Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латинская Америка во второй половине ХХ в.

(учебный текст)

(на основе учебников «Новейшая история стран Европы и Америки» / Под ред М.В. Пономарева,

«История стран Европы и Америки в Новейшее время в вопросах и ответах»)

Латинская Америка в 40-50-е годы. Перонизм. Экономическое и политическое положение латиноамериканских стран после второй мировой войны. Вторая мировая война существенно повлияла на развитие экономики стран Латинской Америки. Крупные поставки продовольственно-сырьевой продукции обеспечили латиноамериканским странам накопление валютных запасов. Сокращение импорта товаров из воюющих стран привело к быстрому росту местной промышленности – “импортзамещающей индустриализации”. Были построены новые и расширены существовавшие ранее предприятия как в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, так и в “новых” отраслях (химической, металлургической, нефтеперерабатывающей). Численность рабочих и служащих на промышленных предприятиях региона выросла за годы войны почти вдвое. Одновременно окреп экономический потенциал национальных предпринимательских кругов, выросли их политические амбиции, усилилось их стремление потеснить традиционные олигархические группы.

В общественно-политической жизни, массовой психологии, политической ориентации латиноамериканских стран на завершающем этапе второй мировой войны и в первые послевоенные годы произошел поворот к демократизации. Это выразилось в подъеме массового движения (митинги, демонстрации, восстания) и свержении диктаторских режимов в Сальвадоре (апрель 1944 г.), Эквадоре (май 1944 г.) Гватемале (октябрь 1944 г.). В результате массовых манифестаций 1944-1945 гг. в Аргентине и Бразилии были амнистированы политзаключенные и восстановлены гражданские свободы. Правительство Г.Вильярроэля в Боливии, Р.Гальегоса в Венесуэле, Х. Арбенса в Гватемале и Х.Д.Перона в Аргентине проводили прогрессивные экономические мероприятия в защиту национальных природных ресурсов, шли на уступки трудящимся. Активизировалось профсоюзное движение, особенно его левый фланг в лице Конфедерации трудящихся Латинской Америки (КТЛА). В одних странах были легализованы запрещенные ранее компартии, в других – созданы новые. Коммунисты вошли в правительство на Кубе, в Эквадоре, Чили. Заметно уменьшилось влияние в обществе правых консервативных политических группировок.

Гватемальская революция 1944-1954 гг. Страны центральноамериканского субрегиона (Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама и Белиз) в своем большинстве относятся к наименее развитым странам Латинской Америки. Для них характерна агропродовольственная и в меньшей степени сырьевая специализация, ярко выраженный экспортный характер экономики, сильная зависимость от иностранных монополий и инвестиций, относительно слаборазвитый промышленный сектор, большой удельный вес сельского населения в ЭАН, патриархальные пережитки в сельском хозяйстве, высокий ценз неграмотности, низкий уровень жизни и нищета подавляющего большинства населения, нестабильность политической жизни, влиятельная роль армии (за исключением Коста-Рики, где конституция 1949 г. упраздняла вооруженные силы). Однотипный характер аграрных отношений в этих странах, основанный на преобладании крупной частной собственности на землю местных землевладельцев и иностранных компаний, обусловливал остроту аграрного вопроса и делал аграрные реформы необходимым условием модернизации экономики Центральной Америки.

Особенностью экономической ситуации в субрегионе стало преобладание американской торгово-производственной компании «Юнайтед фрут компани» (ЮФКО), которую латиноамериканцы называли «зеленым чудовищем», «банановой империей». Основанная в 1899 г. ЮФКО занималась выращиванием на территории стран Центральной Америки бананов, сахарного тростника, какао, земляного ореха и других тропических культур и их экспортом, компания владела также большим земельным фондом. Она занималась разведкой нефти и природного газа, имела сахарные и другие перерабатывающие заводы. Располагая собственными судами, ЮФКО занималась морскими перевозками, а имея собственные радиостанции контролировала связь и часть СМИ. Поощряемая диктаторскими режимами компания практически свободно вывозила прибыли, усиливая утечку валюты и обескровливая экономику центральноамериканских стран.

