Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народное движение в багдадском халифате.




Положение трудящегося населения халифата, испытавшего некоторое облегчение в ранний период господства арабов, в дальнейшем довольно скоро ухудшилось. Высокие налоги, выплачивавшиеся крестьянами частью натурой (продуктами), частью деньгами. Произвол и насилие чиновников, полное бесправие и беззащитность крестьян фактически превращали их в своего рода полурабов. Народные восстания в период Багдадского халифата характерны своими масштабами, восставали порой округами и провинциями. Отличались необычной длительностью и упорством. После смерти халифа Мансура вспыхнуло крупное крестьянское восстание в Средней Азии(776-783) Во главе его стоял прачечник из Хашим ибн-Хаким, по прозвищу Мукана. На этом движении сказывалось сильное влияние секты маздакитов (новомаздакиты), выступавшей с требованиями общности имущества и равенства в пользовании жизненными благами. В 815-837 крупное крестьянское восстание в Азербайджане, Иране. Во главе его стоял вождь Бабек, требовавший также восстановления свободных общинных порядков.

В конце IX - начале Х в. на юге халифата происходило движение крестьян во главе с Карматом, выдававшим себя за “пророка". К Кармату стекались массами беглые крестьяне и рабы. Повстанцами была построена большая крепость, которую не смогли взять халифские войска. В конце концов, карматам удалось создать на берегах Персидского залива своеобразную крестьянскую(разбойничью) республику, просуществовавшую до конца Х в.

Одновременно с карматским движением в окрестностях Басры происходило грандиозное восстание рабов - зинджей, продолжавшееся 14 лет (869-883). Во главе зинджей встал шиит Али ибн-Мухаммед, провозгласивший себя халифом. Чтобы подавить зинджей, правительство должно было послать против них очень большое войско.

Багдадский халифат.

После свержения в 750.г. династии Омейядов к власти пришли халифы из рода Абасидов, которые правили до 1258г. Мансур-халиф перенес столицу в Ирак, где по его проекту построен Багдад.

Абу-Муслим губернатор Хорасана ведет шиитские проповеди. Абу-Салам говорил о незаконности прихода к власти абасидов, Абу-Муслим убивает его. 755г. Мансур приглашает Абу-Муслима во дворец, и убивает его, начинаются шиитские восстания, все ведет к политике уничтожения шиитов.

При первых абасидах халифат имел полуперсидский характер. Возникают новые диваны: военные диваны, гос-ая канцелярия, казначейство. Введена должность визеря-1-ый министр, в основном выбирали из персов, воспитывал наследника, носил печать.

Мансур решает передать власть сыну Махди 775г. отвозит сына в Мекку и Медину и заставляет присягнуть на верность.

Религиозный состав пестр, борьба с зароастрийцами. Формирование шариата (исламского права)

Восстание под руководством Муканна (людей одетых в белое), проходило под лозунгами хуррамитов - выступали против арабов, за ликвидацию ислама. Опасность для абасидов, захватили Бухару.

Харун ар-Рашид. 751г. битва при Таласе (с китайцами), вел войны с Византией. 809г.умирает, борьба за пересмотр основ Корана, появляются течения: азракиты(крайние хариджиты принуждали к вооруженной борьбе против халифов, а всех уклонистов называли кафирами и разрешали убийство их с семьей.). против азракитов выступают Мурджииты, сын Али разработал теорию ирджа(откладывание) - откладывание суждения о состоянии человека(греховности) в этом мире до Судного дня. Борьба между сыновьями Харун ар-Рашида, побеждает Аль-Мамун, был в должности халифа с 813-по 833гг.при жизни отца наместник в Хорасане.

Восстание Бабека (восстание шиитов на тер. Ирана (святых мест), Аль-Мамун решает идти на перемирие и вызывает 8-го имама Али, выдает за него замуж одну из дочерей, и обещает, что после его смерти Али станет халифом. Однако все это приводит к восстанию в Багдаде, были запрещены зеленные флаги из Абасидских городов и принято решение заменить их на черные.

Умирает имам Али, целостность государства под угрозой (Тунис продан Ибрагиму аль-Аглабу, 800-909гг.в Тунисе династия Аглабидов)

В Хорасане наместник Тахир. Основана династия тахиридов, объявляют Хорасан независимым, не произносят имя халифа в пятничных молитвах, но платили дань в Багдад.

