Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антикризисная политика лейбористских правительств Г. Вильсона и Дж. Калллагэна.

М.В. Пономарев

Этот раздел предназначен для подготовки к семинарскому занятию по истории современного социалистического движения. Его содержание не отражено в тестах рубежного контроля

Антикризисная политика лейбористских правительств Г. Вильсона и Дж. Калллагэна.

К парламентским выборам, назначенным на 4 марта 1974 г., правительственный лагерь готовился в состоянии спокойной уверенности в своей победе. Лидер тори Эдвард Хит (премьер-министр с 1970 г.) заявлял о стремлении сформировать «сильное правительство», независимое от «мнения толпы» и способное ответить на вызов времени. Лейбористская партия, напротив, провела энергичную избирательную кампанию. Но она испытывала явный недостаток новых идей и ярких лидеров. В правом крыле Лейбористкой партии в начале 1970-х гг. сформировалось два полюса, один из которых образовало реанимированное Фабианское общество, а второй консолидировался вокруг Р. Дженкинса. Лидер обновленного Фабианского общества Антони Крослэнд и его единомышленники выступили за возрождение традиционных ценностей партии, социалистических идеалов рабочего движения. Эта необычная для правых лейбористов позиция объяснялась опасением растворения традиционного электората партии и утраты ею своего политического лица. Рой Дженкинс объединил вокруг себя правых лейбористов, выступавших за возвращение к «общенациональной политике» бывшего лидера партии X. Гейтскелла.

Левое крыло Лейбористской партии оставалось достаточно пестрым как в идеологическом, так и организационном отношении. Его лидеры во главе с Майклом Футом были введены в состав «теневого кабинета» и избегали жесткой конфронтации с руководством партии. Большую роль в формировании «левого центра» сыграл Энтони Веджвуд Бенн. Член Палаты лордов по рождению Веджвуд отказался от пэрского титула и сменил имя на более «народное» – Тони. Его сближение с группой Фута произошло на почве поддержки стачечного движения и активных политических акций тред-юнионов. Левые оказались также едины в критике предложений группы Крослэнда, считая их слишком ограниченными и призывая к «более эгалитарной» политике доходов.

На фоне активизации правых и левых группировок Вильсону все чаще приходилось выступить в роли примирителя интересов различных фракций, принося в жертву целостность и последовательность партийной программы. Рубежным событием в этом отношении стала партийная конференция 1973 г. В ходе ее Вильсону удалось заручиться поддержкой как «новых фабианцев» из группы А. Крослэнда, так и левоцентристской фракции М. Фута и Э. Веджвуда Бенна. Основой для компромисса стало провозглашение программы активных социальных преобразований, направленных на уменьшение общественного неравенства в стране, в том числе в области налогообложения, пенсионного обеспечения и социального страхования, совершенствования государственных систем медицинского обслуживания и образования. Конференция 1973 г. продемонстрировала быстрый рост личного авторитета Джеймса Каллагэна, избранного председателем партии.

Предвыборная программа Лейбористской партии, подготовленная к февральским выборам 1974 г., носила радикальный характер. Она предусматривала проведение широкой национализации, укрепление системы государственного регулирования, сокращение военных расходов, проведение референдума об условиях участия Великобритании в «Общем рынке». Результаты выборов показали, что программные установки обеих ведущих партий Великобритании не вызывали большого доверия избирателей. Консерваторы получили 37% голосов, лейбористы – 38%. Символичным был неожиданный успех Либеральной партии, долгое время находившейся на грани распада. За либералов проголосовал почти каждый пятый избиратель. В результате лейбористы получили 301 депутатский мандат, консерваторы – 296, либералы – 13. Таким образом, ни одна из партий не завоевала абсолютного большинства в Палате общин.

Попытки Хита провести консультации с руководством либералов о формировании коалиционного кабинета не увенчались успехом. После их провала Хит представил королеве прошение об отставке. Полномочия премьер-министра были переданы Вильсону. Поскольку лейбористское «правительство меньшинства» не имело шансов противостоять консолидированному голосованию других фракций, то его лидер по традиции мог сразу же инициировать роспуск парламента и проведение новых выборов. Вильсон избрал иной путь. В течение нескольких месяцев он старательно избегал выносить на обсуждение в парламенте «непопулярные» законопроекты и не давал своим противникам шанс блокировать его политику без угрозы их собственному рейтингу.

