Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по дисциплине «Философия и методология науки»

Список вопросов к вводному тестированию

 

1. Наука (Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности)

2. Метод (систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели)

3. Методология (учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета)

4. Чем эмпирическое познание отличается от теоретического (1 - предмет: эмпирическое познание направлено на изучение наблюдаемых, внешних характеристик изучаемого объекта, когда теоретическое познание направлено на глубокое изучение сущности объекта; 2 - средства познания: эмпирическое познание основывается на непосредственном взаимодействии изучаемого объекта и субъекта познания, в то время как при теоретическом познании изучаемый объект может существовать лишь в воображении субъекта познания)

5. Обыденное мировоззрение (простейший вид мировоззрения, формирующийся за счет наблюдения за природой, трудовой деятельностью, под влиянием условий быта, существующей материальной и духовной культуры; характеризуется неполнотой, бессистемностью, отсутствием глубоких знаний)

6. Философия (особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реального мира)

7. Когда и где появилась философия

8. Зачем нужно изучать философию – каждому человеку и специалисту в конкретной области?

9. Какова связь философии и частных наук? (в основе этой взаимосвязи лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук; всеобщее существует только через особенное, во всей массе особенных, а особенное – только в связи с всеобщи, эта диалектика определяет глубокую зависимость философии от частнонаучного знания и, в свою очередь, не менее важную зависимость частных наук от философских знаний)

10. Позиция трансцендентализма по вопросу о связи философии и частных наук? (подчеркивание гносеологического приоритета философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками; руководящая роль философии по отношению к частным наукам; поскольку мир целостен, а целое всегда определяет свои части (их функции и предназначение), постольку истины философии «выше» истин частных наук то последние должны «подчиняться» первым и соответствовать им)

11. Позиция позитивизма по вопросу о связи философии и частных наук? («Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон); полная самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»))

12. Интернализм (методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ)

13. Экстернализм (философско-методологическая позиция, согласно которой основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания)

14. Миф (повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях)

15. Религия (определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации)

16. Бытие (все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений - существование, центральное философское понятия, предмет изучения онтологии)

17. Основной вопрос философии (вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе: «Что первично, дух или материя?»)

18. Первая сторона первого уровня ОВФ? (Онтологическая: что первично — материя или сознание?)

19. Онтология (раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности)

20. Вторая сторона первого уровня ОВФ? (гносеологическая: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?)

21. Гносеология (раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания)

22. Первичное (то, что существовало раньше вторичного, предшествовало ему, в конечном счете, определяет его)

23. Дуализм (философская интерпретационная парадигма, основанная на идее о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций)

24. Материализм (философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием)

25. Аргументация материализма (главный аргумент материализма – это его способность объяснить все, что существует в мире, не ссылаясь на Бога и мировое сознание, в т.ч. религию и идеализм)

26. Идеализм (философское мировоззрение, в основе которого лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи)

27. Объективное (относительно реальных объектов обозначает, что предметы, их особенности и проявления существуют вне и независимо от субъекта (онтологический аспект), относительно понятий, представлений, суждений — что они являются отображением материальной действительности, и их содержание не зависит от человека или человечества)

28. Объективный идеализм (учение, утверждающее, что мир является результатом деятельности существующего объективно (независимо от человеческого сознания) идеального первоначала. Для обозначения этого первоначала могут использоваться такие термины как «космический разум», «мировой дух», «абсолютная идея» и др.)

29. Онтологическое доказательство бытия Бога (если Бог - это Абсолютное Совершенное Существо, то среди всех атрибутов Бога непременно должно быть также и "бытие"; из понятия совершенства вытекает "наличие всего", в т. ч. и "бытия", следовательно, Бог есть)

30. Космологическое доказательство бытия Бога (основан на принятии причинности как всеобщего закона бытия; исходя из этого закона, делается вывод, что должна быть первопричина и самого бытия, то есть всего существующего; таковой причиной, естественно, может быть лишь сверхбытие, которое ничем не обусловлено и существует вечно (т.е. является “причиной” бытия самого себя), это сверхбытие и есть Бог)

31. Телеологическое доказательство бытия Бога (устройство мира поражает своей гармоничностью и закономерностью, свидетельствующими о сверхразумности и всемогуществе силы, его создавшей; таковой может быть только Бог)