833г. Аль-Мамун заявляет, что отменит налоги и сделает всех равными. В последние годы он является сторонником мутазилитов (отделившиеся) – отрицали основополагающее Корана, они отделившиеся потому что они утверждали, что совершающий смертельный грех отходит от рядов правоверных(муслимов), но не становится неверующим(кафиром). К власти приходит его брат Аль-Мутасим, также поддерживает мутазилитов. Пытается провести военную реформу: узаконены солдаты, приписаны к дивану, получали зарплату, узаконены бедуины и берберы. Формирование новой гвардии за счет тюрок и дайламитов (мамлюки (невольники-гулямы) составляли основу гвардии, а тюрки-ковалерию). Из-за мамлюков столица была перенесена в Самару, т.к. их боялись халифы.

837г. ликвидировано восстание Бабека, он принял христианство, его захватили и казнили в Самаре.

Постоянные восстания шиитов в северных городах, восстания выходцев из Индии (племя зутт), проведение жестких карательных экспедиций приводят к:

*Ставка хараджа уменьшилась (от1/2-к2/5)

*снятие свинцовых бирок

*существовали гос.земли дивани, все больше становится мульк(частных земель), савафи(земли абасидов), катиа, икта (земли полученные за заслуги, с сидящими крестьянами, но вынужден нести военную повинность) с этих земель имели права взимать харадж, джизьи; выдавались на время, но со временем передавались по наследству. Вакуфные (земли, пожалованные праителями мусульманским учреждениям, мечетям, школам и т.д. с этих земель не взимались налоги

* работорговля: зинджи(черные рабы), нубийки, эфиопки. Сложился свод законов: дети рабов получают свободу, рабовладельцы могли отпускать рабов.

*установилась финансовая система (динары и дирхемы)

847г. халифом становится Аль-Мутавакиль, правил до 861г. объявляет себя сторонником классического ислама, начинается гонение мутазилитов и шиитов. При нем эмиры (правители провинций - мутагалибы) считали себя независимыми гос-ми, чеканили монеты, вручали знамя, Издает указ, по которому всех потомков алидов нужно привезти в Мекку и Медину, где они будут находиться под присмотром. Массовые восстания на севере Африки, он посылает туда мамлюков, для ликвидации волнения бедуинов, эмиры мамлюков требуют предоставить земли в Сев.Африке, однако Мутавакиль отказывает и 861г. они убивают его.

868г. в Египте восстание бедуинов: мамлюки под командованием Ахмада ибн-Мухаммада направляются туда, однако он остается там и основывает династию Тулунидов.

869г. в Ираке самое крупное восстание зинджий, под предводительством Али ибн-Мухаммада, он объявляет себя потомком Али и 12 имамом, халифы вынуждены бежать, зинджи нарушили шелковый путь, развили работорговлю, извратили ислам. 883г. халиф Муваффак собирает войска, создает речную эскадру и ликвидирует восстание, казнят Али ибн-Мухаммада.

9-10вв. период распада халифата Аббасидов на провинции:

1.в 9в. против тулинидов карательная экспедиция. Неудача.

2.в Сев.Африке 3 независимых эмирата (халифат Аглабидов воевал с берберами).

3.в Хорасане укрепились Тахириды.

4.в Маверанахре- дин.Саманидов

Все они признавали духовную власть, платили дань тюрками-рабами.

992г. караханиды захватили Бухару и создали с газневидами крепкую державу, разделил владения абасидов на востоке между собой. 1038г.держава рухнула под давлением тюрок-сельджуков.

945-1055г. в Багдаде правили Бувайхиды. Шах-ин-Шах выбрал г. Шираз столицей, но борьба между эмирами приводит к тому, что в 1055г. прекращают свое существование.

В 1220г. орды Чингисхана вторглись в Иран, он был завоеван в 1253-1256гг.в результате похода Хулагу-хана, в 1258г. монголы заняли Багдад и ликвидировали халифат Аббасидов.