Политическая ситуация в Центральной Америке характеризовалась тем, что в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре и Никарагуа у власти находились антинародные диктаторские режимы военно-полицейского типа, установленные еще в 30-е годы либо насильственным путем, либо с помощью американских монополий и дипломатической службы США.

Считая террор и репрессии основным средством сохранения своей власти, диктаторы допускали полнейшее беззаконие по отношению к правам человека, массовые убийства по политическим мотивам становились по сути дела нормой. Сальвадорский диктатор Эрнандес Мартинес, например, считал, что «убийство муравья более тяжкое преступление, чем убийство человека, ведь человек после смерти перевоплощается, а муравей умирает раз и навсегда». Тысячи людей погибли в результате террора, многим пришлось покинуть родину.

Стремясь сохранить свою незаконно установленную власть, диктаторы самыми различными способами обеспечили себе столь же незаконное с точки зрения действовавших конституций неоднократное «переизбрание». Рассказывают, что гондурасский диктатор Кариас Андино так отвечал на упреки в нарушении конституции: «Господь Бог является несменяемым владыкой, а мы созданы по его образу и подобию».

Надежной опорой диктаторских режимов были армия и полицейский аппарат, пользовавшиеся многочисленными привилегиями. Расходы на них оставались самой солидной статьей государственных бюджетов.

В заключительный период второй мировой войны под влиянием успехов стран антифашистской коалиции в Центральной Америке, как и в регионе в целом, наметился поворот к демократизации. Репрессивный потенциал диктатур исчерпал себя, складывались предпосылки для свержения антинародных ре-жимов. В 1944 г. пала диктатура Эрнандеса Мартинеса в Сальвадоре. В Гватемале произошла революция.

Режим гватемальского диктатора Х.Убико (1931-1944) характеризовался всеми перечисленными выше чертами. Расходы госбюджета на армию и аппарат МВД были втрое больше, чем расходы на нужды общественного развития и в 6 раз больше, чем на сельское хозяйство. В разросшейся до огромных разме-ров армии на 75 рядовых и сержантов приходился 1 генерал. Уменьшалась заработная плата, сокращались ассигнования на социальные нужды, в том числе на образование. Зарплата сельского учителя, например, составляла 7 долл. в месяц, а крестьянина 15 центов в день. Диктатор придерживался принципа: «если у народа будет много денег, он может свергнуть меня; надо занять ум людей вопросом, где достать пропита-ние на завтра; тогда будет обеспечено политическое спокойствие». Крестьяне были обязаны бесплатно отработать на строительстве дорог три недели в году. Кроме того, 150 дней в году они должны были работать на плантациях землевладельцев. Иностранные монополии, в первую очередь, «Юнайтед фрут компани» пользовались благосклонностью диктатора. 3/4 гватемальцев были неграмотны. Подавляющее большинство населения влачило нищенское существование. Малейшее проявление недовольства каралось расстрелом.

Летом 1944 г. в Гватемале начались волнения и забастовки, массовый размах которых заставил диктатора Убико передать власть военной хунте. В октябре того же года группа молодых военных патриотов во главе с капитаном Хакобо Арбенсом при поддержке народа свергла власть этой хунты. Временное революционное правительство возглавил Хуан Хосе Аревало, вернувшийся в страну из изгнания писатель, доктор философских и педагогических наук, лидер созданной в 1944 г. буржуазной партии Народно-освободительный фронт. В декабре 1944 г. Х.Х.,Аревало был избран президентом Гватемалы, вступив в должность в марте 1945 г.

В стране провозглашались демократические свободы, разрешалась деятельность профсоюзов, провозглашалось право на социальное обеспечение трудящихся. Из госаппарата и армии увольнялись сторонники свергнутого диктатора. Новая буржуазно-демократическая конституция 1945 г. объявляла достоянием народа все природные богатства, допускала экспроприацию частной собственности в интересах государства, осуждала латифундизм, предоставляла права женщинам. Был принят кодекс о труде, вводивший 8-часовой рабочий день, минимум зарплаты и оплачиваемые отпуска, реорганизована армия, укреплен госбанк, установлены дипломатические отношения с СССР. Провозглашено обязательное и бесплатное обучение детей в возрасте от 7 до 14 лет. В развитие конституционного положения о принадлежности всех при-родных богатств народу был принят закон о защите недр, поставивший под контроль деятельность иностранных нефтяных монополий.

