Тема 5. Методология эмпирического уровня научного познания (6 ч. семинар.)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Тема 1. Наука как деятельность и система знания. Проблема истины и проблема научного метода (2 ч. семинар.) 1. Многообразие форм познания. 2. Наука как форма мышления и познавательная деятельность. 3. Многообразие видов знания. Проблема демаркации. 4. Признаки научного знания. 5. Основные концепции истины. 6. Понятие методологии и научного метода. Методологизм и антиметодологизм. Контрольные вопросы и задания:
Тема 2. Методологические установки и регулятивы научного познания (2 ч. семинар) 1.Философские основания науки. 2. Общелогические операции в познании. 3. Общенаучные методологические установки. 4. Идеалы и нормы научного познания. 5. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания. Контрольные вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте философские положения, на которых основывается научная деятельность. 2. Поясните сущность логических операций определения, классификации, умозаключения, доказательства и опровержения. 3. Охарактеризуйте действия, предписываемые общенаучными методологическими установками. 4. Приведите принятую в отечественной традиции классификацию идеалов и норм научного познания. 5. Охарактеризуйте динамику методологии науки.
6. Как современная методология науки характеризует соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания? Тема 3. Основные структуры научного знания: понятие, научный закон. (2 ч. семинар.) 1. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия. 2. Формирование научных понятий. 3. Функционирование научных понятий. 4. Определение и характеристики научного закона. 5. Проблема универсальности научного закона. 6. Классификация научных законов. 7. Объяснение как функция научных законов. Контрольные вопросы и задания: 1. Дайте определение понятия как формы мышления. В чем особенность научных понятий? 2. Какие логико-методологические процедуры лежат в основе формирования научных понятий? 3. Что такое операционализация понятия? 4. Каково значение понятий в процессе формирования научного знания? 5. Дайте определение научного закона. 6. В чем выражается универсальность научного закона? 7. В чем состоит проблемность универсального характера научных законов? 8. Какова цель и структура научного объяснения? 9. Охарактеризуйте виды научного объяснения. Тема 4. Формы научного познания. (6 ч. семинар.) Семинар 1.Научный факт и научная проблема. 1. Определение научного факта. 2. Научный факт в структуре научного познания. 3. Проблема как форма представления научного знания. 4. Р.Декарт «Рассуждение о методе». Анализ научной проблемы. 5. К. Поппер, Л. Лаудан о динамике проблем в научном познании. Контрольные вопросы и задания: 1. В чем отличие научного факта от факта в онтологическом смысле? 2. Каковы основные характеристики научного факта? 3. Какова роль фактов в научном познании? 4. Что означает теоретическая нагруженность факта? 5. Чем отличаются проблема и проблемная ситуация? 6. Каковы свойства адекватно поставленной проблемы? 7. Каковы этапы постановки проблемы?
8. Как Р.Декарт формулирует правила научного анализа? Актуальны ли они для современной науки? 9. Какова роль проблем в развитии научного знания? Семинар 2.Научная гипотеза и научная теория. 1. Определение научной гипотезы. 2. Классификация гипотез. 3. Логико-методологические требования к научной гипотезе. 4. Роль гипотез в научном познании. 5. Проверка и принятие научных гипотез. 6. Определение и функции научной теории. 7. Структура научной теории. 8. Логико-методологические требования к научной теории. Контрольные вопросы и задания: 1. В чем сущность научной гипотезы? 2. Раскройте сущность логико-методологических требований к научной гипотезе. 3. Приведите примеры научных гипотез, опираясь на историю конкретных наук. 4. Каковы способы проверки и принятия гипотез? 5. Раскройте сущность функций научной теории. 6. Приведите примеры логико-методологических требований к научной теории. 7. Охарактеризуйте основания и ядро научной теории. 8. В чем состоит проблема совместимости научных теорий? 9. Для какого этапа развития науки характерен монотеоретизм? Почему? 10. Для какого этапа развития науки характерен политеоретизм? Почему? Семинар 3. Научно-исследовательская программа. 1. Понятие онаучно-исследовательской программе. 2. И. Лакатос онаучно-исследовательской программе. 3. Функционирование научно-исследовательских программ. Контрольные вопросы и задания: 1. Почему возникло понятие научно-исследовательской программы? 2. Что такое «жесткое ядро» научно-исследовательской программы? 3. Что представляют собой положительная и отрицательная эвристики в научно-исследовательских программах? 4. Каковы, по мнению И. Лакатоса, взаимоотношения конкурирующих научно-исследовательских программ? 5. Как осуществляется развитие научного знания в ракурсе научно-исследовательских программ? Перечень рекомендуемой литературы: 1. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Бельская и др.; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С.118-126. Тема 5. Методология эмпирического уровня научного познания (6 ч. семинар.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|