23. КРИЗИС И РАСПАД БАГДАДСКОГО ХАЛИФАТА. Из пяти веков халифата Аббасидов только первый его век (Мансура, Мамуна и Харуна аль-Рашида) являл собой подлинное величие. Затем проявили себя факторы ослабления и распада. Правители многонациональной империи должны были постоянно заботиться о поддержании баланса сил между арабами и персами в руководстве: их противоборство доходило до того, что арабы поддержали претензии одного сына Харуна аль-Рашида на престол, а персы - другого. Перенос столицы из Дамаска в Багдад в значительной степени был обусловлен усилением персидского влияния. Однако льготы, обещанные населению Багдада при его строительстве, так и не были предоставлены, хотя на дворцовых пирушках проедались целые провинции, а в гареме содержались 11 тысяч обитательниц. Поэтому халифы не чувствовали себя в полной безопасности в собственной столице. Стремясь к независимости действий среди не самого дружественного населения, халифы окружили себя тюркской гвардией во главе с султанами и со временем превратились в дворцовых пленников султанов, сохранив за собой лишь религиозную власть с правом инвеституры правителей эмиратов. На всем протяжении своего существования Багдадский халифат испытывал угрозу распада под влиянием усиления периферийных районов огромной державы. Так, еще в самом начале образования халифата отделился Кордовский эмират, который в 929 г. превратился в самостоятельное государство; в 969 г. образовался Каирский халифат; в Средней Азии возникло государство Саманидов, существовавшее на протяжении Х в.; на Евфрате образовался Мосульский султанат. К середине X в. у Багдадского халифата остались лишь столичный округ и Аравия. Ослабление верховной власти халифов способствовало распаду халифата под воздействием массовых движений социального протеста, в которых трудящиеся города и деревни были движущей силой, а феодальные группировки - временными попутчиками, преследовавшими собственные эгоистические интересы; и сепаратизма эмиратов (в к. VIII в. Северная Африка, Египет в 968 г., Средняя Азия в 900 г.). В сер. ХI в. под властью халифов остались фактически лишь районы, примыкавшие к Багдаду (город начал приходить в упадок после византийской осады 972 г. и связанного с ней пожара, в котором сгорело 17 тыс. чел.). В 1055 г. Багдад был завоеван сельджуками и превратился из столицы в мусульманский религиозный центр.

 

24. ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ.

Первый правитель династии Омейядов – Муавийа I (661–680); последний – Марван II (744–750); а между ними еще 12 правителей, очень разных по характеру и своей государственной деятельности.

Омейяды – знатный старинный мекканский род. Муавийа I, один из лучших представителей этого рода, основал новую царскую династию, объявив себя халифом в 659 г. после победы над Али ибн Абу Талибом и его гибели.

В 676 г. жителями Мекки и Медины впервые в истории была признана наследственная власть халифов. Омейяды сделали столицей халифата Дамаск и продолжали управлять Сирией.

Во время правления Йазида в стране было неспокойно – восставали иракские шииты, мединцы.

После смерти в результате несчастного случая Йазида халифом стал его сын Муавийя – талантливый поэт, но очень слабый политик. В результате в стране установилось безвластие. Муавийя умер от чумы, не оставив наследников, и к власти пришел представитель другой ветви рода Омейядов – Абдаллах ибн аз-Зубайр. Все его правление прошло в борьбе за власть с другим Омейядом – Марваном. После гибели обоих халифом стал Абд ал-Малик, сын Марвана.

В 688 г. халиф разгромил византийцев и вернул стране отнятые ими территории. Одновременно арабская армия вела сражения с сирийцами, басрийцами, с сектой хариджитов; удачные битвы произошли в Северной Африке. В 696 г. арабы завоевали Карфаген.

При Абд ал-Малике в государстве впервые в истории арабов начали чеканить монеты с мусульманской символикой. В 711 г. арабская армия расширила границы халифата до устья реки Инд и покорила Северную Африку, выйдя к побережью Атлантики. Решающее сражение произошло в июле 710 г. на берегу реки Вади Бека между армиями мусульман и христиан.

Историческая битва при Херес-де-ла-Фронтера на правом берегу Гвадалахира стала первым в истории значительным столкновением Востока и Запада, битвой двух крупнейших мировых религий – мусульманства и христианства.

После этого арабы вторглись на территорию Испании и захватили Пиренейский полуостров.

Правление ал-Валида вошло в историю Арабского халифата как время его могущества и расцвета.

Следующим халифом после смерти Сулаймана стал его двоюродный брат Умар II, отличавшийся фанатичной религиозностью и за 3 года правления не сделавший ничего практически значительного.

Преемником Умара в 720 г. стал Йазид II, сын Абд ал-Малика. Новый халиф, занимавшийся поэзией, музыкой и проведением различных роскошных праздников, за 4 года растратил всю казну государства.