Выполняя предвыборные обещания, лейбористское правительство отменило закон «Об отношениях в промышленности», вызывавший протесты тред-юнионов, удовлетворило требования шахтеров по повышению зарплаты, а также отказалось от диктата в вопросе предельного уровня повышения заработной платы в других отраслях. «Политика доходов» приобрела добровольный характер. Началась реализация программ по борьбе с безработицей. Благодаря государственной финансовой поддержке на многих предприятиях была восстановлена полная рабочая неделя. Последовало увеличение размера пенсионных пособий, временно были «заморожены» цены на продовольственные товары и квартплата, принят закон о поддержке многодетных семей.

Вильсон попытался сделать шаг и в решении болезненной ольстерской проблемы. В апреле 1974 г. во время визита в Северную Ирландию он выдвинул пакет предложений по подготовке ратификации Саннингдейлского соглашения. Но нейтрализовать действия экстремистских группировок не удалось. После начала в Ольстере всеобщей политической стачки, организованной протестантскими ультра, британскому правительству пришлось распустить северо-ирландскую ассамблею и вновь вернуться к режиму прямого правления. В июле 1974 г. был принят «Северо-ирландский конституционный акт», в соответствии с которым предполагалось создание в Ольстере нового местного представительного органа – конституционного Конвента. Но возможность для реализации этого проекта так и не представилась.

Несмотря на провал инициатив по решению ольстерской проблемы, Вильсону удалось обеспечить в первые месяцы правления быстрый рост популярности своего правительства. Стимулирующая налоговая и инвестиционная политика в сочетании с популярными мерами в сфере трудовых отношений и социального обеспечения создавали благоприятное впечатление у самых широких слоев английского общества. Одновременно все более очевидными становились признаки дестабилизации национального и мирового рынка. На протяжении первой половины 1974 г. экономика всех западных стран начинала втягиваться в полосу глубокого структурного кризиса. Но для рядовых англичан наступление «тяжелых времен» пока ассоциировалось скорее с наследием предыдущего консервативного кабинета. Инициировав роспуск парламента лейбористы получили уникальную возможность использовать результаты своей популистской политики и, при этом, вновь построить избирательную кампанию на основе критики прежнего консервативного курса.

Программа, подготовленная лейбористами к осенним выборам, содержала лишь одно принципиально новое положение – идею «социального контракта», предложенную Дж. Каллагэном. Она подразумевала возобновление тесного сотрудничества профсоюзов и правительства во имя «коренного и необратимого перераспределения власти и богатства в пользу рабочих». Впрочем, реальное содержание этой программы заключалось в стремлении к более полной и решительной реализации идеи «государства благосостояния». Каллагэн предполагал, что борьба с кризисными тенденциями и сохранение высокого уровня жизни должны обеспечиваться расширением государственного регулирования экономики и социальных отношений.

Результат выборов, прошедших 10 октября 1974 г., оказался достаточным для завоевания лейбористами прочного парламентского большинства. Лейбористская партия получила 319 мест в Палате общин (39,3% голосов избирателей), консерваторы – 296 (35,8%), либералы – 13 (18,3%). Заметного успеха добилась Шотландская национальная партия, впервые получившая 11 мест в нижней палате парламента.

С конца 1974 г. правительству Вильсона пришлось столкнуться с резким ухудшением экономического положения. В течение нескольких месяцев промышленное производство в Великобритании сократилось более чем на 10%. Около 30% промышленных мощностей оказались недогруженными, что привело к стремительному росту безработицы. Если в начале 1974 г. насчитывалось 700 тыс. безработных, то в 1975 г. – уже 1400 тыс. Необычно развивались инфляционные процессы. Впервые в истории рыночной экономики устойчивое сокращение производства сопровождалось ростом цен (процесс «стагфляции»). В Великобритании в 1974 г. розничные цены возросли на 19 %, а в 1975 г.– на 24%. Подобная инфляция получила название «галопирующей», и ее появление было следствием долговременного использования кейнсианских методов регулирования – стимулирования совокупного спроса посредством дефицитной бюджетной политики, создания избыточных кредитных денег. В Великобритании к этим причинам добавлялась и хроническая проблема платежного дефицита. К концу 1975 г. государственный долг достиг 56,5 млрд. ф. ст.

