Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие преступного оборота наркотических средств




Обязательства контролировать оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливать ответственность за действия в сфере их незаконного оборота для Российской Федерации вытекают из участия в международных договорах по этим вопросам. На сегодняшний день действуют: Женевская конвенция “О запрещении незаконной торговли наркотическими средствами” 1935 г. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с внесенными в нее поправками, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Эти Конвенции, принятые ООН, были ратифицированы еще Советским Союзом.

Говоря о документах, принимаемых на международном уровне, следует указать как наиболее значимые следующие:

· Международная конвенция о взаимном административном содействии, в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (подписана в Найроби 9 июня 1997 года). Согласно постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1215 РФ присоединилась к настоящей Международной Конвенции с принятием Приложения Х Конвенция, вступила в силу для РФ с 13 марта 1995 года.

· Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, заключение главами государств, входящих в состав Содружества Независимых Государств. На основе этого Соглашения решением совета глав государств Содружества независимых Государств от 10.02.95 были приняты Основы таможенных законодательств государств - участников СНГ;

· Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (Москва, 12.03.93);

· Соглашение о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством Республики Индии по вопросам, относящимся к компетенции Министерства безопасности РФ и Министерства финансов Республики Индии, в области борьбы против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Нью-Дели, 28.01.93);

· Протокол №4 о взаимодействии и сотрудничестве между Федеральной службой безопасности РФ и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики в сфере борьбы с контрабандой, наркобизнесом и международной экономической преступностью в РФ и Азербайджанской Республике (Баку, 01.06.95);

· Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью (совершено в городе Алма-Ате 24 апреля 1992 года).

· Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (совершено в городе Чолпон-Ате Республики Кыргызстан 3 августа 1992 года).

Эти соглашения, а также ряд других, не охватываемых данной работой соглашений, имеют большое значение, поскольку определяют и конкретизируют порядок взаимодействия между договаривающимися сторонами в области регулирования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

На сегодняшний день в РФ действует новый Федеральный Закон № 3 - ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, принятый 8 января 1998 года.

С принятием этого закона были окончены дискуссии о возможной легализации наркотиков. Напротив, там декларируется всемерное усиление борьбы с нелегальным оборотом наркотиков. Вводится государственная монополия на культивирование, производство, экспорт-импорт наркотических веществ, лицензирование всех видов деятельности, связанных с их производством. Определён порядок культивации наркотиков. Так, в стране запрещено выращивание опийного мака и кокаинового куста, а культивация конопли разрешена только по специальной лицензии. Закон определяет порядок использования наркотических средств в медицинских целях с одновременным запретом на использование их частными врачами.

Устанавливается уголовная и административная ответственность за нарушения, и предусматриваются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков. Лица, совершившие тяжкие преступления, связанные с наркотиками, подпадают под особый контроль и наблюдение со стороны органов внутренних дел.

Особенно хотелось бы отметить 46 статью этого закона. Она запрещает пропаганду и рекламу наркотиков. Последние трактуется как “деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовлении и использовании... наркотических средств, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или осуществление иных действий в этих целях”.

Наряду с этими правонарушениями Закон запрещает любую деятельность, направленную на распространение сведений о способах (методах) разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Исключается распространение этих сведений в книжной продукции, через средства массовой информации и компьютерные сети.

Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченных количествах. Это распространяется на определенные группы наркотиков, о именно, включенные в списки № 2 и № 3 Перечня, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.

Сегодня газета, радио, телевидение - это тот источник информации, который способен донести до сознания простого обывателя всю остроту проблемы злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота и помочь убедиться в необходимости принятия конкретных государственных мер по стабилизации сложившейся ситуации. Напротив же, криминальные наркодельцы стали использовать информацию в распространенной ныне сети Интернет, где все более широко распространяются оперативные руководства по изготовлению наркотиков. Опубликованные в ряде изданий материалы зачастую содержат не общественно значимую информацию, а, наоборот, повышающую интерес к наркотикам. Необходимо понять, что свобода слова не может оставаться неограниченной, если она противоречит другим основополагающим ценностям и правилам, какими являются здоровье и генофонд нации.