В 724 г. престол перешел к новому правителю Арабского халифата – Хишаму, брату Йазида. В отличие от предыдущего халифа Хишам был активным государственным деятелем, умело подавлявшим постоянные внутренние волнения.

Волнения в государстве остановить уже было невозможно: в 744 г., с самого начала правления нового халифа ал-Валида II, племянника Хишама, религиозные секты вели боевые действия против правительственных войск. Умный государственный деятель, ал-Валид был зверски убит восставшими, и после него престол несколько раз переходил из рук в руки. У власти за полтора года побывали два халифа – Йазид III и Ибрахим. Им пришлось бороться с внутренними мятежами и подавлять восстания в провинциях.

В 747 г. в Средней Азии начался крупный мятеж главных противников правящей династии Омейядо в, который возглавляли три брата из рода Аббасидов. К восставшим присоединились персидские шииты, и несколько повстанческих армий за 3 года завоевали территории Ирана и Ирака. 750 г. Омияды пазбиты в Ираке, Мерван 2 убежал в Египет. Аббасиды после одержанных ими побед уничтожили всех обнаруженных представителей рода Омейядо в, и только ушедший от преследований внук Хишама – Абд ар- Рахман ибн Муавийа создал в Испании Кордовский халифат

 

ФАТИМИДСКИЙ ЕГИПЕТ.

В X в. над Египтом нависла угроза со стороны исмаилитской династии Фатимидов (крайняя секта шиизма), врагов суннитских аббасидских халифов. В 910 – халифом стал Убайдаллах, лживо утверждал, что ведет свой род от Фатимы – династия Фатимидов. В 934 – халиф Абу Касим – взгляды на Египет., решает завоевать. Весной 969 г. сражение под Гизой, египетские войска разбиты, Фатимиды занимают столицу Фустат, прибывает их флот: раздают зерно, пропагандируют шиизм, обещают безопасный путь и Мекку и Медину. 969 – начало строительства Каира, 971 – постройка соборной мечети.

Мощная волна пропаганды и миссионерства – контроль над Сирией, Сев. районами Аравии (оба берега Красного моря), торг. Отношения с европ.странами – центры – Триполи, Александрия.

В начале 70х Xв. Военные столкновения между фатим.войсками и Византией. Сирия окончательно входит в состав Фатим.гос-ва

966г. – махди, имам, халиф – Азиз занимается постройкой большого флота, хотел покончить с европейцами, но на верфи случился пожар. В поджоге обвинили греков и иудеев = массовые гонения, каждый 3й грек казнен. Его наследник Хаким – в 996 объявляет о уничтожении всех синагог и церквей, разрушает храм Господен в Иерусалиме. Заставляет носить греков большие кресты, а иудеев шар, т.ж. суннитов. Хаким был убит своей сестрой – Захрой, она ставит своего малолетнего сын править – вводит институт опекунства.

В начале X в. прослеживается упадок фатим.халифата. Неурожай = случаи людоедства. 1023г. в Сирии восстают бедуинские племена, успешно, выходят из состава Египта. 1023г. восстание в Сев.Африке – берберы считали, что их обделили, создают свою династию в Ифрикии, она вновь становится суннитский. Потерян Хиджаз (путь в Мекку, Медину). 1071 г. Сицилия отвоевана крестоносцами.

В XI в. фатим. Становятся заложниками собственной гвардии из берберы, а мамлюки(куплен.рабы) составляют опору фатимитам. Начало гражданской войны: магрития (берберы, западные) проигрывает машликие (мамлюки, тюрки, славяне, византийцы – восточные). 1062 г. мамлюки разграбляют казну, подчиняются своим эмирам. Фатим.халиф призывает в Каир из Сирии полководца – Бард аль Джамали – в 1073г. он приглашает всех эмиров во дворец – вырезает всех. Джамали 20 лет управляет Египтом, назначается 1м министром, главнокомандующим, рук. Дивана исмаилитских миссионеров, возводит вокруг Каира крепостные стены, строит флот, реорганизовывает армию.

Много сторон исмаилитов отходят от Каира. 1171 г. – султаном становится Аллахаддин (саладин) з династии Аюбидов – призывает к противостоянию крестоносцам. – Формальная ликвидация Фатимитского Египта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...