постановления, комментарии к нормативным актам, тексты контрактов, переписка с клиентами и партнерами, проекты, стенограммы переговоров, приказы, распоряжения, письма, отчеты, планы, программы, записи судебных дел, постановления судов, научные статьи, доклады, конспекты, рефераты, периодические и специальные печатные издания, каталоги фирм, рекламные издания, справочники и другие документы. При автоматизации поиска документальной информации важнейшими являются задачи формализации содержания документа и запроса. При решении этих задач могут использоваться различные подходы. Первый подход состоит в том, что содержание документа, а также его характеристики (дата издания документа, автор и т.п.) отображаются в некую структурированную информацию, представляющую собой, например, запись реляционного файла или строку в электронной таблице. В этом случае поиск документа.сводится к поиску структурированной информации средствами СУБД или табличного процессора. Второй подход состоит в том, что поиск происходит по всему тексту документа или по его поисковому образу. При этом в качестве запроса чаще всего выступают отдельные ключевые слова или их логические комбинации. Этому подходу, соответствующему традиционному пониманию документального поиска, и посвящена данная глава. Эффективность документального поиска оценивают на основе показателей полноты и точности. Полнота поиска определяется как отношение числа выданных в ответ на запрос релевантных документов к числу всех имеющихся в поисковом массиве релевантных документов. Точность поиска определяется как отношение числа релевантных документов в выдаче к общему числу выданных документов.
Автоматизированный документальный поиск может быть организован на основе различных технологий: поиска по поисковому образу документа, поиска по полному тексту документа, поиска документов по гипертекстовым ссылкам. Технология полнотекстового поиска является неотъемлемой составляющей таких современных и перспективных информационных технологий, как: системы управления документами (Document management system, DMS), технологии групповой работы над документами (groupware), технологии поиска в Internet/intranet, На технологии гипертекста базируется самый известный сервис Internet — World Wide Web (WWW).
Документальные информационно -поисковые Системы В документальных информационно-поисковых системах — ДИПС (их также называют библиографическими) поиск документа происходит по краткому формализованному описанию его содержания — так называемому поисковому образу документа (ПОД). Одновременно с появлением первых библиотек и архивов возникли и проблемы разработки методов поиска и хранения документальной информации. Основная идея этих методов состояла в том, что центральная тема произведения выражалась в виде краткого текста. В простейшем случае функцию такого краткого текста выполняло заглавие произведения, в качестве которого в самом начале использовалась первая фраза текста. Это освобождало пользователя (библиотекаря) от необходимости просматривать весь текст документа, что значительно повышало, скорость поиска. Хотя основы методологии ДИПС разработаны достаточно давно, в 50-х — 60-х гг., эта технология и в настоящее время успешно применяется при организации как ручного, так и автоматизированного поиска документов. Важнейшей структурной составляющей является информационно-поисковый язык. Информационно-поисковый язык, ИПЯ (indexing language, retrieval language) — искусственный язык для выражения содержания документов или запросов с целью последующего поиска. Основное назначение ИПЯ — установить принадлежность того или иного документа к определенной группе понятий. Перевод текстов документов и запросов на ИПЯ называется индексированием. В результате индексирования содержание документа отображается в ПОД, а содержание запроса — в поисковое предписание (ПП). Индексирование может быть ручным (когда его производит человек) или автоматическим.
К настоящему времени разработан ряд ИПЯ, носящих как общеотраслевой,- так и специальный характер. Например - Универсальная десятичная классификация (УДК); классификаторы документов, отраслевые дескрипторные языки. Однако разработка ИПС для управленческих документов, как правило, требует разработки собственного ИПЯ, адекватного данной предметной области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|