Умеренные демократические преобразования Аревало вызвали недовольство США. С 1946 по 1950 г. в Гватемале было предпринято 30 попыток государственного переворота. Когда в феврале 1949 г. народ отразил очередной антигосударственный мятеж, посол США Паттерсон потребовал ввода американских войск в Гватемалу. Правительство объявило Паттерсона персоной non grata и выслало его из страны. Перед отъездом Паттерсон заявил Аревало: «Господин президент, Ваше правительство не получит ни гроша, ни пары ботинок от моего правительства, пока Вы не прекратите преследование американского бизнеса».

Между тем революционный процесс в стране продолжал развиваться по восходящей линии. Быстро росла численность профсоюзов и активизировалась деятельность политических партий, в том числе левых – компартии (Гватемальской партии труда) и Партии революционного действия во главе с Хакобо Арбенсом, возглавившим осенью 1944 г. борьбу за свержение диктатуры. На очередных всеобщих выборах президентом Гватемалы был избран Х. Арбенс (1951-1954). Правительство Арбенса пошло по пути углубления демократических преобразований. Началось строительство новых предприятий, электростанций, дорог, речных и морских портов. Увеличился размер заработной платы и пенсий, расширялось строительство жилья. Но главным стал закон об аграрной реформе (1952), в соответствии с которым у гватемальских латифундистов и у «Юнайтед фрут компани» было экспроприировано (с выплатой компенсации) свыше полумиллиона гектар земли. Большую часть этой земли за совсем небольшую плату получили нуждавшиеся крестьяне, которым к тому же государство предоставляло кредиты на покупку семян и инвентаря.

Поскольку у «Юнайтед фрут» было отчуждено две трети земельной площади, то правительство США встало на ее защиту и заявило гватемальскому правительству официальный протест против аграрной реформы, обвинив Гватемалу в коммунистической угрозе континенту. На правительство Х. Арбенса было оказано внушительное давление, но президент, пользуясь поддержкой большинства населения, решительно заявил о продолжении своего независимого курса. В такой ситуации США, опасаясь распространения «гватемальского опыта» на другие страны, решили использовать интервенцию для насильственного свержения Арбенса. В июне 1954 г. на территорию Гватемалы вторглись подготовленные в Гондурасе и Никарагуа на средства США отряды интервентов. Командование гватемальской армии отказалось поддержать просьбу Арбенса о раздаче оружия населению для отпора интервентам. Х. Арбенс ушел в отставку. Власть перешла к военной хунте во главе с командующим отрядами интервентов К. Кастильо Армасом. В Гватемале установился диктаторский ре-жим.

В 40-е – первой половине 50-х гг. набирают силу национал-реформистские партии и националистические популистские движения. В основе этого процесса лежали такие факторы как: усиление экономического потенциала и политических амбиций латиноамериканской буржуазии в годы второй мировой войны; «импортзамещающая индустриализация»; рост национального патриотизма латиноамериканцев, стремившихся ограничить прочные позиции олигархических кругов и иностранных монополий в пользу большего экономического суверенитета. Эти партии и движения выступали под знаменами национального единения во имя прогресса и социальной справедливости, предлагали социально-экономические реформы в интересах большинства нации как наиболее действенное «революционное» средство, способное укрепить роль государства в экономике и улучшить положение трудящихся. Осуждая как левый, так и правый экстремизм и революционное насилие, национал-реформисты отвергали социальную борьбу, противопоставляя ей единение нации во имя реформ и социального мира в рамках конституционного правления и сохранения демократических свобод.

Идеи и лозунги национал-реформистов и национал-популистов привлекли в ряды их партий много-численных сторонников из самых различных социальных слоев – национальных предпринимательских кругов, мелкой буржуазии, интеллигенции, служащих, крестьян, рабочих, маргиналов. В руководство этих партий входили как правило популярные политические лидеры, обладавшие харизмой, владевшие блестящей ораторской техникой, выдвигавшие злободневные лозунги, использовавшие звонкие революционные фразы и лексикон, доступный настроениям широких масс. Яркие эмоциональные патриотические выступления национал-реформистских лидеров и вождей популизма эффективно влияли на массовую психологию и «работали» на авторитет и даже культ вождей. Популизм стал своеобразной формой прямого диалога «вождь–народ».

