Расчет прочности заклепочных швов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Билет №20 1. Клёпка (определение, виды заклёпочных швов, контроль клёпки) 2. Приспособления для закрепления заготовок на фрезерных, сверлильных станках Заклёпочные соединения Заклепочные соединения состоят из двух или нескольких листов или деталей, соединяемых (склепываемых) в неразъемную конструкцию с помощью заклепок. Заклепкой называют круглый стержень, имеющий сформированную закладную головку 1 на одном конце и формируемую в процессе клепки замыкающую головку 2 на другом его конце. При этом детали сильно сжимаются, образуя прочное, неподвижное неразъёмное соединение. Форма и размеры заклепок регламентированы стандартом. Заклепочным швом называют соединение, осуществляемое группой заклепок. Отверстия под заклепки в деталях продавливают или сверлят. При продавливании образуются мелкие трещины по периферии отверстий. Трещины могут быть причиной разрушения заклепочного шва во время работы. Продавленные отверстия применяют в малоответственных конструкциях. Сверление – процесс малопроизводительный и дорогой. Сверленые отверстия применяют в конструкциях, где требуется высокая надежность. При больших диаметрах отверстий практикуют продавливание с последующим рассверливанием. Каждая заклепка имеет свою зону действия D, на которую распространяется деформация сжатия в стыке деталей. Если зоны действия соседних заклепок пересекаются, то соединение будет плотным. Вследствие пластических деформаций в процессе клепки стержни заклепок заполняют отверстия и заклепки стягивают соединяемые детали. В результате относительному сдвигу склепанных деталей оказывают сопротивление как стержни заклепок, так и силы трения, возникающие на поверхности стыка.
Для обеспечения плотности шва иногда выполняют чеканку (пластическое деформирование листов, например, пневматическими молотками) вокруг заклепок и по кромкам листов. Заклепки поставляются как готовые изделия. Заклепочное соединение получают следующим способом. В отверстия соединяемых деталей вставляют заклепки. Под закладную головку 1 устанавливают инструмент-поддержку. Специальной клепальной машиной или вручную (ударами молотка, кувалды) выступающий конец заклепки ( Диаметры отверстий под заклепки dОТВ выбирают по стандарту в зависимости от диаметра заклепки. Для холодной клепки можно рекомендовать dOTB = d3 + 0,05 d3, для горячей клепки dOTB = d3 + 0,l d3, где d3 — диаметр устанавливаемой заклепки. Достоинства и недостатки заклепочных соединений по сравнению с другими видами неразъемных соединений. Достоинства: - высокая надежность соединения; - удобство контроля качества клепки; - повышенная сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам; - возможность соединения деталей из трудносвариваемых металлов, например из алюминия; - не дают температурных деформаций; - детали при разборке не разрушаются. Недостатки: - высокая стоимость, так как процесс получения заклепочного шва состоит из большого числа операций (разметка, продавливание или сверление отверстий, нагрев заклепок, их закладка, клепка) и требует применения дорогостоящего оборудования (станки, прессы, клепальные машины).
- повышенный расход материала для этого соединения (из-за ослабления соединяемых деталей отверстиями под заклепки требуется увеличение их толщины, применение накладок и т. п.); - детали ослаблены отверстиями; - высокий шум и ударные нагрузки при изготовлении; - невозможность соединения деталей сложной конфигурации. Область применения. В настоящее время в связи с бурным развитием сварки заклепочные соединения имеют ограниченное применение (в конструкциях, для которых методы сварки и склеивания еще недостаточно разработаны или мало эффективны, а также в соединениях, работающих при больших вибрационных или ударных нагрузках при высоких требованиях к надежности соединения). Также в соединениях окончательно обработанных деталей, в которых применение сварки недопустимо из-за их коробления при нагреве. Большой объем клепально-сборочных работ производится при изготовлении летательных аппаратов. Некоторые самолеты имеют более миллиона заклепок. Заклепочные соединения находят применение в подъемно-транспортных машинах, в строительстве железнодорожных мостов, котлостроении и т. п. Классификация. Заклепочные швы классифицируют: - по назначению — прочные швы (мостовые и крановые фермы, самолеты и т. д.), обеспечивающие прочность соединения, прочноплотные (в котлах и резервуарах с высоким давлением), плотные (в резервуарах с небольшим внутренним давлением), обеспечивающие прочность и герметичность; - по взаимному расположению склепываемых деталей - швы встык с одной или двумя накладками и швы внахлестку - по числу рядов (для швов встык число рядов учитывается по одну сторону стыка) — однорядные и многорядные - по расположению заклепок в рядах — параллельные и шахматные (рис. 23) швы; - по условиям работы (по числу плоскостей среза) — односрезные швы — с одной плоскостью среза в каждой заклепке и многосрезные — с несколькими плоскостями среза каждой заклепки (двухсрезные —). Основные типы заклепок. Выбор формы закладной головки зависит от назначения заклепочного шва. В швах, требующих большой прочности и плотности, применяют заклепки с полукруглой головкой. Заклепки с потайной или полупотайной головкой используют в том случае, когда выступающие закладные головки заклепок мешают перемещению каких-либо деталей или в случае больших гидродинамических и аэродинамических сопротивлений (в судостроении и самолетостроении). Заклепки с бочкообразной головкой применяют там, где они омываются горячими газами, в топках парового котла и т. п.; в процессе эксплуатации головки обгорают и приобретают полукруглую форму, сохраняя необходимую прочность.
