Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Плацентарное кровообращение. Особенности кровообращения новорожденного.




3. Сердце, его гемодинамические функции. Цикл деятельности сердца, его фазы. Давление в полостях сердца, в разные фазы сердечного цикла. Частота сокращений сердца и продолжительность в различные возрастные периоды.

4. Систолический и минутный объем крови, методы определения. Возрастные изменения этих объемов. Законы сокращения сердечной мышцы (Старлинга и Боудича).

5. Современные представления о клеточной структуре миокарда. Виды клеток в миокарде. Нексусы, их роль в проведении возбуждения.

6. Автоматия сердца. Проводящая система сердца. Градиент автоматии. Опыт Станниуса. Природа автоматии (значение диастолической деполяризации).

7. Физиологические свойства сердечной мышцы. Рефракторная фаза. Особенности потенциала действия миокардиальных клеток. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости в разные фазы сердечного цикла.

8. Реакция сердца на дополнительное раздражение. Экстрасистолы, их виды. Компенсаторная пауза, ее происхождение.

9. Проведение возбуждения в сердце.Атриовентрикулярная задержка. Блокады поводящей системы сердца.

10. Физические явления, связанные с работой сердца. Верхушечный толчок. Тоны сердца, их происхождение, особенности тонов сердца у детей. Методы исследования тонов сердца (аускультация, фонокардиография). Места наилучшего выслушивания тонов сердца.

11. Электрокардиограмма, происхождение ее зубцов. Клиническое значение ЭКГ. Возрастные особенности ЭКГ.

12. Способы отведения потенциалов сердца человека. Зависимость величины зубцов ЭКГ в различных отведениях от положения электрической оси сердца(правилотреугольника Эйнтговена).

13. Нервная регуляция сердца. Характеристика влияний симпатической нервной системы на сердце. Усиливающий нерв И.П.Павлова.

14. Характеристика влияний блуждающих нервов на сердце. Тонус центров блуждающих нервов. Доказательство его наличия, возрастные изменения тонуса блуждающих нервов. Факторы, поддерживающие тонус блуждающих нервов.

15. Механизм передачи возбуждения с вегетативных нервов на сердце.

16. Влияние гуморальных факторов на сердце. Влияние температуры на частоту сокращений сердца.

17. Движение крови по сосудам. Факторы, определяющие непрерывное движение крови по сосудам. Биофизические особенности разных отделов сосудистого русла. Резистивные и емкостные сосуды.

18. Скорость движения кровивразличных отделах сосудистой системы. Понятие обобъемной и линейной скорости движения крови. Возможность применения законов гидродинамики для объяснения движения крови по сосудам.

19. Время кругооборота крови, методы его определения. Возрастные изменения времени кругооборота крови.

20. Кровяное давление в различных отделах сосудистой системы.Методы его определения.

21. Артериальное давление (максимальное, минимальное, пульсовое, среднее). Влияние различных факторов на величину артериального давления. Возрастные изменения артериального давления у человека. Определение артериального давления у человека методом (по Короткову).

22. Ритмические колебания артериального давления (волны трех порядков), связанные с работой сердца, дыханием, изменением тонуса сое у до-двигательного центра и, в патологии, с изменением тонуса артерий печени.

23. Давление крови в капиллярах и венах. Факторы, влияющие на венозное давление. Понятие о микроциркуляции. Транскапиллярный обмен.

24. Артериальный пульс, его происхождение, характеристика. Венный пульс,его происхождение.

25. Тонус сосудов, его регуляция. Значение симпатической нервной системы. Понятие об альфа" и бета- адренорецепторах.

26. Механизм сосудорасширяющих реакций. Сосудорасширяющие нервы, их значение в регуляции регионарного кровообращения.

27. Сосудодвигательный центр, его локализация. Сосудосуживающая и сосудорасширяющая зоны, их физиологические особенности. Значение сосудодвигательного центра в поддержании тонуса сосудов.

28. Рефлекторная регуляция кровообращения. Рефлексогенные зоны сердечно­сосудистой системы. Классификация интерорецепторов.

29. Роль аортальной и синокаротидной рефлексогенных зон в регуляции кровообращения. Депрессорный рефлекс, его механизм, сосудистый и сердечный компоненты.

30. Прессорный рефлекс с хеморецепторов, его компоненты и значение.

