Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение границ поля зрения (периметрия)

РАЗДЕЛ III

 

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Общие принципы строения сенсорных систем. Строение и функции зрительной, акустической и вестибулярной сенсорных систем Занятие 16 Дата: ____________ 20____ г.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Общие принципы строения сенсорных систем, их классификация. Роль сенсорных систем в развитии мозга и познании мира. 2. Зрительная сенсорная система. Строение, функции. Представление об особенностях строения и свойств глаза, обеспечивающих функцию зрения. 3. Понятие о строении и функциональном значении сетчатой оболочки глаза. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света. Функции пигментных, горизонтальных, биполярных, амакриновых и ганглиозных клеток сетчатки. 4. Передача и обработка информации в проводящих путях и центральных отделах зрительной системы. 5. Теории цветоощущения. Основные формы нарушения цветового восприятия, значение для трудовой деятельности и профотбора. 6. Поле зрения. Острота зрения. Рефракция и аккомодация. Возрастные особенности зрения. Основы коррекции нарушения рефракции. 7. Понятие о движениях глаз, центральных и периферических механизмах координации зрительной и глазодвигательной функций. 8. Акустическая сенсорная система. Особенности строения и свойств звуковоспринимающего и звукопроводящего аппаратов, обеспечивающие функцию слуха. Понятие о механизмах восприятия и анализа звуков. 9. Бинауральный слух. Аудиометрия, ее значение для оценки слуха. Возрастные особенности слуха. Основы коррекции нарушений слуха. 10. Вестибулярная сенсорная система (гравитации). Представление об особенностях строения и свойств рецепторного отдела, обеспечивающих восприятие и оценку положения тела в пространстве в статике и при перемещении. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Кузнецов, В. И. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие /В. И. Кузнецов, А. А. Семенович, В. А. Переверзев; под ред. В. И. Кузнецова. Минск: Новое знание, 2015. 560 с. С. 524–552. Дополнительная 1. Анатомия человека: учеб. / под ред. Л. Л. Колесни-кова, Н. В. Крылова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 752–777. 2. Физиология человека: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / А. И. Кубарко [и др.]; под ред. А. И. Кубарко. Минск: Выш. шк., 2011. 623 с. С. 385–491.  

Работа 16.1

 

Основные термины и понятия

 

Сенсорные системы — это Зрительная система — это  
Орган чувств — это Глазные яблоки — это  
Анализатор (по И. П. Павлову) — это Восприятие фотонов света осуществляется двумя видами рецепторов: 1) 2)
Общие принципы функционирования сенсорных систем: 1)                                                   2) 3)                                                   4) Слуховая система — это  
  Вестибулярная система — это  

 

Работа 16.2

Обучающая компьютерная программа «Занятие 16»

(Internet Explorer ® Фармпрограмма ® Обучающая программа ® Занятие 16)

Ход работы. Студент самостоятельно загружает программу «Занятие 16» и подробно разбирает представленный в ней учебный материал.

 

Работа 16.3

Контролирующая компьютерная программа «Фарм ф-т Занятие 16»

(Тестирование ® Тесты для самоконтроля ® Фарм ф-т Занятие 16)

Ход работы. Студент самостоятельно загружает программу «Фарм ф-т Занятие 16» и затем отвечает на вопросы.

 

ПРОТОКОЛ

1. Оценка по тестированию _________________.      2. Оценка по занятию __________________.

 

Работа 16.4

Определение остроты зрения «для дали» и его оценка

Острота зрения — способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Нормальный глаз способен различать две светящиеся точки раздельно под углом зрения в 1 угловую минуту (1'). Это связано с тем, что для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась минимум одна невозбужденная колбочка. Вследствие того, что диаметр колбочек равен в среднем у взрослых 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло в среднем не менее 4 мкм. Такая величина изображения получается именно при угле зрения 1'.

Материалы и оборудование. Специальные таблицы для определения остроты зрения Головина или Сивцева, указка, рулетка на 5 метров, окклюдор для взрослых.