К числу наиболее известных национал-реформистских партий относились апристская Народная партия (Перу), Демократическое действие (Венесуэла), Националистическое революционное движение (Боливия), Национальное освобождение (Коста-Рика), Институционно-революционная партия (Мексика) и др. Крупнейшие националистические популистские движения 40-50-х гг. возникли в период правления Ж. Варгаса (Бразилия) и Х.Д. Перона (Аргентина).

Х.Д. Перон и перонизм в Аргентине. Став в результате военного переворота 1943 г. членом правительства и затем президентом (1946-1955) профессиональный военный, генерал Хуан Доминго Перон (1895-1974) в условиях благоприятной экономической конъюнктуры военных и первых послевоенных лет энергично проводил курс на самостоятельное развитие национальной экономики и активную социальную политику. С помощью национализации железных дорог, телефонной связи, Центробанка и ряда других предприятий был укреплен государственный сектор. Принятие 5-летнего плана стимулировало деятельность национальных предпринимательских кругов, почти вдвое сократились иностранные инвестиции. Была создана национальная система социального обеспечения, вводившая всеобщее пенсионное обеспечение (мужчин с 55 лет, женщин с 50) и оплачиваемые отпуска. Правительство повысило реальную заработную плату, ввело премии в размере месячного оклада в конце года, запретило детский труд, приступило к строительству жилья и домов отдыха для рабочих. С целью сделать рабочее движение своей массовой опорой Перон осуществил поголовную синдикализацию трудящихся: национальный профцентр Аргентины – ВКТ увеличил численность до 3 млн чел. Вместе с тем деятельность тех профсоюзов, где влиянием пользовались коммунисты, запрещалась, преследовались участники забастовок и лидеры левого движения. Внешнеполитический курс Аргентины отличался стремлением к большей самостоятельности на международной арене. Став президентом, Перон немедленно установил дипломатические отношения с СССР.

Перон заложил в основу своей политики идеи хустисиализма и особого аргентинского пути развития. «Хустисиализм» (от исп. justicia – справедливость) представлял собой концепцию о единстве всех слоев аргентинской нации под знаменем «Великой Аргентины» во имя преодоления отсталости и зависимости страны с целью построения общества социальной справедливости под руководством надклассового государства и его вождя. На базе концепции хустисиализма (12 истин) в 1947 г. возникла Перонистская партия (с 1958 г. и до сих пор называется Хустисиалистской). В ряды Перонистской партии вошли представители помещиков, крупной, средней и мелкой буржуазии, рабочих, крестьян, интеллигенции, профсоюзные, женские и молодежные организации, вдохновляемые лозунгом борьбы за «политически суверенную, экономически независимую и социально справедливую родину». Популярности перонизма способствовали личные качества его лидера: Перона отличала общительность, динамичность, целеустремленность, широкий кругозор (писал работы по военной истории), трудолюбие. С принятием конституции 1949 г. (отменена в 1956) режим Перона приобрел авторитарные черты, произошло сращивание госаппарата с перонистской верхушкой. В целом перонизм представлял собой буржуазно-националистическое течение на принципах национал-реформизма, корпоративизма и социального христианства. Перонизм оставил заметный след в истории Аргентины как популистское движение, сыгравшее позитивную роль в национальном развитии.

Наступление консервативных правых сил. Во второй половине 40-х гг. в большинстве латиноамериканских стран произошло ужесточение политического климата (реакционный поворот), в основе которого лежал, главным образом, внешний фактор – «холодная война» и межамериканское сотрудничество под контролем США.

В сентябре 1947 г. страны Латинской Америки и США подписали в Рио-де-Жанейро «Межамериканский договор о взаимопомощи» (Пакт Рио-де-Жанейро). На базе идейных и организационных принципов этого документа весной 1948 г. была создана Организация американских государств (ОАГ). Она стала первым военно-политическим блоком западных государств после второй мировой войны. Целями ОАГ стали политическое и военное сотрудничество ее участников для обеспечения мира и безопасности, совместные, вплоть до вооруженных, действия всех против нападения на одну из стран, экономическое, социальное и культурное сотрудничество. Против «коммунистической опасности» в Западном полушарии предусматривались самые энергичные меры, включая коллективную интервенцию в страну, попавшую под влияние международного коммунизма.