32. Субъективный идеализм (философские учения, в соответствии с которыми мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, эта совокупность является неотъемлемой частью мира)

33. Аргументация субъективного идеализма

34. Принцип сенсуализма (основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»; принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление)

35. Солипсизм (философское учение, характеризующееся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира)

36. Агностицизм (термин в философии, теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности)

37. Аргументация агностицизма (1 - вся информация о внешнем мире добывается с помощью ощущений; разум, как известно, напрямую с внешним миром не связан; но ощущения — субъективны, т.е. зависимы от природы и состояния субъекта познания, следовательно, имеющийся у человека образ внешнего мира во многом определяется им самим; однако, если бы наши органы чувств были устроены иначе, то и мир мы бы воспринимали совсем по-другому, значит, наша картина мира субъективна, зависима от устройства органов чувств; 2 - о, что познается (материальный предмет), и то, чем познают (мышление), принципиально разной природы: первое материально, второе идеально, и между ними нет ничего общего, т.е. никакие общие свойства им не присущи; если это так, то нет основания для сравнения материального предмета и его идеального образа, следовательно, невозможно установить, соответствует ли образ предмету; 3 - где гарантии, что наши сегодняшние истины не будут признаны завтра очередным заблуждением? их нет, тогда получается, что так называемый процесс познания — это не смена одной истины другой, а, напротив, непрерывное движение от одного заблуждения к другому, истина же неуловима)

38. Проблема бесконечности («проклятье Канта»)?

39. «Гносеологический оптимизм» (понятие в философии, в основе которого лежит утверждение о том, что мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства)

40. Аргументация «гносеологического оптимизма» (сторонники гносеологического оптимизма обосновывают свою убежденность в познаваемости мира, ссылаясь на успехи естествознания и данные социально – гуманитарных наук)

41. Второй вопрос философии (развивается ли мир, развивается ли человек, человеческое мышление?)

42. Движение (объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии)

43. Развитие (необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества)

44. Диалектика (философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего; наряду с этим она является также и способом философского мышления, с помощью которого окружающий человека материальный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамичное целое)

45. Аргументация диалектики?

46. Метафизика (познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи не ее внешнюю форму, а ее сущность)

47. Аргументация догматической метафизики Парменида и Зенона?

48. Аргументация релятивистской метафизики?

49. Метафизика в смысле, введенном Аристотелем (метафизика – наиболее возвышенная и самая «свободная» из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, существует ради самой себя, т. е. ради знания и понимания)

50. Социальная философия (относительно самостоятельная сфера философского знания, в контексте которого происходит осмысление процессов общественной жизни; ее предметная сфера охватывает вопросы о смысле и цели существования общества, его генезисе, судьбах и перспективах развития, движущих силах и закономерностях)

51. Общественное бытие (материальная сторона общественной жизни; включает в себя не только материальные производства, но и трудовую и бытовую деятельность, все формы общественных отношений и борьбы, воздействие групп, войны, революции, реформы и т.д., а также - материализовавшаяся часть интеллектуально-духовной деятельности людей в форме поведения, техники, произведений искусства и т.д.)

52. Общественное сознание (духовная, интеллектуальная, эмоциональная жизнь общества, проявляющаяся в форме идей, теорий, настроений, чувств, установок, привычек, традиций, мнений людей, составленных в данный момент конкретного общества)

53. Основной вопрос социальной философии (отношение общественного сознания к общественному бытию: что первично?)

54. Положения материалистического понимания истории (материалистическое понимание истории основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - это материя и законы, управляющие ее движением; Материалистическое понимание истории основано на том, что человек имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей; общественное бытие, согласно Марксу, является единственной реальностью человеческой жизни; главным фактором, обусловливающим все стороны общественной жизни, выступает способ производства материальной жизни, т. е. производство средств к жизни и воспроизводство самого человека)

55. Положения идеалистического понимания истории (исходит из признания решающей роли духовного фактора, идеальных сил и функционировании и движении человеческого общества, но так как идеальное в общественной жизни весьма многообразно и многопланово, то и идеализм проявляется по-разному)

56. Аргументация материалистического понимания истории

57. Аргументация идеалистического понимания истории

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...