Ход работы. Исследование проводится с помощью таблиц Головина или Сивцева. В таблице имеется 12 строк с буквами убывающих размеров. Рядом с каждой строчкой указано расстояние, с которого нормальный глаз должен видеть буквы данной строки под углом зрения 1'. Таблицу вешают на хорошо освещенной стене (700-1000 лк). Испытуемого усаживают на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предлагают закрыть глаз окклюдором (специальным щитком). Экспериментатор указкой показывает испытуемому буквы на таблице и просит их называть. Определение начинают с верхней строки и, опускаясь вниз, находят самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит и правильно называет. Затем рассчитывают остроту зрения по формуле: V = d/D, где V — острота зрения (visus); d — расстояние до таблицы; D — расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку. Таким же образом определяют остроту зрения другого глаза.

НОРМА ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ. При медицинских осмотрах за норму принято принимать визус равный 1,0 при минимальном угле зрения в 1', хотя в популяции есть определенное количество людей с более мелкими колбочками и соответственно более высокой остротой зрения (Рухлова С. А., 2001; Рожкова Г. И., Токарева В. С., 2001). За рубежом результат оценки остроты зрения принято записывать в виде дроби. Фактически эта дробь соответствует визусу V, но в ней сохраняется информация о расстоянии наблюдения. Измерения обычно производят с 20 футов (6,1 м), так что для V = 1 чаще всего встречаются обозначения 20/20 (6/6).

Указания к оформлению протокола:

1. Рассчитайте остроту зрения обоих глаз.

Оцените полученный результат, сравнив его с нормой.

ПРОТОКОЛ

Острота зрения левого глаза ________________, правого глаза ________________.

Вывод: острота зрения левого глаза __________________, правого глаза _________________ (в норме, ниже нормы) испытуемого.

Подпишите названия. Рисунок 16.1. Строение глазного яблока
Подпишите названия, используя материалы компьютерного класса. Рисунок 16.2. Механизм сужения и расширения зрачка

Работа 16.5

 

Определение границ поля зрения (периметрия)

 

Поле зрения — пространство, видимое глазом человека при фиксации взора в одной точке. Величина поля зрения неодинакова у различных людей и зависит от функционального состояния сетчатки глаза, глубины расположения глазного яблока, надбровных дуг и носа. Различают цветовое (хроматическое) и бесцветное (ахроматическое) поле зрения. Ахроматическое поле зрения больше хроматического, так как оно обусловлено деятельностью палочек, расположенных преимущественно на периферии сетчатки. Для различных цветов поле зрения также неодинаково: больше всех оно для желтого цвета, а самое узкое для зеленого. Границы ахроматического поля зрения составляют в среднем: кнаружи — 90°, кнутри и кверху — 55° и книзу — 60°. Допустимы индивидуальные колебания в пределах 5-10° (Сомов Е. Е., 2002). Указания к оформлению протокола: 1. Результаты исследования занесите в таблицу. 2. По полученным результатам начертите периметрический снимок полей зрения для белого и других цветов. 3. Дайте заключение о величинах границ полей зрения у испытуемого.   Материалы и оборудование: Периметр Форстера, маркеры разных цветов, линейка, цветные карандаши. Ход работы. Исследование проводится с помощью периметра Форстера, представляющего собой подвижную металлическую дугу с делениями (в градусах) на боковой поверхности. Испытуемый должен сесть спиной к свету и установить подбородок на подставку справа (при исследовании левого глаза) или слева (при исследовании правого глаза). Высоту подставки отрегулируйте так, чтобы нижний край глазницы находился на уровне визирной пластинки. На протяжении всего опыта взор обследуемого глаза фиксируется на белой точке периметра, другой глаз закрывается повязкой. Начинайте исследование с горизонтального положения периметра. Медленно двигайте объект (белый квадрат или кружок диаметром 5–10 мм) по внутренней поверхности дуги от 90° к 0° и попросите испытуемого назвать момент появления объекта в поле зрения и указать его цвет. Результаты (в градусах) занесите в таблицу и продолжайте исследование при вертикальном и двух косых положениях периметра для объекта белого, зеленого или синего цветов.

 

 

Работа 16.5

 

Определение границ поля зрения (периметрия) (продолжение)

 

ПРОТОКОЛ Таблица 16.1
Границы полей зрения Направленность
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...