С лета 1975 г. правительству Вильсона пришлось использовать все силы для сдерживания роста инфляции, поддержки инвестиционной активности и сглаживания трудовых конфликтов. Программа «социального контракта» в ее первоначальном замысле была практически сорвана. Правительству удалось лишь добиться заключения с профсоюзами соглашения о пределе их требований к росту заработной платы (10 % в год). Последовали и «непопулярные меры» – повышение налогов на потребительские товары, сокращение государственных расходов на социальные и культурные программы. Но в целом, правительственная антикризисная программа оставалась в своей основе пассивной, выжидательной. В ситуации, когда от политического класса требовалась разработка принципиально новой социальной идеологии, лейбористский истеблишмент мог предложить лишь временные меры, призванные «переждать тяжелые времена». Ощущалась и психологическая усталость многих лейбористских лидеров. Так что заявление Вильсона о решении уйти с поста премьер-министра, прозвучавшее 16 марта 1976 г., не стало неожиданностью. В короткой внутрипартийной избирательной кампании, которая последовала за отставкой Вильсона, участвовало шесть кандидатов. В первом туре лучших результатов добились М. Фут (90 голосов), Дж. Каллагэн (84 голоса) и Р. Дженкинс (37 голосов). Второй тур выявил преимущество Каллагэна, но оно не имело абсолютного характера. Лишь с третьей попытки ему удалось одержать победу над Футом. 5 апреля 1976 г. Великобритания узнала имя нового премьер-министра.

Приход к власти Джеймса Каллагэн был связан не только с перипетиями внутрипартийной борьбы. Едва ли не ключевую роль сыграл «европейский» фактор, все более явно превращавший в проблему внутренней, а не только внешней политики. Вильсон с большим воодушевлением относился к европейским проектам. Он поддержал западногерманскую политику «наведения мостов» с ГДР, побывал с официальным визитом в Москве, энергично поддерживал подготовку Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе («хельсинский процесс»), а, главное, продолжил усилия Э. Хита по вступлению Великобритании в ЕЭС. Причем, при обсуждении этой проблемы в обеих лидирующих британских партиях образовались группировки «евроскептиков» и «евроромантиков». Среди лейбористов сторонников интеграционного курса возглавлял Вильсон, а вот «скептиков» – Каллагэн. Решение о присоединении Великобритании к Европейским Сообществам было принято 22 января 1972 г. Причем, под давлением «скептиков» Великобритания получила возможность введения особого механизма правовой интеграции: для принятия учредительных европейских договоров остальными членами ЕЭС применялась процедура ратификации (что не позволяло вносить какие-либо изменения в эти договоры), а последующие правовые акты, принимаемые в русле учредительных договоров, получали прямое действие и приоритетную силу на территории стран-участниц; Великобритания же сохранила процедуру имплементации – подписывая учредительный европейский договор, Великобритания должна была для «внутреннего пользования» принять аналогичный парламентский закон (но имея возможность вносить в него коррективы по сравнению с учредительным договором). Таким образом, Великобритания сохраняла верховенство национального права на своей территории. 13 июля 1972 г. британский парламент большинством всего в 8 голосов принял Акт о Европейских сообществах, повторяющий основное содержание учредительных договоров ЕОУС, ЕЭС и Евроатома. 1 января 1973 г. Великобритания стала полноправным членом Европейских Сообществ. Но у «евроскептиков» оставался важнейший аргумент против активной интеграции в европейские структуры: с 1975 г. началась важнейшая бюджетная реформа Сообществ, вследствие чего странам-участницам предстояло переводить в фонд Сообществ все налоги на сельскохозяйственный импорт из третьих стран, все таможенные сборы от импорта из третьих стран, а также часть налога на добавленную стоимость. Поскольку в число «третьих стран» попали и члены Британского Содружества, то для Великобритании эти взносы оказались огромными: они должны были возрасти со 100 млн. ф.ст. в 1973 г. до 300 млн ф.ст. в 1980 г. Так что, при вступлении в «Общий рынок» Великобритании предстояло покрыть более 8% бюджета Сообществ, к 1977 г. – уже почти 19%, а к 1980 г. – более 24%. В условиях экономического кризиса это казалось почти катастрофой. «Евроскептики» требовали проведения в стране референдума, который и состоялся 5 июня 1975 г. Но из 40,5 млн. англичан, имевших право голоса, в нем приняло участие лишь 25,7 млн. человек. Две трети участников референдума (17,4 млн. человек) проголосовали за пребывание страны в системе Европейских Сообществ. Тем не менее, после прихода на пост премьер-министра Дж. Каллагэна, британская дипломатия возобновила попытки добиться уступок в вопросе о взносах в бюджет Сообществ. По сути с этого времени начинает складываться «особая позиция» Великобритании в ЕЭС.

