Библейские аллюзии в романах У. Фолкнера «Шум и ярость» и «Свет в августе»
Уильям Катберт Фолкнер (1897—1962). «Шум и ярость» (1929) Общее: Заглавие романа "Шум и ярость" из монолога шекспировского Макбета бессмысленности бытия: "Жизнь - это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего". IV части - Сама структура романа напоминает четвероевангелие. мифологическим дешифрующим языком является евангельская мифология. В романе четыре части, делящиеся асимметрично на три первые, рассказанные поочередно тремя братьями Компсонами - Бенджаменом, Квентином и Джейсоном, - и четвертая часть, имеющая итоговый и отстраненный характер и рассказанная от лица автора. Такая структура соотносится с композицией Четвероевангелия - синоптические три Евангелия от Матфея, Марка и Луки, и абстрактное, наиболее "объективное" и итоговое гностическое Евангелие от Иоанна.: 1. "7 апреля 1928 года" внутренний монолог Бенджи Компсона, 33 лет, лишенного рассудка, монолог, как будто не имеющий смысла. Мысли Бенджи путаются, прыгают, перенося нас из настоящего в прошлое, потом опять в настоящее. Смысл сбивчиво-невнятного потока сознания слабоумного мальчика разъясняется во второй части романа, где слово предоставлено брату Бенджи, студенту Квентину. Кэдди хорошо относится к Бенджи, жалеет его. И Бенджи платит ей беззаветной любовью. Фолкнер использует здесь особый прием, который позволяет ему выявить своеобразие характеров действующих лиц, особенности их поведения. Когда Кэдди гуляет с Бенджи, заступается за него, она "пахнет деревьями". Когда же она начинает вести себя иначе, она "не пахнет деревьями". Также отец Компсон и Квентин, симпатичные Бенджи,– они "пахнут дождем". Бенджи–выражение природного, естественного начала, по отношению к которому выявляют свою человечность, гуманизм другие персонажи книги. Стоит также сказать, что образ Бенджи символизирует физическое и нравственное вымирание рода Компсонов. После того как он набросился на школьницу, проходящую мимо ворот, очевидно приняв ее за Кэдди, его подвергают кастрации.
Образ Бенджи ("Блаженны нищие духом") ассоциируется с Христом ("агнцем Божьим") – в день Пасхи ему исполняется 33 года. Скорее всего, младшему мальчику меняют имя: «Теперь, верно, мой черед расплакаться. Надо же и мне похлюпать над бедным Мори». «Его Бенджи теперь зовут», сказала Кэдди. «А зачем?» сказала Дилси. «Что, старое, родимое его имя сносилось уже, не годится?» «Бенджамин – это из Библии», сказала Кэдди. «Оно ему лучше подходит, чем Мори». 2. "2 июня 1910 года" – это внутренний монолог Квентина Компсона. Чтобы Квентин мог учиться в университете, Компсоны продали луг, примыкающий к их дому, одно из последних достояний семьи. По–прежнему важную роль в этой части играет Кэдди, вокруг которой концентрируется действие. Квентин мучительно переживает нравственное падение Кэдди, которая ожидает ребенка от некоего Долтона Эймса. Чтобы скрыть позор, Компсоны срочно увозят Кэдди из Джефферсона и выдают замуж за Герберта Хэда, бросающего ее, когда он узнает, что она беременна. Квентин не в силах перенести позор сестры. Он решил покончить жизнь самоубийством. Относительно мотивов поведения Квентина существуют разные мнения. Некоторые критики, особенно американские, делают упор на противоестественной страсти Квентина к Кэдди. На самом деле дело обстоит гораздо сложнее. Для Квентина Кэдди олицетворяет собой счастливое прошлое, исчезнувшее, разрушившееся под воздействием нового времени. Прошлое и настоящее, как и в "Сарторисе", одна из центральных проблем в "Шуме и ярости". Квентин Компсон и его отец особенно остро ощущают ее. Они понимают, что их славное прошлое безвозвратно ушло и никогда не вернется. Понимает это и Фолкнер. Поэтому он и высказывает устами отца Компсона скептические и пессимистические афоризмы: "Ни одна битва не приводит к победе,–говорит он.