31. Рефлекторные влияния на сердце с полых вен (рефлекс Бейнбриджа). Рефлексы с рецепторов внутренних органов (рефлекс Гольца). Глазо-сердечный рефлекс (рефлекс Ашнера).

32. Рефлекторные влиянияна сердечно-сосудистую систему с сосудов малого круга кровообращения (рефлекс Парина),

33. Значение рефлексогенной зоны сердца в регуляции кровообращения и объема циркулирующей крови.

34. Влияние гуморальныхфакторов на тонус сосудов (гормоны, местные гормоны, неспецифические метаболиты).

35. Коронарное кровообращение. Особенности его регуляции.

36. Особенности кровообращения легких.

ДЫХАНИЕ

1. Значение органов дыхания. Понятие о внешнем и внутреннем дыхании.

2. Морфо-функциональные особенности бронхиального дерева. Понятие о кондуктивной и транзиторной зонах. Мертвое пространство.

3. Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания. Изменение типа и частоты дыхания у детей.

4. Отрицательное давление в межплевральном пространстве, его происхождение и значение для дыхания. Пневмоторакс. Роль сурфактанта.

5. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Объемы, ее составляющие. Методика определения ЖЕЛ. Остаточный объем воздуха. Понятие о функциональной остаточной емкости. Общая емкость легких. Минутный объем дыхания (МОД). Особенности ЖЕЛ и МОД у детей,

6. Газовый состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

7. Газообмен в легких. Роль парциального давления в газообмене междувоздухом, кровью и тканями. Особенности диффузии Оз и С02 в легких. Диффузионная особенность легких.

8. Содержание и состояние газов в крови. Понятие о кислородной емкости и насыщении крови кислородом. Обмен газов между кровью и тканями. Возрастные изменения содержания газов в крови.

9. Транспорт кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.

10. Транспорт углекислого газа кровью. Карбоангидраза, ее роль.

11. Дыхательный центр, его структура, локализация и свойства.

12. Гуморальная регуляция дыхания. Углекислый газ - специфический возбудитель дыхательного центра. Влияние пониженного напряжения кислорода на дыхательный центр. Значение центральных и периферических рецепторов в регуляции дыхания.

13. Рефлекторная регуляция дыхания. Рефлекс Геринга-Брейера. Механизм первого вдоха новорожденного.

14. Влияние мышечной деятельности на дыхание.

15. Дыхание при повышенном и пониженном барометрическом давлении.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

1. Значение процессов пищеварения в функции пищеварительного тракта. Роль И.П. Павлова в создании учения о пищеварении и введение методов хронического эксперимента при изучении функций пищеварительного тракта.

2. Пищеварение в полости рта. Слюнные железы, состав и значение слюны в пищеварении. Приспособляемость деятельности желез к качеству пищи. Методика изучения функций слюнных желез. Особенности функций слюнных желез у детей.

3. Регуляция слюнных желез. Безусловные и условные рефлексы.

4. Пищеварение в желудке. Железистые клетки желудка. Желудочный сок иего состав. Методики исследования желудочной секреции у человека и в эксперименте. Изолированный желудочек (по Гайденгайну и И.П. Павлову).

5. Секреторные нервы желудка. Влияние блуждающих и симпатических нервов на секрецию.

6. Фазы секреции желудочного сока. Сложно-рефлекторная фаза секреции, доказательство роли рефлекторного механизма секреции.

7. Нейро-гуморальная фаза секреции желудочного сока. Факторы, стимулирующие выработку гормонов.

8. Отделение желудочного сока на различные пищевые вещества. Анализ кривых секреции желудочного сока.

9. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Значение поджелудочной железы в пищеварении. Состав и свойства поджелудочного сока, возрастные изменения.

] 0. Нервная и гуморальная регуляция секреции поджелудочного сока. Значение секретина и панкреозимина.

11. Влияние пищевых веществ на секрецию поджелудочного сока.

12. Функции печени (барьерная и др.) Роль в обмене веществ.

13. Роль печени в пищеварении. Образование желчи, ее значение в пищеварении. Регуляция выведения желчи в кишечник.

14. Пищеварение в тонкой кишке. Кишечный сок и его состав. Виды пищеварения в кишечнике (полостное, пристеночное). Регуляция секреции кишечного сока.

15. Моторная деятельность пищеварительного тракта. Методики ее изучения.

16. Акт глотания и передвижения пищевого комка по пищеводу.

17. Моторная деятельность желудка и ее регуляция. Переход содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Особенности моторики у детей.