Оказавшись в роли премьер-министра, Джеймс Каллагэн, провозгласил последовательный переход к политике бюджетной экономии, приоритетное значение антиинфляционных мер, полный отказ от планов национализации. Идея «социального контракта» не была полностью отвергнута, но отныне рассматривалась в контексте антикризисной политики. Основным оппонентом правительственного курса выступило рабочее движение. Во второй половине 70-х гг. Великобритания была охвачена акциями протеста. Из-за забастовок периодически прекращали работать больницы, транспорт, почтовая и пожарная службы. Консолидировано выступали за улучшение условий труда профсоюзы металлургов, шахтеров, автомобилестроителей, водителей, железнодорожников.

От борьбы за повышение заработной платы организованное рабочее движение начало переходить к требованиям расширения государственной поддержки промышленных предприятий, обеспечения полной занятости, изменения системы налогообложения, установления жесткого контроля над импортом. Правительству с трудом удавалось сдерживать политизацию профсоюзного движения и предупреждать наиболее радикальные выступления. Каллагэну пришлось даже вывести из состава кабинета нескольких представителей левого крыла партии. Но все эти меры оборачивались, в конечном счете, сокращением электоральной базы лейбористов. Свидетельством стремительного падения популярности правящей партии стали результаты муниципальных выборов в мае 1977 г. С огромным перевесом победу на них одержала Консервативная партия.

Угрозу гражданскому миру представляли не только выступления радикального крыла тред-юнионов, но и действия националистических и террористических организаций. С середины 70-х гг. участились волнения в Шотландии и Уэльсе, проходившие под сепаратистскими лозунгами. В качестве превентивной меры правительственными экспертами был подготовлен проект расширения административной автономии Уэльса и Шотландии с передачей местным органам власти значительных полномочий в области образования, медицинского обслуживания, строительства дорог и жилищного строительства, экологии. В ноябре 1975 г. была обнародована правительственная «Белая книга» с изложение данного проекта. Но в 1976 г. правительство Каллагэна внесло в парламент значительно обновленный законопроект. Он предполагал учреждение местных законодательных собраний в Шотландии и Уэльсе. Это в корне меняло суть предполагаемой реформы.

Следует отметить, что Соединенное Королевство имеет форму сложного унитарного государства, т.е. включает как простые административно-территориальные единицы, так и автономии. Британская правовая доктрина предусматривает существование национально-территориальных автономий, образуемых в регионах компактного проживания национальных меньшинств. Но сам термин «автономия» и связанная с ним классификация территориальных образований в английской юридической науке почти не используется. Английские юристы предпочитают понятие «деволюция», характеризующее передачу центральным правительством полномочий отдельным частям королевства (субнациональным единицам) при полном сохранении суверенитета центра. Выделяется законодательная (предоставление региональным органам права издавать законы) и административная деволюция (передача полномочий осуществлять законы и политику, устанавливаемую центром, конкретизируя ее применительно к специфике данного региона). По аналогии с континентальной системой это можно назвать политической и административной автономией. Деволюция осуществляется в отношении трех из четырех основных регионов, составляющих Соединенное королевство – Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Первые два из них исторически вошли в состав британской государственности на основе административной деволюции.