Крен вправо в международных отношениях в конце 40-х – первой половине 50-х годов ухудшил общественно-политический климат и в отдельных странах, там были запрещены компартии, преследовались деятели профсоюзов и левых демократических движений. Коммунисты, входившие в правительства Кубы, Эквадора и Чили, были изгнаны со своих постов. С помощью военной интервенции была задушена Гватемальская революция. Был свергнут конституционный президент Перу Х.Л. Бустаманте и установлена диктатура М. Одрия в Перу, президента Венесуэлы Р. Гальегоса сместил диктатор Перес Хименес, на Кубе установилась диктатура Р.Ф. Батисты, В Парагвае власть захватил диктатор А. Стреснер, В Аргентине военные свергли популярного президента Перона. Военные перевороты произошли в Бразилии, Боливии, Панаме, Гондурасе. Таким образом, многие латиноамериканские страны оказалось под властью диктатур.

Подъем антидиктаторской борьбы. Во второй половине 50-х годов в связи с кризисными явлениями в мировом капиталистическом хозяйстве и падением цен мирового рынка на товары латиноамериканского экспорта осложняется экономическая ситуация в регионе. С другой стороны, повышаются цены на импортируемые странами Латинской Америки оборудование, машины и т.п. Уменьшение валютной выручки от экспорта и необходимость увеличить расходы на импорт ухудшило финансовое положение латиноамериканских стран, снизило темпы их роста, усилило инфляцию, вызвало бурный рост цен, повысило уровень безработицы. Демографическая ситуация1, «взорванная» высокими темпами роста населения, увеличила аграрное перенаселение, «вытолкнув» в города большую массу маргиналов, заселивших нищенские анти-санитарные трущобы на окраинах городов, обострив жилищную, транспортную и продовольственную проблемы, пополнив ряды безработных и обездоленных.

Ощутимое снижение жизненного уровня латиноамериканцев и неблагоприятный политический климат диктаторских режимов обострили социальную напряженность, послужили предпосылками подъема революционного и демократического движения во многих странах Латинской Америки во второй половине 50-х годов. В результате этого подъема в 1956–1957 гг. были свергнуты диктатуры в Перу, Колумбии, Гондурасе, Венесуэле. В Аргентине военные передали полномочия конституционному президенту А. Фрондиси (1958). В других странах сохранились диктаторские режимы, несмотря на героические попытки их свержения (в Никарагуа в результате покушения был смертельно ранен диктатор А. Сомоса, в Гватемале солдат дворцовой охраны убил диктатора Кастильо Армаса).

 

Кубинская революция. Латинская Америка в 60-е годы. На протяжении первой половины ХХ в. социально-экономическое и политическое развитие Кубы не имело принципиальных отличий от остальных латиноамериканских стран. Нельзя переоценить и негативные последствия засилья американского капитал, которое по традиции считается ключевой причиной кубинской революции. Серьезные инвестиции в кубинскую банковскую систему и туристический бизнес, гарантированный рынок сбыта для сахара (сахарная промышленность составляла 60% ВВП Кубы) не создавали, конечно, условий для процветания острова, но обеспечивали экономическую устойчивость и достаточно высокий уровень жизни по сравнению с другими небольшими латиноамериканскими странами. Массовое недовольство кубинцев вызвал коррумпированный диктаторский режим Р.Ф.Батисты, установленный в результате государственного переворота в 1952 г.

26 июля 1953 г. повстанческая группа под командованием Фиделя Кастро Руса совершила нападение на военную казарму «Монкада» в Сантьяго. Попытка путча провалилась, но судебный процесс привел Кастро и его соратникам известность. В последующие годы Кастро удалось создать подпольную организацию «Движение 26 июля», поставившую своей целью свержение диктатуры. В 1956 г. началось вооруженное восстание. Партизанское движение поддержали крестьяне, студенты, а впоследствии и ведущие политические партии Кубы. Лидеры «Движения 26 июля» Фидель Кастро и его брат Рауль, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос стали общенациональными героями. Диктатор Батиста был вынужден сложить полномочия в новогоднюю ночь 1959 г. и бежать с острова. Власть перешла к временному коалиционному правительству. Вскоре его возглавил Ф.Кастро. Правительство восстановило демократические свободы, приступило к проведению аграрной реформы, повысило заработную плату рабочих. Вся собственность иностранных монополий была национализирована. В знак протеста против такой политики из состава правительства вышли представители либерально-демократических партий. Очень жестко на кубинские события прореагировали США. Американская администрация не только разорвала отношения с Кубой, но и приняла закон о лишении своей помощи любого государства, оказывающего военную или экономическую поддержку Кубе.