18. Движениятонкой кишки, их виды и регуляция. Переход содержимого тонкой кишки в толстую.

19. Процессы, происходящие в толстой кишке. Движения толстой кишки. Акт дефекации.

20. Периодическая деятельность пищеварительного тракта натощак.

21. Всасывание различных продуктов переваривания пищи в различных отделах пищеварительного тракта.

22. Механизмы всасывания продуктов переваривания пищи и воды в различных отделах пищеварительного тракта. Пассивное и активное всасывание. Значение осмоса и диффузии. Активный транспорт веществ. Роль ворсинок.

23. Физиологические механизмы чувства голода и насыщения. Голодная периодическая деятельность пищеварительного тракта.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

1.. Общее понятие об обмене веществ. Методы изучения обмена веществ.

2. Обмен белков, их значение. Азотистый баланс. Энергетическая ценность белков. Полноценные и неполноценные белки. Оптимум и минимум белков в питании. Ретенция белков у детей. Норма белков в рационе питания у детей.

3. Обмен углеводов, их значение. Энергетическая ценность углеводов. Суточная потребность в углеводах у взрослых и детей.

4. Обмен жиров, их значение. Энергетическая ценность углеводов. Суточная потребность в углеводах у взрослых и детей.

5. Водно-солевой обмен. Значение различных солей. Особенности водно-солевого обмена у детей.

6. Энергетический обмен. Способы определения энергетических затраторганизма.Потребление кислорода - показатель интенсивности энергетического обмена. Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент кислорода, его величина.

7. Основной обмен, его величина. Влияние на основной обмен различных факторов. Особенности в детском возрасте.

8. Специфически-динамическое действие пищи на обмен веществ и энергии.

9. Энергетические расходы при различных видах труда. Общий энергетический обмен.

10. Физиологические основы рационального питания. Принципы составления пищевых рационов (калорийность, соотношение веществ, усвояемость, витаминная ценность). Закон изодинамии (Рубнер). Суточная потребность детского организма в питательных веществах.

11. Животные с постоянной и переменной температурой тела. Суточные колебания температуры тела человека.

12. Химическая теплорегуляция. Нейрогуморальная регуляция теплопродукции.

13. Физическая терморегуляция. Способы отдачи тепла организмом (излучение, прямое проведение, испарение пота). Регуляция теплоотдачи. Особенности терморегуляции детского организма.

14. Регуляция обмена веществ. Значение желез внутреннейсекреции в регуляцииобмена веществ.

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

1. Значение почек в организме, Нефрон – морфо-функциональная единица почки.Рольего различных отделов в образовании мочи.

2. Строение клубочков, их классификация (корковые, юкстамедуллярные). Особенности кровообращения в них. Коэффициент очищения.

3. Функции клубочков, строение клубочкового фильтра. Морфо-функциональные особенности почек у детей.

4. Механизм образования первичной мочи. Эффективное фильтрационное давление. Влияние различных факторов на процессы фильтрации. Количество и свойства первичной мочи. Клубочковая фильтрация у детей.

5. Юкстагломеруллярный аппарат, его роль. Плотное пятно в дистальном отделе канальцев почек, его роль.

6. Физиологическая роль канальцев почек. Реабсорбция в проксимальном отделе канальцев (активный и пассивный транспорт). Реабсорбция глюкозы. Канальцевая фильтрация у детей.

7. Реабсорбция в тонком сегменте петли Генле (концентрирование мочи). Понятие о противоточно-поворотной системе.

8. Реабсорбция в дистальном отделе канальцев почек (факультативная). Гормональный механизм регуляции реабсорбции натрия (ренин - ангиотензин - альдостерон).

9. Факультативная реабсорбция воды в собирательных трубочках. Гормональный механизм регуляции реабсорбции воды (вазопрессин).

10. Осморегулирующие рефлексы. Осморецепторы,их локализация, механизм действия, значение.

11. Секреторные процессы в почках.

12. Значение почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия в организме, особенности в детском возрасте.

13. Моча, ее состав, количество. Регуляция выведения мочи. Мочевыведение у детей.

14. Потовыежелезы, их физиологическая роль. Регуляция деятельности потовых желез.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

1. Физиологическое значение органов чувств. Адекватные инеадекватныераздражители. Материалистическая теория отражения.

2. Пороги ощущения и различения органов чувств. Закон Вебера - Фехнера.