–Битв даже не существует. Поле боя лишь раскрывает человеку глубину его заблуждений и его отчаяния, а победа – это только иллюзия, порождение философов и глупцов". Квентин же, разделяющий мысли отца, не столько говорит, сколько действует. Он, как и Бенджи, пытается удержать Кэдди в семье. Бенджи плачет, когда Кэдди заявляет, что убежит из дома: "Кэдди подошла, коснулась его: "Не плачь. Я не стану убегать. Не плачь!" Замолчал..." А Квентин, узнав о беременности Кэдди, решает принять вину на себя, принять страшное обвинение в кровосмешении. Он не хочет, чтобы она уходила из семьи, потому что с ней он, как и Бенджи, чувствует себя счастливым. Отсюда та лютая ненависть, которую он питает к Долтону Эймсу, Герберту Хэду. Они похитители того, что для него является самым дорогим на земле. Квентин усваивает спорный афоризм отца, что "человек – это совокупность его бед", что, когда перестаешь считать беды, бедой становится само время. Поэтому, решившись на самоубийство, Квентин разбивает часы, подарок отца. Он не хочет жить в этом современном времени, где ему все чуждо и враждебно, где нет Кэдди. "Кэдди, как ты можешь за этого прохвоста? Подумай о Бенджи, о папе, не обо мне",–говорит ей Квентин. Кэдди отвечает: "Но теперь говорю тебе и знаю, что мертва...", т. е. все былое, прошлое, что олицетворяла собой Кэдди, умерло, исчезло, больше не существует. Квентин, как Бенджи и Кэдди, фигура многозначная, образ не только живого человека, но и образ–символ, символ обреченности, гибели Компсонов.
*Андреев: «Квентин и «святой» и «грешник». «Времени и отчаяния не существует, пока не состоялось "было"»,—словно говорит Компсон, переиначивая по-своему утверждение апостола Павла («Пока нет закона, нет и преступления»). С психологической точки зрения Квентин кажется себе неуязвимым: актом самоубийства он отрицает «было»; он также берет на себя вину Кэдди и пытается оправдать проступки сестры своим собственным (придуманным) влечением к ней; наконец, восстанавливая честь падшей сестры, Квентин убивает не ее ухажера, а себя — «стреляет в небо».»
Пример из текста (самое начало главы): «Можно надолго отвлечься, а затем одно «тик‑так» враз выстроит в уме всю убывающую в перспективе вереницу нерасслышанных секунд. Похожую на длинный, одиноко легший на воду световой луч, которым (по словам отца) впору шествовать Христу. И добрейшему святому Франциску, называвшему смерть Маленькой Сестрой,9 а сестры‑то у него не было <…> И что Христос не распят был, а стерт на нет крохотным пощелкиваньем часовых колесиков. А сестры у него не было». 3. «6 апреля 1928 г» поток сознания Джейсона Компсона - брат Бенджи, Квентина и Кэдди. "6 апреля 1928 года" возвращает нас в современность. В серии фолкнеровских образов Джейсон – новое лицо. Джейсон присваивает деньг", присылаемые Кэдди на содержание дочери Квентины, стремится отправить Бенджи в приют для умалишенных. Фолкнер признавался, что Джейсон для него "самый отвратительный характер". В этой части писатель также использует прием внутреннего монолога, в роли рассказчика выступает Джейсон, события, падение дома Компсонов изображаются с его точки зрения. Джейсон присваивает деньги, присылаемые Кэдди на содержание дочери Квентины, стремится отправить Бенджи в приют для умалишенных. Фолкнер признавался, что Джейсон для него "самый отвратительный характер". В этой части писатель также использует прием внутреннего монолога, в роли рассказчика выступает Джейсон, события, падение дома Компсонов изображаются с его точки зрения.
*Все части, кроме 2й (Квентин), написаны в 1928 г., а монолог Квентина обрывается в 1910. Это символ того, что он рано умрет => покончил жизнь самоубийством. 3 даты соответствуют 3м дням недели – пятница, суббота, воск.+ в апреле, это страстная неделя. Пятница соотв.монологу Бендж., суб.- монологи Квентина и Джейсона – тема смерти(Христос умер в суб.), воск.-автор. Самоуб-во Квентина и падение Джейсона отожд-ся с умершим Богом. Они понимают, что их славное прошлое безвозвратно ушло и никогда не вернется.