17 апреля 1961 г. военный отряд кубинских эмигрантов высадился на Плайа-Хирон. Операция была подготовлена при поддержке ЦРУ. Несмотря на поддержку американских самолетов, закамуфлированных под кубинские ВВС, десант был разгромлен за 72 часа. Конфликт Кубы и СШа после этих событий приобрел совершенно непримиримый характер. Кастро объявил себя «марксистом-ленинцем» и сделал ставку на полномасштабное сотрудничество с СССР вплоть до размещения на острове советских вооружений. В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе (кодовое название операции «Анадырь»). Размещение на острове ракетного оружия могло бы восстановить ядерный паритет, утерянный после ввода в строй атомных подводных лодок американского ВМФ. Кроме того, для действий на морских коммуникациях намечалось базирование на Кубе эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Общая численность группы советских войск на Кубе должна была составить 60 тыс.чел. Ее командующим был назначен генерал И.Плиев.

Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. с прибытием на Кубу группы советских офицеров. В середине августа началась транспортировка на Кубу ядерных боезарядов, а в сентябре – советских ракет. Вся операция осуществлялась в строгой секретности. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготовности, к 20 октября – уже 20 ракет. Аэрофотосъемка, произведенная американскими самолетами-разведчиками, неопровержимо доказывала факт размещения ракет. 22 октября Кеннеди выступил по радио и телевидению с обращением к американскому народу, в котором объявил о введении морского «карантина» Кубы. Все вооруженные силы США, включая космические, были приведены в состояние полной боевой готовности. Американский ВМФ установил блокаду Кубы.

23 октября 1962 г. Ф.Кастро объявил всеобщую мобилизацию. Начались интенсивные консультации советского и американского правительств. В послании Хрущева от 26 октября говорилось о необходимости гарантий президента и правительства США не нападать на Кубу и не поддерживать подобное нападение. США со своей стороны требовали от СССР убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять обязательство не поставлять подобное оружие в будущем. После напряженных переговоров было достигнуто компромиссное решение о выводе советских ракет и снятии американской блокады острова. Характерно, что кубинское руководство в переговорах практически не участвовало.

События Карибского кризиса показали, что Кубы фактически становится заложником соперничества двух «сверхдержав». Сохранение ее суверенитета оказалось неразрывно связано с укреплением сотрудничества с СССР. Уже в 1993 г. кубинское руководство провозгласило курс на построение социализма. Были национализированы промышленные предприятия, система розничной и оптовой торговле, сфера обслуживания. В 1963 г. была проведена радикальная аграрная реформа, в ходе которой хозяйства свыше 67 га экспроприировались и преобразовывались в «народные имения». Но попытки широкой индустриализации и создания многоотраслевого сельского хозяйства оказались неудачными. Экономика острова была приспособлена лишь к развитию животноводства и экспортному производству сахара. С 1964 г. Куба начала активно интегрироваться в систему международного разделения труда в рамках СЭВ.

С образованием Коммунистической партии Кубы в 1965 г. завершился и идеологический дрейф кубинского режима. Отказавшись от революционного романтизма и теории «перманентной революции» Кастро начал позиционировать себя в качестве последовательного сторонника марксизма-ленинизма. Одновременно создавался и особый политический имидж Кубы. «Остров Свободы» стал символом борьбы народов мира за национальное освобождение, их надеж на новую жизнь. Кубинские добровольцы сражались на стороне народных режимов в Эфиопии и Анголе. Во многих развивающих странах работали кубинские строители, врачи, учителя. Куба представлялась в качестве примера успешного решения наиболее насущных социальных проблем – обеспечения бесплатного образования, здравоохранения, защиты детства, отказа от оплаты гражданами многих услуг, в том числе от квартирной платы.

