Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни методологических знаний

Раскройте понятие методологии пед.науки, логику пед.исследования. Представьте систему методов научно-педагогического исследования (теоретические, неэкспериментальные, педагогический эксперимент и др). Сформулируйте требования к методам научно-педагогического исследования. Определите роль научно-педагогического исследования в работе педагога.

методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов оценке качества исследовательской работы.

Или: методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Как и наука в целом, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности — методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически — значит использовать методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.

Подлинная наука, отражая объективные законы общественного раз­вития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Конкретно-научная методология педагогики представлена следующими основными подходами.

Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного подхода. Он требует при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого.

Личностный подход в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса, педагог-исследователь и педагог-практик ориентируется на личность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

 

Деятельностный подход в педагогике вслед за философией и психологией утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Исходя из деятельностного подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности.

 

Полисубъектный (диалогический) подход в педагогике следует из того, что личность, как установлено психологами, есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

 

Культурологический подход в педагогике утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах.

 

Аксиологический подход в педагогике тесно связан с предыдущим. (Аксиология – учение о ценностях, ценностной структуре мира).

 

Этнопедагогический подход в педагогике призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

 

Антропологический подход в педагогике был впервые обоснован К.Д. Ушинским (1824-1870). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания в процессе организации и осуществления педагогического процесса.

 

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

Первый шаг в отображении педагогической действительности — эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты.Это могут быть знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов по новым учебникам и т.п.

Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и — в общем виде — что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.

Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образовательные стандарты.

 

Уровни методологических знаний

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический.

Содержание высшего – философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень – обще-научная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Или: Содержание первого из них - философские знания. Второй уровень - общенаучнвя методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза,объект и предмет исследования, цель, задвчи и т.д.). Третий уровень ~ конкретно-научная методология, т.е.совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике.

Методы исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...