Показательная форма комплексного числа.
ОДОБРЕНО Цикловой методической комиссией общеобразовательных и естественнонаучных дисциплин: Протокол № ___ от «____» _________________ 2016 г. Председатель ЦМК: _____________ Криницына Н.А.
«МАТЕМАТИКА» Методические рекомендации для студентов решения задач по математики.
для специальностей: 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.02.03 «Судовождение»
Преподаватель: Абраменкова В.П..
Пермь
Образцы решения некоторых заданий контрольных работ Комплексные числа. Пример 1. Построим на комплексной плоскости следующие комплексные числа: , ,
Числа , , – комплексные числа с нулевой мнимой частью. Числа , , , – это, наоборот, чисто мнимые числа, т.е. числа с нулевой действительной частью. Они располагаются строго на мнимой оси . В числах , , , и действительная и мнимая части не равны нулю. Такие числа тоже обозначаются точками на комплексной плоскости, при этом, к ним принято проводить радиус-векторы из начала координат (обозначены красным цветом на чертеже). Радиус-векторы к числам, которые располагаются на осях, обычно не чертят, потому, что они сливаются с осями. Сложение комплексных чисел. Пример 2. и Сложить два комплексных числа , Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части: Пример 3. Вычитание комплексных чисел. Найти разности комплексных чисел: Умножение комплексных чисел.
· Пример 4. Найти произведение комплексных чисел , Необходимо раскрыть скобки по правилу умножения многочленов, главное, помнить, что . Понятно, что Пример 5. Деление комплексных чисел. Даны комплексные числа , . Найти частное. Пример 6.1. Представить в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Обратное проверочное действие: Пример 6.2. Представить в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Таким образом, число в тригонометрической форме: . Используя таблицу значений тригонометрических функций, легко обратно получить алгебраическую форму числа (заодно выполнив проверку): Пример 6.3. Представить в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что (или 180 градусов). Таким образом, число в тригонометрической форме: . Проверка: Пример 6.4. Представить в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. , (-90 градусов), и, соответственно: . Рассмотрим более распространенные случаи. Модуль вычисляется по формуле . А вот формулы для нахождения аргумента будут разными, это зависит от того, в какой координатной четверти лежит число . При этом возможны три варианта: 1) Если > 0 (1-я и 4-я координатные четверти, или правая полуплоскость), то аргумент нужно находить по формуле . 2) Если x < 0, y > 0 (2-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле . 3) Если x < 0, y < 0 (3-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле . Пример 6.5. Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. , , x >0, y > 0 . , Следовательно Следовательно Пример 6.7. Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. , , x <0, y < 0 . ,
Следовательно Следовательно Показательная форма комплексного числа. Любое комплексное число (кроме нуля) можно записать в показательной форме: , где – это модуль комплексного числа, а – аргумент комплексного числа. Пример 7.1. Представить в показательной форме комплексные числа: , , , . 9.1. , , 9.2. , , 9.3. , , 9.4. , , Пример1.. Решить систему линейных уравнений, используя правило Крамера и метод обратной матрицы: Решение. 1. Правило Крамера. Находим определитель системы: Следовательно, система является определённой. Для нахождения её решения вычисляем определители:
По формулам Крамера находим:
Ответ: Пример 2. Решить уравнение: . Решение. Данное уравнение относится к классу дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными. Разделим переменные: . Теперь уравнение можно интегрировать: . Находим неопределенные интегралы: , откуда: - это общий интеграл данного дифференциального уравнения. Ответ: Пример 3. Решить уравнение при условии . Решение. Данное уравнение является линейным дифференциальным уравнением первого порядка, для его решения применяем метод Бернулли. Делаем замену: , где и - неизвестные функции. Получаем: или . Неизвестную функцию найдем из условия : , , откуда . Тогда для нахождения второй неизвестной функции нужно решить уравнение: , откуда: . Тогда и путем интегрирования последнего равенства получаем . Тогда общее решение исходного уравнения имеет вид: . Для нахождения частного решения воспользуемся начальным условием: . Подставляя соответствующие значения переменных и в общее решение, получаем: , откуда . Тогда частное решение данной задачи имеет вид: . Ответ: . Пример 4. Решить уравнение: у ² +2 у' +5 у = 0. Решение. Данное уравнение является линейным однородным дифференциальным уравнением второго порядка с постоянными коэффициентами. Для его решения составляем характеристическое уравнение: . Это алгебраическое уравнение второго порядка, его корни – комплексные, сопряженные числа: . Тогда общее решение данного уравнения имеет вид: . Ответ: .