Создание в Шотландии и Уэльсе местных органов представительной власти означало окончательный переход к системе законодательной деволюции в рамках всего Соединенного королевства. Реформа, во многом вызванная к жизни политической конъюнктурой, оказалась принципиально важной с точки зрения доктринальных основ британской государственности. Не отвергая саму идею расширения полномочий региональных органов власти в Шотландии и Уэльсе, многие политики из Консервативной, так и Лейбористкой партий сомневались в целесообразности столь радикальных изменений. Обсуждение законопроекта в Палате общин растянулось на полтора года. Лишь с помощью голосов депутатов от национальных партий правительству удалось получить одобрение биллей о «деволюции» в 1978 г. Но их проведение в жизнь было поставлено в зависимость от итогов референдумов в Шотландии и Уэльсе. Для их успешного итога требовалось получение голосов 40 % зарегистрированных избирателей. Состоявшиеся в начале 1979 г. референдумы принесли правительству Каллагэна серьезное поражение. В поддержку «деволюции» высказалось лишь треть участвовавших в референдуме жителей Уэльса и около 40 % шотландцев.

Обострилась обстановка и в Северной Ирландии. Британский военный контингент скомпрометировал себя односторонней поддержкой протестантского большинства. Протестантские ультра устраивали марши в католических кварталах, которые зачастую превращались в кровавые погромы. Католические экстремистские организации, в свою очередь, продолжали нападения на британских полицейских, активистов протестантских общин. В 1975 г. из состава ИРА вышла наиболее радикальная группировка, образовавшая Ирландскую национально-освободительную армию. Задачей ИНОА стало уже не воссоединение с Ирландской республикой, а завоевание независимости Ольстера и превращения его в «марксистско-ленинскую рабоче-крестьянскую республику». В 1978-1979 гг. ирландские экстремисты перешли к тактике индивидуального террора против британских политических деятелей. В ответ власти лишь ужесточили репрессии. Многочисленные случаи нарушения прав человека в Ольстере даже вынудили Европейский суд принять в январе 1978 г. решение, возлагающее на английскую полицию ответственность за «бесчеловечное и унизительное обращение с заключенными».

Несмотря на обострение внутриполитической ситуации динамика экономического развития Великобритании постепенно улучшалась. Перелом наступил к весне 1977 г. К этому времени пик кризиса был пройден и началось медленное повышение уровня производства. Инфляция снизилась до 16%. Пытаясь закрепить благоприятные тенденции, правительство попыталось перейти к стимулированию предпринимательской активности. Были установлены налоговые льготы для частного бизнеса, увеличены ассигнования на обновление основного капитала. Но при этом сохранялись жесткие ограничения роста заработной платы и режим бюджетной экономии в отношении социальных программ. Более того, для предотвращения нового витка инфляции правительство рекомендовало банкам увеличить процентную ставку и сократить объемы кредитования. Подобная двойственная позиция вызывала недовольство как предпринимательских кругов, так и тред-юнионов. Партия быстро теряла поддержку даже своего «устойчивого» электората.

Летом 1977 г. положение правительства Каллагэна стало критическим. В результате поражения на дополнительных парламентских выборах лейбористы потеряли 8 депутатских мест и лишились абсолютного большинства в Палате общин. Каллагэну удалось преодолеть правительственный кризис, заключив с новым лидером Либеральной партии Дэвидом Стилом соглашение о совместных действиях парламентских фракций. Пакт с либералами позволил правительству продолжить стабилизационную политику. Ее результатами стало беспрецедентное уменьшение темпов роста цен. Инфляция в 1978 г. снизилась уже до 8%. Снизился и накал забастовочного движения. Отказ от проектов широкомасштабной национализации и перераспределения доходов укрепил влияние лейбористов в предпринимательской среде. В июне 1978 г. по уровню поддержки среди избирателей правящая партия вновь сумела догнать консерваторов (примерно по 45%).

Осенью 1978 г. политическая ситуация вновь обострилась. Состоявшийся в сентябре съезд Британского конгресса тред-юнионов принял резолюцию, в которой заявлял о своей оппозиции правительству. В последующие месяцы началась волна предельно агрессивных акций протеста. Количество потерянных рабочих дней достигло небывалого в послевоенный период уровня – 29,5 млн. (для сравнения: 6 млн. в 1975 г., 3,5 млн. в 1976 г., 10,1 млн. в 1977 г., 9,4 в 1978 г.). Массовые забастовки и многочисленные пикеты дестабилизировали ситуацию в стране. В результате стачек мусорщиков улицы и площади многих городов стали превращаться в залежи отходов. Участились перебои даже в работе похоронных служб и скорой медицинской помощи. К концу 1978 г. нервозная обстановка накалилась до предела.