Благополучие кубинского общества пошатнулось в 1980-х гг., когда кризис социалистического содружества совпал с ухудшением конъюнктуры на мировом рынке. Снижались темпы роста производства ВВП, быстро увеличивались выплаты по внешним кредитам, вырос внутренний долг. С распадом СССР Куба фактически оказалась в экономической блокаде. Кубинское правительство было вынуждено перейти к политике «особого периода», что фактически означало борьбу за выживание. Но помимо жесткой экономии всех ресурсов делались попытки активизировать сотрудничество с иностранными фирмами, разрешило индивидуальную трудовую деятельность. Более компромиссными стали отношения с католической церковью. «Остров Свободы», уже переставший быть форпостом социализма, стал превращаться в одного из лидеров «мирового Юга», стран, выступающих против негативных последствий глобализации, за более справедливое и равное международное сотрудничество.

Победа Кубинской революции заметно повлияла на освободительное движение Латинской Америки. Во многих странах возникло движение солидарности с Кубой. Росли антиамериканские настроения, крепло стремление к экономической самостоятельности, защите национального суверенитета. Рабочее движение и борьба крестьян против иностранных монополий и национальных олигархий стали более активными и массовыми. Некоторые колонии обрели политическую независимость (Ямайка в 1962 г., Барбадос и Гайана в 1966 г.). Другие страны значительно продвинулись в деле объединения демократических сил: в 1961–1962 гг. в Уругвае был создан Левый фронт освобождения, в Бразилии – Фронт национального освобождения, в Мексике – Движение за национальное освобождение, в Гватемале – Революционный патриотический фронт. Активизировалось массовое движение с требованием возвращения Панаме зоны Панамского канала. Убийство диктатора Р. Трухильо ускорило переход к конституционному правлению в Доминиканской Республике. Президенты Бразилии Жуселино Кубичек (1956–1961), Жанио Куадрос (январь–август 1961) и Жоао Гуларт (1961–1964) проводили достаточно независимый националистический курс в интересах страны, в том числе в международной политике. Президент Аргентины Артуро Ильиа (1963–1966) восстановил демократические права и свободы и развернул мероприятия в пользу национальной экономики. Учитывая требования мексиканской буржуазии и патриотические настроения трудящихся президент А. Лопес Матеос (1958–1964) укрепил госсектор, ввел ограничения для иностранного капитала, отстаивал независимый внешнеполитический курс Мексики.

В 60-е годы в некоторых странах (Гватемала, Никарагуа, Эквадор, Колумбия, Перу) развернулось партизанское движение. Успешная повстанческая борьба кубинцев, завершившаяся победой революции, вдохновила латиноамериканских студентов и представителей интеллигенции, сторонников леворадикальных теорий, на создание «партизанских очагов» в сельских районах.

Повстанцев отличало стремление к конкретной деятельности, особенно к вооруженной борьбе, желание подтолкнуть вперед и ускорить медленный, с их точки зрения, ход событий. Гораздо меньшее внимание они уделяли разработке теории, созданию твердого теоретического фундамента своего движения. Абсолютизация действия – ключ к пониманию их практической деятельности. Стратегия действия, по их мнению, должна развиваться по следующей схеме: начать борьбу в сельской местности, завоевать поддержку крестьян и, создав сильный боевой авангард среди них, распространиться в город. Однако этим планам не суждено было сбыться. Для подавления партизанского движения использовались правительственные войска, хорошо вооруженные и экипированные новейшим американским снаряжением, в том числе «антипартизанскими» легкими танками, разведывательными самолетами, вертолетами и бомбардировщиками, которые безжалостно бомбили напалмом районы действия партизан. Численное превосходство правительственных войск делало сопротивление партизан бесполезным. Большая часть повстанцев погибла в боях, другие были схвачены в плен и расстреляны, оставшееся меньшинство подверглось суровым преследованиям. Имя одного их погибших в 1967 г. в Боливии – Эрнесто Че Гевары превратилось в героический символ и приобрело широкую популярность. Крестьяне, принимавшие участие в волнениях и присоединявшиеся к повстанцам, также были подвергнуты суровым репрессиям. Таким образом, партизанская борьба как стимул к развитию массовой вооруженной борьбы крестьян оказалась неэффективной и желаемых результатов не принесла. Основная теоретическая и тактическая ошибка повстанцев – это неправильная оценка положения и ошибочное мнение о готовности крестьян к борьбе. Серьезным промахом было искусственное, не учитывавшее национальной специфики использование тактики «партизанского очага», хорошо зарекомендовавшей себя в совершенно иных условиях. Повстанцы недооценили значения активной поддержки городского населения и необходимости координации действий с другими отрядами оппозиционных сил.

