Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эндокринная система человека

Основные термины и понятия

Гормон — это Окситоцин — это
Центральные органы эндокринной системы — это  

Назовите гормоны эндокринной оси:

Гипоталамуc → гипофиз →  половые железы

_____________ → ___________ → __________________ (у женщин)

_____________ → ___________ → __________________ (у мужчин)

Перечислите гипофизуправляющие гормоны:
Либерины — это Химическая классификация гормонов: 1) ________________________; 2) ___________________________; 3) ________________________; 4) ___________________________.
Статины — это Механизм действия стероидов — через ________________________ рецепторы
Тропные гормоны — это Механизм действия АКТГ, ТТГ, ФСГ, ЛГ, МСГ, дофамина, мелатонина — через _______________________________ рецепторы
Перечислите тропные гормоны аденогипофиза: Гормон роста — это
АДГ — это Пролактин — это

Назовите гормоны эндокринной оси:

Гипоталамус   →   гипофиз →  щитовидная железа

_______________ → _____________ → ________________________

Проопиомеланокортин — это
МСГ — это
Гипоталамус   →   гипофиз →  надпочечники _______________ → _____________ → ________________________ Мелатонин — это

Обучающая компьютерная программа «Занятие 12»                                                                     Работа 12.2

(Internet Explorer ® Фармпрограмма ® Обучающая программа ® Занятие 12)

Ход работы. Студент самостоятельно загружает программу «Занятие 12» и подробно разбирает представленный в ней учебный материал.

Контролирующая компьютерная программа «Фарм ф-т Занятие 12»                                        Работа 12.3

(Тестирование ® Тесты для самоконтроля ® Фарм ф-т Занятие 12)

Ход работы. Студент самостоятельно загружает программу «Фарм ф-т Занятие 12» и затем отвечает на вопросы.

ПРОТОКОЛ. 1. Оценка по тестированию _________________.      2. Оценка по занятию __________________.

 

Работа 12.4

Оценка роста человека

Рост человека — одна из основных характеристик его физического развития. Линейный рост — процесс неравномерный. Максимальная скорость роста отмечается у новорожденных и детей 1-го года жизни, составляя в среднем 16–19 см в год. Затем скорость роста значительно понижается до 5–6 см/год у детей дошкольного и начального школьного возраста. С 9 до 14 лет у девочек и с 11 до 16 лет у мальчиков отмечается некоторое увеличение скорости роста до 7–8 см/год и 7–10 см/год соответственно. Затем скорость роста человека существенно понижается. К 16 годам у девушек и к 18 годам у юношей рост тела в длину практически завершается и не превышает в норме 1 см/год. Полное окостенение наступает к 20–23 годам в женском организме и к 21–25 годам в мужском. Рост взрослого человека в пределах 130–200 см у мужчин и 120–190 см у женщин рассматривается как нормальный. Мужчины ростом менее 130 см и женщины менее 120 см называются карликами. Люди-гиганты имеют рост более 190 см женщины и более 200 см мужчины. Рост является интегральным показателем влияния генетических, гормональных, тканевых и внешних факторов на кость и другие ткани организма. Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, включающую все известные гормоны (тиреоидные, инсулин, кальцийрегулирующие, надпочечниковые, половые), но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральное звено которой — соматотропин [3, 12]. Соматотропин (СТГ — соматотропный гормон, ГР — гормон роста) — основной гормон, стимулирующий линейный рост. СТГ способствует росту костей в длину, росту и дифференцированию внутренних органов, развитию мышечной ткани. Основные эффекты СТГ на уровне костной ткани состоят в стимуляции роста хряща, синтеза белка, индуцировании митоза клеток. Ростостимулирующие эффекты СТГ опосредуются инсулинподобными факторами роста (ИФР-I, ИФР-II), иначе называемыми соматомединами, которые под влиянием ГР синтезируются, главным образом, в печени и почках. Линейный рост человека завершается с закрытием зон роста под влиянием половых гормонов. Методика исследования соматотропной функции гипофиза включает: – антропометрические исследования (оценку роста по сравнению с прогнозируемым ростом, оценку скорости роста и пропорций тела); – рентгенологические исследования (рентгено-графия кисти с лучезапястным суставом, рентгенография черепа, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга для определения костного возраста, визуализации турецкого седла и состояния костей черепа); – гормональная диагностика радиоиммунными наборами (для исследования содержания и спонтанной суточной секреции СТГ и соматомединов, регистрации уровней СТГ во время сна, при физической нагрузке, при проведении фармакологических проб со стимуляторами и блокаторами секреции ГР). Наиболее простой и доступный метод исследования соматотропной функции — антропометрический, а именно, оценка роста человека по сравнению с его прогнозируемым ростом, рассчитанным на основании среднего роста его родителей. Для определения границ конечного роста используется следующая формула: Прогнозируемый конечный рост мужчины = (Рост отца + рост матери + 13 см): 2 Прогнозируемый конечный рост женщины = (Рост отца + рост матери – 13 см): 2  