3. Понятие о первичных и вторичных рецепторах. Механизм передачи возбуждения с рецепторов на нейроны. Кодирование информации в рецепторах.

4. Строение глаза. Характеристика его оптической системы. Построениеизображенияна сетчатке.

5. Рефракция и аккомодация глаза. Механизм аккомодации. Особенности рефракции и аккомодации у детей.

6. Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия,астигматизм.

7. Поле зрения, его границы и методика определения.

8. Острота зрения и ее определение. Острота зрения у детей.

9. Строение сетчатки глаза. Функции палочек и колбочек. Фотохимические процессы в рецепторах. Адаптация.

10. Теории цветоощущения (М.В. Ломоносов, Юнг, Гельмгольц). Слепота на цвет. Особенности цветового зрения у детей.

11. Бинокулярное зрение. Идентичные и диспарантные точки на сетчатке. Восприятие движения предметов.

12. Строение и физиологическое значение различных частей органа слуха. Теория восприятия звука органом слуха (Гельмгольц, Бекеши). Анатомо-физиологические особенности органа слуха у детей.

13. Вестибулярный аппарат, его строение и функции.

14. Орган вкуса. Виды вкусовых ощущений. Орган обоняния.

15. Рецепторы кожи и виды кожной чувствительности.

 

ФИЗИОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1. Эволюция строения и функций больших полушарий головного мозга. Последствия их удаления у животных различных видов. Методы изучения функций больших полушарий. Особенности развития больших полушарий у детей.

2. Цитоархитектоника коры больших полушарий. Функции нейронов.

3. Локализация функций в коре больших полушарий. Проекционные (первичные), вторичные и ассоциативные зоны, их физиологическая роль. Основные поля Бродмана.

4. Электрические явления в коре больших полушарий. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), Классификация ритмов ЭЭГ. Особенности ЭЭГ у детей.

5. Вызванные потенциалыв коре больших полушарий, их происхождение. Первичный и вторичный ответы.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Врожденные формы поведения (инстинкты и врожденные рефлексы), их значение в приспособительной деятельности организма.

2. Значение учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности для медицины, философии и психологии.

3. Правила выработки условных рефлексов. Закон силы. Классификация условных рефлексов.

4. Условные рефлексы - фактор приспособления организма к изменяющимся условиям существования. Механизм образования условного рефлекса. Отличия условных рефлексов от безусловных. Принципы теории И.П. Павлова.

5. Стадии образования условных рефлексов (генерализация, направленная иррадиация и концентрация).

6. Торможение в коре больших полушарий. Виды торможения: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее).

7. Безусловное (внешнее) торможение. Гаснущий и постоянный тормоз.

8. Условное (внутреннее) торможение, его значение (ограничение условнорефлекторной деятельности, дифференцирование, приурочение ко времени, охранительное). Виды условного торможения, особенности у детей.

9. Представление о пределеработоспособности клеток коры больших полушарий. Запредельное торможение.

10. Движение нервных процессов в коре больших полушарий: иррадиация и концентрация нервных процессов. Явления взаимной индукции.

11 - Анализ и синтез в коре больших полушарий. Понятие о динамическом стереотипе, особенности в детском возрасте.

12. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Классификация типов и принципы, положенные в ее основу (сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность).

13. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы (И.П. Павлов).

14. Понятие о высших психических функциях человека (ощущение, восприятие, мышление).

15. Функции речи, локализация их сенсорных и моторных зон в коре больших полушарий человека. Развитие речевой функции у детей.

16. Биологическая роль эмоций, поведенческие и вегетативные компоненты. Отрицательные эмоции (стенические и астенические).

17. Память. Кратковременная и долговременная память. Значение консолидации (стабилизации) следов.

18. Виды памяти. Процессы памяти.

19. Нервные структуры памяти. Молекулярная теория памяти.

20. Представление о функциональных системах (П.К. Анохин). Системный подход в познании.

21. Центральные механизмы функциональных систем, формирующие поведенческие акты: мотивация, стадия афферентного синтеза (обстановочная афферентация, пусковая афферентация, память), стадия принятия решения. Формирование акцептора результатов действия, обратная афферентация.

22. Физиологическая природа сна. Теории сна.

23.Фазы сна: «медленная» и «быстрая» (парадоксальная) по показателямЭЭГ.Структуры мозга, участвующие в регуляции сна и бодрствования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...