С учетом сказанного для практической реализации норм закона, в настоящее время введена административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данная статья влечет наложение штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Размер штрафа колеблется от двадцати до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, используемого для изготовления, или без таковой.

Кроме запрета на пропаганду либо незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в нашей стране восстановили запрет на потребление наркотических средств без разрешения врача, которое существовало ранее в России. Кроме Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”, который ввёл данный запрет, новым кодексом об административных правонарушениях запрещается потребление наркотиков без назначения врача. Нововведением стало то, что данное правонарушение теперь влечёт административную ответственность. При чём сделано примечание “лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия, направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушения, связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ”.

В настоящее время наркотические средства уже стали достаточно доступным товаром, их, как табачные и винно-водочные изделия, легко можно приобрести на дискотеках, в видео-салонах и других местах массового развлечения, поэтому, как никогда раньше, данный запрет может оказать существенное предупредительное воздействие на значительные слои населения.

По моему мнению, немедицинское потребление наркотических средств представляет значительную общественную опасность.

Помимо указанного Закона Правительством РФ принят ряд постановлений. Среди них наиболее значимыми являются: Постановление Правительства РФ “О Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту” от пятого июня 1994 года №774 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1996 года № 1365; “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ” от 16 марта 1996 года № 278; “Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств” от 3 августа 1996 года «О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года» от 26 сентября № 1219.

Кроме этого, существуют специальные инструкции, издаваемые для практического применения работниками органов внутренних дел, прокуратуры и иных организаций по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также инструкции, конкретизирующие положения Федерального Закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”. В качестве примера можно привести инструкцию о порядке изъятия, учёта, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами.

Существуют иные нормативные акты, например Постановление Правительства РФ № 541 от 30 мая 1998 года “ Об утверждении Положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ”, которое разъясняет главу 3 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». 15 июня 1998 года Правительством РФ было принято Постановление № 591 “Об утверждении Правил провоза наркотических средств и психотропных веществ в лечебных целях больным, следующим транзитом через территорию РФ”, в котором дан иной порядок провоза, таможенного оформления наркотических средств и психотропных веществ. Следует назвать ещё два законодательных акта Постановления Правительства за № 681 от 30 июня 1998 г. ”Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ” и № 892 от 6 августа 1998 г. “Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами”, которые также были приняты во исполнение ранее указанного Закона.

 

1.3 Правовое регулирование незаконного оборота наркотических средств

На сегодняшний день в Российской Федерации действует новый Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", принятый 8 января 1998 года. В соответствии со ст.1 Закона Наркотическими средствами признаются такие вещества, включенные уполномоченным на то органам в специальные списки (перечни) растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее воздействие или вызывают состояния (эйфорию, возбуждение, галлюциногены), а также физическую и химическую зависимость.

Принятие этого закона послужило сигналом к окончанию дискуссий о возможной легализации наркотиков. Напротив, в Законе декларируется всемерное усиление борьбы с нелегальным оборотом наркотиков. Вводится государственная монополизация на культивирование, производство, экспорт-импорт наркотических средств, лицензирование всех видов деятельности связанных с их производством.

Например, в стране запрещено выращивание опийного мака и кокаинового куста, а культивация конопли разрешена только по специальной лицензии. Закон определяет порядок использования наркотических средств в медицинских целях с одновременным (использованием) запретом на использование их частными врачами.

Устанавливается уголовная и административная ответственность за нарушения, и предусматриваются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков. Лица, совершившие тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, подпадают под особый контроль и наблюдение со стороны органов внутренних дел. Так ежегодно в Российской Федерации происходит рост количества зарегистрированных преступлений связанных с оборотом наркотиков. Растет количество этих преступлений и в Амурской области. (Приложение № 1)

Особого внимания заслуживает ст. 46 данного Закона. Эта статья запрещает пропаганду и рекламу наркотиков. Последние трактуется как деятельность физических и юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовлении и использовании наркотических средств, а также производство и распространение в книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или осуществление иных действий в этих целях".