Работа 12.4

Оценка роста человека (продолжение)

Измеренный рост взрослого человека должен совпадать с прогнозируемым ростом или отклоняться от расчетной величины роста не более чем на 2 СО (стандартных отклонения), а именно, ±10 см к расчетной величине роста. Отклонения измеренного роста более чем на 2 СО от расчетной величины роста указывает на патологически низкий или высокий рост человека. В данном случае для выяснения причины нарушения роста необходимо проводить все вышеперечисленные исследования соматотропной функции гипофиза, а также изучение состояния других желез (прежде всего, половых и щитовидной). Материалы и оборудование: деревянный ростомер или металлический стадиометр. Для проведения работы необходимо знание роста родителей. Указания к оформлению протокола: 1. Проведите измерение роста у испытуемого с помощью ростомера. 2. Проведите расчет прогнозируемого роста испытуемого. 3. Оцените полученный результат измерения, сравнив его с прогнозируемым ростом человека. Ответьте на вопрос о том, как повлияет избыток и недостаток гормона роста или половых гормонов в детском и юношеском возрасте на конечный рост человека. Ход работы. Измерение роста проводят в положении стоя с помощью деревянного ростомера, который представляет собой доску с делениями на сантиметры и со скользящей по ней горизонтальной планкой, или металлического стадиометра. Во избежание ошибок измерения и для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд условий. Испытуемый должен стоять без обуви (в тонких носках) в правильной позиции: руки по швам; пятки вместе; пятки, ягодицы и лопатки прижаты к доске ростомера. Голова располагается в позиции «плоскости Франкфурта», т. е. нижний край глаза и наружный слуховой проход должны находиться на одной горизонтальной линии. Измерения проводят на выдохе. Планку ростомера опускают на голову измеряемого, не очень надавливая, но в то же время учитывая развитие волосяного покрова. Измерения проводят с точностью до 0,5 см. Расчет прогнозируемого роста измеряемого человека проводят по вышеуказанной формуле в зависимости от его пола с учетом роста родителей испытуемого. Оценку полученного результата проводят путем сопоставления измеренного роста человека с его рассчитанным прогнозируемым ростом. Отклонение измеренной величины роста рассматривается как нормальное, если оно находится в пределах 2 СО от расчетной величины роста. У детей оценку роста следует проводить с помощью центильных таблиц. При этом важно учитывать также скорость роста ребенка, особенно, если она выходит за пределы 4-12 см/год.

ПРОТОКОЛ

1. Рост испытуемого равен _______ см. Пол испытуемого __________.

2. Рост родителей испытуемого: матери _______ см; отца ________ см.

Расчет прогнозируемого роста испытуемого (ПРИ) ПРИ = (рост отца + рост матери ±13 см):2 = ______ см.

3. Вывод. Рост испытуемого __________________________ (в норме, патологически высокий, патологически низкий).

4. Избыток в детском и юношеском возрасте гормона роста или недостаток половых гормонов могут привести к патологически ____________________ росту. Недостаток в детском и юношеском возрасте гормона роста или избыток половых гормонов могут привести к патологически __________________ росту.

 

Работа 12.5

 

Эндокринная система человека

На рисунке 12.1 подпишите название основных эндокринных желез и укажите, какие из них относятся к центральным и периферическим органам эндокринной системы.

На рисунке 12.2 впишите название гормонов в системе гипоталамус – гипофиз – периферические железы или эффекторный орган.

Рисунок 12.1. Эндокринная система человека Рисунок 12.2. Гипоталамо-гипофизарная система и ее функции

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...