Заклепки с широкой головкой применяют для соединения тонколистовых (до 1,5 мм) материалов, трубчатые заклепки — в слабонагруженных металлических соединениях, а также в соединениях неметаллических материалов (фибра и др.). Расчет прочности заклепочных швов Введем обозначения: d3 — диаметр заклепки; При расчете на прочность силы трения на стыке деталей не учитывают (принимают, что нагрузка передается только заклепками); считают, что нагрузка между заклепками распределяется равномерно, а диаметр заклепки равен диаметру отверстия (d3 = d0TB). Параметр d3 определяется из расчета на прочность. Причинами разрушения заклепочного соединения могут быть следующие: срез заклепок вплоскости соединения деталей; смятие заклепок и листов; разрыв листов в сечении, ослабленном отверстиями; срез кромки листа (в сечении ab и cd) у отверстия под заклепку. Расчет заклепочного шва заключается в определении d3, t и е. Расчет ведется по эмпирическим соотношениям, полученным из условия равнопрочности заклепок и соединяемых листов, с последующей проверкой листов на прочность и уточнением коэффициента прочности шва. Расчет параметров заклепки. Диаметр заклепки определяют из условия прочности на срез (
где Fr — поперечная сила, действующая на заклепки, Н; i — число плоскостей среза одной заклепки; для заклепки, показанной на рис. 25 i = 1; z — число заклепок (задается конструкцией шва);
Полученный по формуле (11) размер d3 округляют до ближайшего большего стандартного значения (табл. 2). Расчет на срез обеспечивает прочность – заклепок, но не гарантирует надежность соединения в целом. Если толщина соединяемых элементов (листов) недостаточна, то давления, возникающие между стенками их отверстий изаклепками, получаются недопустимо большими. В результате стенки отверстий обминаются и соединение становится ненадежным. Давления, возникающие между поверхностями отверстий и соединительных деталей, принято условно называть напряжениями смятия и обозначать Заклепочное соединение проверяют на смятие по формуле
где и В формуле (13) принимают для менее прочного из контактирующих материалов (заклепок или соединяемых листов). Вывод формулы диаметра заклепки. Условие прочности на срез одной заклепки для рассматриваемой расчетной схемы (см. рис. 25):
Здесь А — площадь опасного сечения заклепки, мм2. Отсюда
получим (см. 11)
Расчет параметров заклепочного шва и проверка прочности соединяемых деталей (листов). 1. Геометрические параметры заклепочного шва (см. рис. 25) определяют по эмпирическим формулам. Шаг заклепочного шва в зависимости от числа рядов
для однорядного шва внахлестку t= 3 d3 (для двухрядного (t =4 d3)); для однорядного шва с двумя накладками t= 3,5d3 (для двухрядного (t= 6 d3). Расстояние от центра заклепки до края детали (листа): для отверстий, полученных сверлением, e= 1,65 d3; для продавленных отверстий е = 2 d3. (15) Толщина накладок (см. рис. 23)
Толщина склепываемых деталей (листов) (см. рис. 23)
Расстояние между рядами заклепок (см. рис. 22)
2. Прочность соединяемых деталей (листов) проверяют: на растяжение в сечении I-I (см. рис. 25, г) по формуле
где Коэффициент прочности шва Отверстия под заклепки снижают прочность соединяемых деталей на растяжение. Число, показывающее, во сколько раз прочность на растяжение детали с отверстиями под заклепки меньше прочности на растяжение той же детали без отверстий, называют коэффициентом прочности шва и обозначают буквой
всегда меньше единицы. Чем больше значение, тем лучше использован материал склепываемых деталей. Значения коэффициента зависят от конструкции шва.
Для однорядного шва внахлестку = 0,65; Для двухрядного шва внахлестку = 0,75; Для однорядного шва с двумя накладками = 0,71; Для двухрядного с двумя накладками = 0,84. Для повышения значения уменьшают dз и увеличивают t,т.е. применяют многорядные двухсрезные швы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|