Помимо указанного Закона Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений. Среди них наиболее значимыми являются:

- Постановление Правительства РФ "О Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" за № 77 от 5 июня 1994 года с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ за № 1365 от 16 ноября 1996 года;

В повседневной практике сотрудников, подразделений ОНОН УВД используются следующие виды названий наркотических средств:

- зарегистрированные (патентованные) названия - это обозначения, присвоенные производителями конкретных лекарственным средствам или их группам, на который фирма - изготовитель получила патент. Они обычно известны как торговые или коммерческие названия к не связаны с химическим названием или составом двойственного средства. Поскольку аналогичные наркотикосодержащие лекарства производятся многими предприятиями, одно и то же лекарственное средство может появиться под различными названиями синонимами. В списках наркотических средств для каждого из них приводятся все известные синонимы.

- химические названия - определяют химический состав наркотикосодержащих средств. Органы здравоохранения многих стран приняли решение, в соответствии с которым при маркировке наркотикосодержащих лекарственных средств необходимо использовать химические названия, с тем чтобы врачи, фармацевты и пациенты могли определить состав препарата.

- международные не зарегистрированные (непатентованные) названия (МНН) - известные также как видовые названия, были разработаны Всемирной организацией здравоохранения в качестве замены химических названий. Они могут использоваться любым производителем без каких-либо юридических ограничений, что позволяет идентифицировать наркотикосодержащие лекарственные средства.

Наркотические средства могут быть представлены в следующих формах (видах):

· капсул - дозы твердых наркотических средства, помещенные в растворимую оболочку из твердого или мягкого же­латина. Обычно капсулы искусственно окрашиваются. Твердые капсулы, как правило, состоят из двух частей, вставляющихся друг в друга. Мягкие капсулы эластичны и могут иметь круглую, проддолговатую овальную форму.

· настойки - спиртовые или водные извлечения наркотических средств из растительного сырья;

· отвары - это полученные посредством технического обработки растворы наркотических средств в воде или другой' жидкости.

· растворы – это смешанные с водой или органическими растворителями наркотические средства;

· пилюли - небольшие дозированные количества наркотического средства в виде шарика, получаемые путем раскатывания фармацевтического материала в цилиндрическую палочку и ее деления на отдельные дозы;

· порошки - измельченные до порошкообразного состояния

· наркотические средства;

· сиропы - представляют собой смесь наркотических сред­ств концентрированных водным раствором запаха, глюкозы, или других компонентов;

· таблетки - твердые дозированные наркотические средства, получаемые путем прессования порошкообразных, кристаллических или гранулированных материалов. Таблетки могут иметь различные формы, размеры и цвет;

· экстракты – это концентрированные извлечения наркотических средств из растительного сырья;

· прекурсоры - это вещества, которые при изготовлении наркотического средства полностью или частично становятся частью его молекулы. К таким веществам относятся, например, эфедрин, ангидрид уксусной кислоты, антраниловая кислота;

· реагенты - вещества, которые реагируют или участвует в реагировании, но не становятся частью конечного продукта. Из известных всем веществ в качестве реагентов чаще всего используются уксусную кислоту, марганцовокислый калий, красный фосфор;

· растворители - жидкости, которые растворяют, экстрагируют, извлекают другие, обычно твердые, вещества без изменения химического состава растворяемых веществ. Они не становятся конечной частью химического продукта. В группу растворителей, чаще всего используемых при изготовлении наркотических веществ, входят ацетон, бензин, эталон, метанол и другие.

В настоящее время в мировой практике известно большое количество прекурсоров, реагентов и растворителей, с использованием которых возможно производство наркотических средств. Некоторые из этих веществ, часто используемые, при незакон­ном обороте наркотиков, включены в Таблицы I и 11 Конвенции ООН 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и, соответственно, находятся под международным контролем.