В октябре 1978 г. Д. Стил объявил об отказе либералов сохранять пакт о единстве действий. Уже спустя два месяца основные направления правительственного курса были осуждены большинством Палаты общин. Правительству удалось избежать отставки лишь благодаря поддержке фракций национальных партий, прежде всего Шотландской национальной партии. Но после провала референдумов в Шотландии и Уэльсе отставка правительства стала неизбежной. Каллагэн был вынужден инициировать роспуск парламента и проведение внеочередных выборов. Они состоялись 3 мая 1979 г. За консерваторов проголосовало 43,9 % избирателей, что принесло 339 депутатских мандатов и абсолютное большинство в палате. Лейбористкою партию поддержало всего 36,9 % избирателей (268 мест в Палате общин). У либералов осталось 11 мест. Уменьшились и фракции национальных партий.

 

Основное содержание последующих разделов отражено в тестах рубежного контроля

 

М. Тэтчер и британская «неоконсервативная революция». Поражение консерваторов на выборах 1974 г. стало сигналом для активизации внутрипартийной оппозиции. Ее идейным лидером являлся Кит Джозеф, не раз выступавший вместе с Маргарет Тэтчер против политики Хита еще будучи в составе правительства. Организационным штабом группы Джозефа стал созданный летом 1974 г. Центр политических исследований, директором которого являлся Альфред Шерман. Пользуясь поддержкой правового крыла партии, Джозеф пытался противопоставить свои взгляды не только Хиту, но и макмиллановскому поколению тори. Вместе с Тэтчер и Шерманом он возглавил группировку, которая попыталась сформулировать уже третий вариант концепции «нового консерватизма» и оказалась в своих поисках созвучна общей неоконсервативной волне, изменившей духовный облик западного общества в 70-80-х гг.

Джозеф и другие сторонники радикального обновления «нового консерватизма» усматривали корень проблем британского общества в настойчивых попытках всех послевоенных правительств «делать все больше и больше для все большего и большего числа людей, перестроить экономику и даже общество в соответствии с неким образцом». Они провозгласили необходимость коренной ломки всей послевоенной модели «социального государства». Хит был вынужден уже в ходе осенней избирательной кампании 1974 г. во многом солидаризироваться с этими взглядами. Утрачивая инициативу, Хит решился и на проведение перевыборов лидера партии.

По фатальному стечению обстоятельств К. Джозеф сразу же выбыл из избирательной гонки. В речи, произнесенной 19 октября в парламенте, он опрометчиво пустился в рассуждения о путях «интеллектуального и морального оздоровления» общества. Одной из важнейших причин современного кризиса он назвал «ухудшение человеческих запасов», связанное с неоправданно высоким уровнем рождаемости среди низших классов. В последующие дни на Джозефа обрушился шквал обвинений в мальтузианстве. Его шансы на успешное участие в выборах становились минимальными. В этой ситуации Джозеф поспешил заявить о своем нежелании участвовать в борьбе за пост лидера партии и предложил вступить в нее М. Тэтчер.

После «политического самоубийства» Джозефа основными претендентами на пост лидера партии считались Хит и председатель «Комитета 1922 г.» Э. Дю Канн, опирающийся на поддержку «заднескамеечников». Но за две недели до выборов Дю Канн также снял свою кандидатуру. Неожиданно основным оппонентом Хита оказалась Тэтчер. Помимо Кита Джозефа ее поддержал авторитетный партийный функционер Эйри Нив, организатор избирательной кампании Дю Канна. Сама Тэтчер в эти месяцы решительно обновила свой политический имидж. Ее речи, полные резких нападок на оппонентов, сарказма и даже настоящей злости, разительно отличались от взвешенных и академичных выступлений Хита.