Пример 5. Исследовать на сходимость ряд Решение. Для исследования данного ряда на сходимость можно применить признак Даламбера. Для этого находим и . Тогда: , следовательно, по признаку Даламбера данный числовой ряд сходится. Пример 7. Бросают три игральные кости. Найти вероятность того, что на верхних гранях появится число очков, сумма которых делится на пять. Решение. Определим испытание и его результат, т. е. элементарное событие. Испытанием является бросание трех игральных костей; результатом – одно из сочетаний очков 1,..., 6 на верхних гранях трех костей. Исследуемое событие А – сумма очков на трех костях делится на пять. Вероятность события А вычислим с помощью формулы: Р(А) = m/n. Общее количество элементарных событий п можно найти по правилу умножения. На каждой игральной кости 6 граней и все они могут сочетаться со всеми гранями других костей. Итак, получаем n = 6 × 6 × 6 = 216. Количество элементарных событий т, входящих в состав события А или благоприятствующих событию А,найдем выписав всевозможные результаты испытаний и оставив из них только те, для которых сумма очков на всех трех костях делится на пять. Можно облегчить работу, выписав всевозможные исходы бросания первых двух костей, сочетая с ними подходящие значения количества очков, выпавших на третьей кости. Имеем:
В результате получаем, что Р (т) = 43, значит, Р (А) = 43/216. Ответ: Р (А) = 43/216. Пример 8. Вероятность выигрыша по одному билету равна 0,2. Имеется шесть билетов. Найти вероятности следующих событий: а) два билета будут выигрышными; б) выигрышных билетов будет от двух до четырех. Решение. Для вычисления искомых вероятностей воспользуемся формулой Бернулли: . По условию задачи , .
а) Рассмотрим случайное событие А: два билета из шести будут выигрышными. Его вероятность: . б) Рассмотрим случайное событие В: выигрышных билетов будет от двух до четырех. Это сложное событие состоит из следующих: В1: два билета из шести будут выигрышными; В2: три билета из шести будут выигрышными; В3: четыре билета из шести будут выигрышными. Тогда В= В1+В2+В3 и Р(В) = Р(В1)+Р(В2)+Р(В3). Находим по формуле Бернулли соответствующие вероятности: , , . Тогда искомая вероятность: Р(В) = 0,2458+0,0492+0,0061=0,3011 Ответ: P(B)=0,3011. Пример 9. После обработки результатов эксперимента составлена таблица, в первой строке которой указаны группы возможных значений некоторой случайной величины хi, а во второй строке – численность каждой группы значений m:
Найти объем выборки ; относительные частоты , соответствующие каждой отдельной группе значений случайной величины; составить вариационный ряд распределения данной случайной величины. Найти числовые характеристики выборки: среднее арифметическое, выборочную дисперсию и среднеквадратическое отклонение. Решение. Найдем объем выборки n по формуле: , где – число столбцов в таблице. Тогда n = 3+11+14+5=33. Относительные частоты , соответствующие каждой отдельной группе значений случайной величины, находим по формулам: . Получаем: , , , . Составим вариационный ряд распределения данной случайной величины:
Находим числовые характеристики выборки: а) среднее арифметическое находим по формуле: б) выборочная дисперсия находится по формуле: . Получаем: в) среднеквадратическое отклонение: .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|