В Российской Федерации эти вещества, внесенные в соответствующие списки сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков в Российской Федерации, в связи, с чем для их оборота должен быть установлен соответствующий правовой режим. В частности, за незаконные действия с этими веществами с целью их сбыта, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 228 и 234 УК РФ.

Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения осуществляется специальными комиссиями, создаваемыми в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

При наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения допускается ввоз (вывоз) ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания неотложной помощи.

При проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами и устанавливается перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (далее - инструменты или оборудование), а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения.

Противоправные действия, связанные с наркотиками, включая нарушения установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств, можно отнести к незаконному обороту наркотиков. Также под незаконным оборотом наркотических средств понимается все противоправные действия с наркотиками совершенные с прямым умыслом и связанные с процессом обращения наркотических средств от изготовления (выращивание наркотических растений) до реализации их потребителю.

Ответственность за нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, пересылки и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, а также видов, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, находящихся под специальным контролем предусматривается законодательством Российской Федерации, уголовным, административным правом. Применение различных норм права зависит от наступающей ответственности за то или иное деяние.

Правонарушения, связанные с незаконным приобретением или хранением наркотических средств, рассматриваются в течение суток начальником или заместителем начальника отдела внутренних дел, которые налагают на нарушителя административное взыскание в виде штрафа, либо направляют в указанный срок дело на рассмотрение в районный (городской) суд с обеспечением явки нарушителя.

Лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, а равно добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, освобождается от административной ответственности за действия, предусмотренные ст. 44 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.

Повторное в течение года после применения административного взыскания совершение правонарушения влечет применение мер уголовного воздействия.

В настоящее время данная статья изменилась. По новому кодексу в соответствие со ст.6.8, 6.9 потребление наркотических средств и их хранение либо приобретение принято разграничивать. Теперь административная ответственность наступает не только за незаконные приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах, но и за потребление наркотических средств без назначения врача, о чем указывалось выше.

Непринятие мер к обеспечению установленного режима охраны посевов конопли и масличного мака, мест хранения и переработки урожая этих культур, а равно непринятие мер к уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, - влечет наложение штрафа. Повторное, в течение года после применения мер административного взыскания, совершенное правонарушение влечет применение мер уголовного воздействия.

Принятые нормы ст. 99 в условиях Дальневосточного региона оказались обреченными на бездействие, так как проблема в регионе заключается в уничтожении дикорастущей конопли, а не в охране ее посевов.

Одним из путей устранения условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, является устранение недостатков, связанных с уничтожением зарослей дикой конопли и других наркосодержащих растений.

Практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков и применение правовых норм диктует необходимость расширения административно-правовых мер борьбы с недостатками, связанными с уничтожением зарослей наркосодержащих растений.

Эта необходимость вызвана тем, что дикорастущие наркосодержащие растения продолжают оставаться основным источником распространения наркотических средств.

Дикорастущие наркотикосодержащие растения еще не редко произрастают среди посевов сельскохозяйственных культур, на земельных участках жителей города, поселка и других местах. Следовательно, без активного участия и повседневного контроля за состоянием закрепленных земель и земельных участков со стороны землепользователей, должностных лиц и граждан борьба с распространением наркотиков будет крайне затруднительна. Следует согласиться с необходимостью установления административной ответственности на граждан, должностных лиц за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений, на закрепленных за землепользователями земельных участков.

Установление административной ответственности за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, а также непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, указанных в Перечне с одной стороны, должно оказать существенное влияние на эффективность борьбы с наркоманией и является средством предупреждения не только совершения административных проступков, но и преступлений, связанных с наркотическими средствами. С другой стороны, по моему мнению, данная мера административной ответственности значительно повышает ответственность руководителей, должностных лиц предприятий, а также граждан за состояние закрепленных за ними земельных угодий, что также способствует предупреждению распространения наркомании и их незаконному обороту.

Также новым Кодексом об административных правонарушениях введены нормы, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление наркотических веществ; потребление наркотических средств в общественных местах, а также появление в таких местах в состоянии наркотического опьянения и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...