Подъем демократического движения, начавшийся во второй половине 50-х гг. продолжался и в начале 60-х гг. Чтобы сдержать этот размах борьбы (главным образом, анти-американской) и не допустить «второй Кубы» были совершены превентивные государственные перевороты и установлены диктаторские режимы У. Кастело Бранко в Бразилии (1964), Э. Перальты Асурдии в Гватемале (1963), Д.Р. Кабраля в Доминиканской Республике (1963), Х.К. Онгания в Аргентине (1966) и др. В январе 1964 г. американские войска, находившиеся в зоне Панамского канала, расстреляли массовую демонстрацию панамских студентов.

Вместе с тем наряду с террористической практикой в 60-е гг. развивалась и другая – либерально-реформистская тенденция. Кризис традиционной, зависимой экономики Латинской Америки делал поиск оптимальных путей развития чрезвычайно актуальным. Достижения научно-технической революции, быстро внедрявшиеся в развитых странах, делали отставание периферийных стран все более ощутимым. Все острее давала о себе знать проблема экономической модернизации. Региону были нужны реформы. Воплощением национал-реформизма стал «Союз ради прогресса».

«Союз ради прогресса» представляет собой программу экономического, социального и политического развития Латинской Америки с целью модернизации. Предложенная президентом США Дж. Кеннеди в русле политики «новых рубежей», эта программа получила одобрение и была подписана 19 латиноамериканскими странами в августе 1961 г. в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте.

Идейным фундаментом «Союза ради прогресса» стала выдвинутая внешнеполитическими кругами США концепция «мирной регулируемой революции» в условиях свободы. Теория и практика «Союза ради прогресса» впитала в себя и отдельные положения «доктрины ЭКЛА», разработанной экспертами ЭКЛА, среди которых наибольшую известность приобрел выдающийся экономист Рауль Пребиш (Аргентина). Критика Пребишем зависимости сырьевой «периферии» развивающихся стран от «центра», его анализ факторов, определяющих отставание Латинской Америки, изучение проблем экономической интеграции, планирования, иностранных инвестиций легли в основу десаррольизма (от исп. desarrollo – развитие) – теории о преодолении отсталости и модернизации стран Латинской Америки при помощи индустриализации, интенсивного развития сельского хозяйства и экономической интеграции. Идеи Пребиша и десаррольистов органично вошли в «доктрину ЭКЛА».

Основная цель программы «Союз ради прогресса», рассчитанной на 10 лет, заключалась в ускоренном, «догоняющем» развитые страны мира социально-экономическом развитии Латинской Америки для того, чтобы сократить разрыв между уровнем жизни латиноамериканцев и народов развитых стран. Для такого ускорения необходимо было добиться прироста ВВП на душу населения не менее 2,5 % в год, создать диверсифицированную (многоотраслевую, а не монокультурную, как раньше) экономику путем реформ, в том числе аграрной, налоговой, жилищной, образовательной, необходимо также использовать планирование, развивать региональную экономическую интеграцию, внедрить достижения НТР. На выполнение программы «Союз ради прогресса» предполагалось в течение 10 лет выделить 100 млрд долл. Из них 20 млрд долл. предоставляли США (за счет своих, и за счет западноевропейских и японских капиталов) и 80 млрд долл. сами страны Латинской Америки из собственных ресурсов в порядке «самопомощи».

Предусматриваемая «Союзом ради прогресса» модернизация должна была сказаться на изменении социальной структуры латиноамериканских стран, усилив такой ее компонент, как средние слои. Именно средние слои были признаны наиболее надежными союзниками и участниками «мирной регулируемой революции». Интересы США, по мнению советников Кеннеди, требовали переориентации с олигархических кругов на н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...