В ходе первого тура выборов 4 февраля 1975 г. Тэтчер поддержало 130 парламентариев, Хита – 119. В соответствии с новыми правилами выборов, поскольку победитель не получил на 15 % больше голосов, чем его ближайший соперник, объявлялся второй тур с правом участия в нем новых кандидатов. Хит снял свою кандидатуру, а его окружение сделало ставку на председателя партии Уильяма Уайтлоу. Но одновременно о решении принять участие в выборах объявили и другие политики из команды бывшего лидера – Джеймс Прайор, Джеффри Хау и Джон Престон. В таких условиях Тэтчер уже имела явное преимущество. В ходе второго тура она получила 146 голосов, Уайтлоу – 79, Прайор и Хау – по 19, Престон – 11.

Тэтчер стала лидером партии, переживающей острый кризис. Парламентская фракция и все руководство партии было ослаблено ожесточенным соперничеством группировок. Доверие избирателей падало. Численность партии, по сравнению с началом 50-х гг., уменьшилась вдвое, движения «молодых консерваторов» – втрое. Все это заставило Тэтчер добиваться не «чистки», а консолидации партийной элиты. Ключевые посты в ее «теневом кабинете» заняли не только Джозеф и Нив, но и недавние соперники – Прайор и Хау. Уайтлоу стал даже вице-лидером партии. В составе окружения Тэтчер появились и представители «старой гвардии» – лорд Торникрофт, Р. Модлинг, А. Мод. Одновременно Тэтчер приложила немало усилий для укрепления своего влияния среди «заднескамеечников». Она сохранила неформальный стиль общения с рядовыми депутатами, вопреки многолетней традиции посещала во время ланча непрестижные парламентские кафе, обсуждая насущные проблемы прямо в очередях или за столиками, проводила огромное количество встреч с представителями региональных и молодежных организаций.

Тэтчер осознанно меняла стиль партийного руководства. Она была уверенна, что без поддержки сотен партийных активистов, без радикального преобразования «массовой партии» невозможно рассчитывать на проведение радикальной программы общественных преобразований. Партии требовался не представитель политического истеблишмента, подобный Хиту, а лидер нового типа, жесткий боец и решительный политик. Тэтчер органично приняла роль «генерала», ведущего свое «войско» в «бой» во имя «спасения нации». Однако завоевав репутацию «железной леди», Тэтчер старалась сохранить имидж «своего человека» для рядовых членов партии, вышедшего из их среды, близкого по стандартам мышления, ценностным ориентациям, жизненному опыту. Такой политический стиль стал важнейшей отличительной чертой британского неоконсерватизма.

В 1976-1978 гг. был разработан комплекс программных документов Консервативной партии, отражавших ее идеологическое обновление. Ключевыми ориентирами стали идеи антиэтатистского и антибюрократического переворота, обеспечения динамики экономического роста на основе частной инициативы, развития конкуренции, снижения налогового бремени. Характерной особенностью неоконсервативной программы были идеи возрождения «единой нации», обеспечения общественного согласия. Будучи тесно связанным с концепцией «демократии собственников», разрабатывавшейся еще командой Хита, тэтчеровский неоконсерватизм опирался на современную экономическую теорию. Ее основу составили разработки американских экономистов из Чикагской школы монетаризма М. Фридмана и сторонников теории предложения А. Лаффера и Р. Ригана. В самой Великобритании монетаристская теория развивалась еще с 60-х гг. экономистами Манчестерского университета М. Паркином и Д. Лэйдлером, а также А. Уолтерсом из Бирмингемского университета. В 70-х гг. к ним присоединились группа П. Минфорда из Ливерпульского университета и Б. Гриффитс из Лондонской школы экономики. Уолтерс был тогда же назначен экономическим советником М. Тэтчер.