3. "8 апреля 1928 года" написана от лица автора. Фолкнер расширяет круг действующих лиц: главную роль играют слуги–негры (Дилси, Ластер), живущие в доме Компсонов, наблюдающие и комментирующие происходящие события как бы со стороны. Восьмое апреля – пасхальное воскресенье. Это единственная часть романа повествующаяся не от первого лица, сфокусирована на Дилси, - полноправной хозяйке чернокожего семейства прислуги, являющейся ярким контрастом к увядающему семейству Компсонов. В это воскресенье Дилси ведет свое семейство и Бенджи в церковь для «цветных». Через нее мы ощущаем последствия упадка и развращенности, в которых семейство Компсонов жило десятилетиями. Вместе с заботой о своем внуке Ластере она заботится и о Бенджи, т.к. берет его в церковь, тем самым пытаясь спасти его душу. Проповедь заставляет ее плакать о семействе Компсонов, упадок которой она лицезреет.
Тем временем напряжений между Джейсоном и Квентиной достигает своего неизбежного заключения. Квентина убегает из дома вместе с цирковым артистом, прихватив с собой три тысячи долларов из тайника Джейсона. Джейсон звонит в полицию и сообщает об ограблении, но Шериф заявляет, что своим обращением он сам вынудили Квентину бежать, а факт кражи бездоказателен. Джейсону самостоятельно отправляется в соседний Моттсон, где теперь выступал цирк, но узнает от хозяина труппы что беглецов прелюбодеев изгнали из общества артистов, и теперь их месторасположение не известно Роман завершается очень сильной и тревожной картиной. После посещения церкви Дилси позволяет внуку Ластеру отвести Бенджи на старой семейной лошади и ветхой повозке (еще один символ падения Компсонов) на кладбище. Ластер не заботится о том, что Бенджи настолько закоренел в своих привычках, что даже малейшее изменение рутины приводит его в ярость. Ластер объезжает монумент не с той стороны, от чего Бенджи охватывает сильная вспышка ярости, которую смог остановить только оказавшийся рядом Джейсон, знающий привычки своего брата. Подскочив, он ударил Ластера и развернул повозку, после чего Бенджи замолчал. Ластер оглянулся назад за тем, что бы взглянуть на Бенджи, и увидел что тот уронил свой цветок. Глаза Бенджи были «...снова пустыми и светлыми».
*Все части, кроме 2й (Квентин), написаны в 1928 г., а монолог Квентина обрывается в 1910. Это символ того, что он рано умрет => покончил жизнь самоубийством. 3 даты соответствуют 3м дням недели – пятница, суббота, воск.+ в апреле, это страстная неделя. Пятница соотв.монологу Бендж., суб.- монологи Квентина и Джейсона – тема смерти(Христос умер в суб.), воск.-автор. Самоуб-во Квентина и падение Джейсона отожд-ся с умершим Богом. Они понимают, что их славное прошлое безвозвратно ушло и никогда не вернется.
