Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Методология эмпирического уровня научного познания (6 ч. семинар.)

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Тема 1. Наука как деятельность и система знания. Проблема истины и проблема научного метода (2 ч. семинар.)

1. Многообразие форм познания.

2. Наука как форма мышления и познавательная деятельность.

3. Многообразие видов знания. Проблема демаркации.

4. Признаки научного знания.

5. Основные концепции истины.

6. Понятие методологии и научного метода. Методологизм и антиметодологизм.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Каковы основные характеристики научного знания?
  2. Когда и почему была поставлена проблема демаркации знания? Кем она была сформулирована?
  3. Поясните сущность классической концепции истины.
  4. Поясните сущность конвенциональной концепции истины.
  5. Поясните сущность прагматической концепции истины.
  6. В чем состоит проблема научного метода? Когда и в связи с чем она возникла?
  7. В чем сущность концепции антиметодологизма, назовите ее сторонников.

Тема 2. Методологические установки и регулятивы научного познания (2 ч. семинар)

1.Философские основания науки.

2. Общелогические операции в познании.

3. Общенаучные методологические установки.

4. Идеалы и нормы научного познания.

5. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте философские положения, на которых основывается научная деятельность.

2. Поясните сущность логических операций определения, классификации, умозаключения, доказательства и опровержения.

3. Охарактеризуйте действия, предписываемые общенаучными методологическими установками.

4. Приведите принятую в отечественной традиции классификацию идеалов и норм научного познания.

5. Охарактеризуйте динамику методологии науки.

6. Как современная методология науки характеризует соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания?

Тема 3. Основные структуры научного знания: понятие, научный закон. (2 ч. семинар.)

1. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия.

2. Формирование научных понятий.

3. Функционирование научных понятий.

4. Определение и характеристики научного закона.

5. Проблема универсальности научного закона.

6. Классификация научных законов.

7. Объяснение как функция научных законов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия как формы мышления. В чем особенность научных понятий?

2. Какие логико-методологические процедуры лежат в основе формирования научных понятий?

3. Что такое операционализация понятия?

4. Каково значение понятий в процессе формирования научного знания?

5. Дайте определение научного закона.

6. В чем выражается универсальность научного закона?

7. В чем состоит проблемность универсального характера научных законов?

8. Какова цель и структура научного объяснения?

9. Охарактеризуйте виды научного объяснения.

Тема 4. Формы научного познания. (6 ч. семинар.)

Семинар 1.Научный факт и научная проблема.

1. Определение научного факта.

2. Научный факт в структуре научного познания.

3. Проблема как форма представления научного знания.

4. Р.Декарт «Рассуждение о методе». Анализ научной проблемы.

5. К. Поппер, Л. Лаудан о динамике проблем в научном познании.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем отличие научного факта от факта в онтологическом смысле?

2. Каковы основные характеристики научного факта?

3. Какова роль фактов в научном познании?

4. Что означает теоретическая нагруженность факта?

5. Чем отличаются проблема и проблемная ситуация?

6. Каковы свойства адекватно поставленной проблемы?

7. Каковы этапы постановки проблемы?

8. Как Р.Декарт формулирует правила научного анализа? Актуальны ли они для современной науки?

9. Какова роль проблем в развитии научного знания?

Семинар 2.Научная гипотеза и научная теория.

1. Определение научной гипотезы.

2. Классификация гипотез.

3. Логико-методологические требования к научной гипотезе.

4. Роль гипотез в научном познании.

5. Проверка и принятие научных гипотез.

6. Определение и функции научной теории.

7. Структура научной теории.

8. Логико-методологические требования к научной теории.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем сущность научной гипотезы?

2. Раскройте сущность логико-методологических требований к научной гипотезе.

3. Приведите примеры научных гипотез, опираясь на историю конкретных наук.

4. Каковы способы проверки и принятия гипотез?

5. Раскройте сущность функций научной теории.

6. Приведите примеры логико-методологических требований к научной теории.

7. Охарактеризуйте основания и ядро научной теории.

8. В чем состоит проблема совместимости научных теорий?

9. Для какого этапа развития науки характерен монотеоретизм? Почему?

10. Для какого этапа развития науки характерен политеоретизм? Почему?

Семинар 3. Научно-исследовательская программа.

1. Понятие онаучно-исследовательской программе.

2. И. Лакатос онаучно-исследовательской программе.

3. Функционирование научно-исследовательских программ.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему возникло понятие научно-исследовательской программы?

2. Что такое «жесткое ядро» научно-исследовательской программы?

3. Что представляют собой положительная и отрицательная эвристики в научно-исследовательских программах?

4. Каковы, по мнению И. Лакатоса, взаимоотношения конкурирующих научно-исследовательских программ?

5. Как осуществляется развитие научного знания в ракурсе научно-исследовательских программ?

Перечень рекомендуемой литературы:

1. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Бельская и др.; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С.118-126.

Тема 5. Методология эмпирического уровня научного познания (6 ч. семинар.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...