Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности использования хороводных игр в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




При подборе средств физического воспитания педагоги, работающие с детьми сталкиваются с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения психической деятельности, в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой сменой настроения в виду наличия резидуально — органического поражения головного мозга.

Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности, плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

В силу определенных психо-физиологических особенностей детей с нарушениями речи, повышенной эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости организма ребенка большая часть времени (по сравнению с работой в обычных группах) отводится на вводную и заключительную части совместной деятельности. Детям логопатам требуется больше времени для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активностью, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и объяснения заданий (замедленность мыслительных процессов и несформированность понятий).

В этой связи совместная образовательная деятельность по физической культуре должна способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Этиология речевых расстройств так многообразна и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

Хороводная игра довольно популярная игра в современном мире. Ее используют в различных детских образовательных учреждениях. В характеристику хороводной игры с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи входят: особое отношение ребенка к окружающему миру, особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается именно как его субъективная деятельность, социально-заданный, навязанный ему и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), особое содержание усвоения (или усвоение содержания), деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка, социально-педагогическая форма организации детской жизни.

Хороводная игра у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи несет в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, физическое развитие личности, импровизационно-творческое и организационно-деятельную.

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече-двигательный. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.

Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков.

Совместная образовательная деятельность физическая культура осуществляется в тесном контакте с учителем - логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить хороводную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проделывает движение, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения, соответствующие тексту.

Пример1

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Текст песенки:
Дети встали в кружок
Увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать
выйди, Саша в кружок,
И возьми скорей флажок

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

Пример 2

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Текст песенки:
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь.

Описание: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь».Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

Дети с общим недоразвитием речи сначала осваивают основные движения, необходимые для проведения хоровых игр. Одним из важных условий успешности обучения в ходе хоровых игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей дошкольного возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Учитывая эхо, в хоровых играх можно прибегать к сравнениям типа: «Побежим тихо-тихо, как мыши, чтобы кот не проснулся».

В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Если дети – воробушки – с хорошо развитой речью могут бегать по площадке молча, то у детей с общим недоразвитием речи следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль.

При выборе подвижной состава хороводной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем – «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражает его движениям, звукам.

Вывод:

Хороводная игра у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи несет в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, физическое развитие личности, импровизационно-творческое и организационно-деятельную.

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече-двигательный.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

 


Заключение

 

Художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

 

 

Список использованной литературы

1. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002..С11

2. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.С53

3. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С57

4. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.С35

5. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. - М., 1985. - Т. I. С16

6. Лук А.Н. Психология творчества. / Лук А.Н. – М.: Наука, 1978. С125

7. Матюшкин А. М. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1980.С33

8. Художественное творчество и ребенок. Монография./ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972. 127 с.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991, 273 с.

10. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Г.М. Педагогика: учебник М.: 1994. С257


[1] Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002..С11

[2] Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.С53

[3] Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С57

[4] Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.С35

[5] Художественное творчество и ребенок. Монография./ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972. С8

[6] Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. - М., 1985. - Т. I. С16

[7] Лук А.Н. Психология творчества. / Лук А.Н. – М.: Наука, 1978. С125

[8] Матюшкин А. М. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1980.С33

[9] Художественное творчество и ребенок. Монография./ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972. С10

[10] Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974. С49

[11] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991, С3

[12] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991, С32

[13] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991, С64

[14] Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Г.М. Педагогика: учебник М.: 1994. С257

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...