«Свет в августе» (1932) роман, рассказывающий о скитаниях Джо Кристмаса, трагедия которого состоит в том, что он не может с полной уверенностью идентифицировать себя ни с представителями черной, ни с представителями белой расы. По мнению Фолкнера, «это самая трагическая ситуация, в которой может оказаться человек, - не знать, кто он, и знать, что никогда этого не узнает». В сцене гибели героя важна идея, занимавшая большое место в произведениях Фолкнера, - убеждение, что каждое преступление накладывает свою печать на души последующих поколений – печать страха, вины, ненависти. Кристмас Джо – и преступник, и жертва. Но в первую очередь он жертва расовой ненависти, и, что самое главное, он, как и большинство героев романа, - жертва идеи бегства от жизни. Сложностью затронутых в романе проблем продиктована и его сложная композиция: в нём сосуществует несколько историй, почти независимых сюжетов, связанных между собой, казалось бы, почти случайно, только по воле автора. Но, заканчивая роман, читатель ощущает, что только взаимодействие этих как бы независимых друг от друга историй даёт смысл всему повествованию, обнажает и формулирует мысль писателя, идеи, которые он хотел выразить. Сюжетн.линии: 1. Жизнь Лины Гроув(кот.позже рожает ребенка); 2. Жизнь Джо Кристмаса. В центре: в Джефферсоне девушка(Лиина Гроув) рожает ребенка без отца. Она отправляется босиком на поиски отца своего ребенка. Когда ребенок рожд-ся, в городе погибает ч-к – Джо Кристмас (ему дали имя в приюте, т.к.он был найден под Рожд-во). Joe Christmass – инициалы как у Иисуса Христа (на англ.- J. C.) + Джо умирает в 33 года. Но он убийца. Новый апокриф – тип романа; апокриф – неканонич.священные тексты, это СП-б подать историю жизни Христа с др.точки зрения, т.е.найти миф, просвечивающий сквозь ткань романа. Город Джефферсон несет на себе смысл. содержание Иерусалима. У Джо оч.сложная судьба, родился без отца, дед сразу его возненавидел, т.к.мать не призналась, кто отец. Дед думал: а вдруг нигер? В общ-ве плохое отн-е к черным=>от него избавляются и в приюте. Приемный отец воспит.его оч.строго, избивает его. Джо ненавидит его и случайно в гневе убивает. Джо – символика борьбы черной и белой крови. Черная символиз.темные силы (Джо- убийца), белая гов-т о возм-ти соверш.иной жизни. Когда черная кровь пролилась (его убили), на его лице появл-ся просветление -> искупает смертью свои грехи и чужие. Его смерть ужасна: над его телом Перси Гримм(убийца Джо) совершает надругательство- кастрирует его(в массовых масштабах это делали гитлеровцы). Мир жесток, несправедлив, но в нем существуют и добрые люди. Это Байрон Банч, Гэвин Стивенс, а в первую очередь – Лина Гроув, кот.светом веры в добро, в человечность, своей наивностью т простотой удивляет и покоряет всех. Лиина и ее ребенок стан-ся символами извечной жизни, кот., несмотря на противоречия и несправедливость, никогда не прекращается, а продолж.развиваться и возрожд.вновь и вновь. Ее ребенка, родившегося в августе(смысл назв-я), в соотв-и с местными поверьями ждет счастливое будущее. Так Ф.-гуманист утверждает свою веру в ч-ка. Давно замечено, что судьба героя "Света в августе" аллегорически перекликается с новозаветной легендой: аналогии провоцируются постоянно, начиная с имени. Далее - отклики в сюжете (Джо Кристмаса выдает полиции подручный в бутлеггерском промысле - ученик, так сказать, Иуда. Скитаясь, скрываясь от преследователей, Кристмас заходит в деревенскую церковь, наводя ужас на паству, - это, конечно, изгнание менял из храма; неделя проходит между убийством Джоанны Верден и тем моментом, когда герой решает сдаться властям, - страстная неделя; расправа над Кристмасом заставляет вспомнить казнь в Иерусалиме (как и рождение в хибаре Хайнзов - рождение в хлеву)). У автора часто спрашивали: "Зачем вы связываете имя Христа с таким дурным человеком, как Джо Кристмас?" Он разъяснял: "Я думаю, трудно сказать про того или другого человека, какой он - дурной или хороший. Я допускаю, что есть исключения, но вообще человек – жертва собственной природы, своей среды, своего окружения, и ни про кого нельзя сказать, что он только плохой или только хороший. Человек пытается быть лучше в пределах возможного. Что же касается Кристмаса, то он просто не знал, кто он. Он понимал, что никогда и не узнает, и единственное спасение - чтобы жить с собою в мире -состояло в том, чтобы отвергнуть человечество, принять удел изгоя. Он попытался сделать это, но ему не позволили, люди не позволили. Я не считаю, что он плохой человек, он человек трагический". В чем же трагедия? "Трагедия состоит в том, что он не знает, кто он, и никогда не сможет узнать, а это, по моему мнению, самое трагическое состояние, в каком только можно оказаться, - не знать, кто ты".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|