Экономисты неоконсервативного направления доказывали, что макроэкономическое регулирование со стороны государства не способно обеспечить устойчивый экономический рост. Основой экономического благоденствия может быть лишь спонтанный, стихийный порядок, основанный на системе естественной конкуренции, рыночной предпринимательской и производственной культуре. Задачей государства должно стать обеспечение стабильных условий такого экономического порядка, прежде всего – борьба против инфляции. Государству необходимо отказаться от разрушительной практики дефицитного бюджетного финансирования, опережающего роста доходов, активной дотационной политики. Сохранение высокого темпа экономического роста, с точки зрения неоконсерваторов, может быть достигнуто не развитием факторов совокупного спроса, а обеспечением эффективного предложения – мобильностью капитала и рабочей силы, дифференциацией их вознаграждения. Важное значение придавалось конкуренции на рынке труда в условиях «естественной безработицы», перераспределению собственности в пользу частного сектора, формированию сбалансированной структуры бизнеса, в том числе развитию малого предпринимательства, отказу от социального патернализма при всемерном поощрении предпринимательской активности,

Важнейшей заслугой Тэтчер и ее единомышленников стало превращение экономической теории монетаризма в целостную социально-политическую концепцию мировоззренческого уровня. Помимо расчета эффективности предлагаемой экономической модели новое поколение британских консерваторов исходило из необходимости возрождения социальной активности и ответственности личности, приоритета интересов конкретного человека, который борется за улучшение своей жизни, а не надеется на помощь государства. Фраза Тэтчер: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», стала символом этой социальной идеологии. Особенностью британской неоконсервативной политической мысли была также большая роль моральной аргументации, апелляция к «естественному» консерватизму англичан, традиционным викторианским духовным ценностям британского общества – уважению к семье и религии, закону и порядку, трудолюбию и бережливости. Лозунг «закона и порядка» превратился в центральный для политической программы Тэтчер. Вступая в борьбу против самоуспокоенности и инерционности общества, она призывала не к спонтанности и хаосу, а к формированию динамичного, но стабильного социального пространства. В сочетании с неизменной эмоциональностью, экспрессивностью, политического стиля «железной леди», мессианским пафосом ее выступлений, жесткостью и неукоснительной последовательностью в реализации поставленных целей, все эти постулаты составили основу неконсервативной политической философии британского образца.

Победа на местных выборах в мае 1977 г. стала переломным моментом в возрождении Консервативной партии. Правящий лагерь, напротив, стремительно терял доверие избирателей. Стачечная волна «горячей зимы» 1979 г. убедила многих англичан в правильности аргументов Тэтчер. Огромным потрясением для сторонников Консервативной партии стало убийство в марте 1979 г. ирландскими экстремистами Эйри Нива. 28 марта консерваторы внесли в Палату общин резолюцию с вотумом недоверия правительству, которая была принята большинством в один голос. Правительство было вынуждено инициировать роспуск парламента. В ходе выборов 3 мая 1979 г. консерваторы получили поддержку 43,9 % избирателей, что принесло 339 мандатов из 635.

При состава правительства Тэтчер на этот раз сделала ставку на своих единомышленников, сторонников жесткой монетарной политики. Ключевые министерства финансов и промышленности возглавили Джефри Хау и Кит Джозеф. Тэтчер радикально изменила характер работы правительства, сведя к минимуму коллегиальность и исключая любую фракционность. В правительстве утвердилась агрессивная манера ведения дискуссий, характерная ранее для парламентских выступлений Тэтчер. Все чаще решения принимались узкой группой политиков во главе с премьер-министром, минуя комиссии и кабинет. Уже в 1981 г. «железная леди» произвела крупную «чистку» правительства, удалив из его состава всех недостаточно лояльных политиков.

Правительству Тэтчер пришлось столкнуться с чрезвычайно сложными проблемами в сфере экономической и социальной политики. Благоприятная динамика экономических процессов, характерная для середины 1979 г. очень быстро сменилась нарастающим спадом. Негативные последствия имел второй «нефтяной шок» – после свержения в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. Уже в 1980 г. страны Запада оказались втянуты в новый кризис перепроизводства. В Великобритании общее падение промышленного производства составило 12 %, в обрабатывающей промышленности – 16 %, а в отраслях легкой промышленности – до 27 %. Кризис сопровождался новым витком инфляции и стремительным ростом безработицы. Число безработных увеличилось в 1980-1981 гг. с 1,5 до 3,3 млн. человек. Однако несмотря на такие неблагоприятные условия правительство Тэтчер не отступило от первоначальных планов структурного реформирования экономики.

Следуя логике монетарной концепции, правительство в первую очередь попыталось добиться снижения темпов инфляции. Эта задача потребовала отказа от практики дотаций промышленным предприятиям, ужесточения контроля над эмиссией, возр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...