Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство по разделу 4.2 ISO 9001:2008.

Введение

Двумя наиболее важными целям при пересмотре серии стандартов ISO 9000 являлись:

  • a) разработать упрощенную серию стандартов, которая будет в равной степени применяться как к малым, так и к средним и большим организациям,
  • b) определить количество и осуществить детализацию требуемой документации таким образом, чтобы она наиболее полно отвечала желаемым результатам процесса деятельности организации.

ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования обеспечивает достижение этих целей, а задача настоящего дополнительного руководства заключается в объяснении назначения нового стандарта особенно в отношении к документации.

ISO 9001:2008 позволяет организации быть более гибкой при выборе способа документирований своей системы менеджмента качества (СМК). Это дает возможность каждой организации разработать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации результативного планирования, осуществления процессов и управления ими, обеспечения постоянного повышения результативности своей СМК.

Обращаем внимание, что ISO 9001 требует (и всегда требовал) " Документированную систему менеджмента качества", а не «систему документов».

Что такое “документ”? Определения и ссылки.

Ниже представлены некоторые из основных целей наличия документации в организации, независимо от того является она или нет частью официальной СМК:

a) Передача информации

как средство передачи информации и коммуникации и степень документированное будут зависеть от вида продукции, выпускаемой организацией, и ее процессов, степени формализации коммуникационных систем, и уровня коммуникационных навыков в пределах организации и культуры организации.

b) Подтверждение соответствия

предоставление подтверждения того, что запланированное фактически было выполнено.

c) Обмен знаниями

распространение и сохранение опыта организации. Типичным примером являются технические спецификации, которые могут быть использованы как основа для проектирования и разработки новой продукции.

Перечень обычно используемых терминов, относящихся к документации, представлен в Приложении А (взят из ISO 9000:2005). Следует отметить, что, в соответствии с ISO 9001:2008 п. 4.2 Требований к документации, документы могут быть в любой форме или на любом носителе и определение «документ» в ISO 9000:2005 дает следующие примеры:

  • бумажный
  • магнитный
  • электронный или оптический компьютерный диск
  • фотография
  • эталонный образец.

Пользователи также могут использовать ISO / TO 10013 Руководство по документированию системы менеджмента качества для дальнейшего руководства.

ISO 9001:2008 Требования к документации.

ISO 9001:2008 п. 4.1 Общие требования требует от организации «разработать, документально оформить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта» п. 4.2.1 Общие положения поясняет, что документация системы менеджмента качества должна включать:

  • документально оформленные заявления о политике в области качества и целях в области качества,
  • руководство по качеству,
  • документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;

· документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Примечания к п.4.2 поясняют, что если стандарт требует "документированную процедуру", процедура должна быть разработана, документально оформлена, внедрена, и поддерживаться в рабочем состоянии. В них также подчеркивается, что степень документированности СМК одной организации может отличаться от другой, в зависимости от:

  • размера организации и вида деятельности;
  • сложности процессов и их взаимодействия;
  • компетентности персонала.

Все документы, которые формируют СМК, должны быть управляемыми в соответствии с п. 4.2.3 ISO 9001:2008 или, в отдельных случаях записи, в соответствии с п. 4.2.4.

Руководство по разделу 4.2 ISO 9001:2008.

Следующие комментарии предназначены для оказания помощи пользователям ISO 9001:2003 в понимании назначения основных требований настоящего стандарта к документации,

a) Документально оформленные заявления о политике в области качества и целях в области качества;

  • Требования к политике в области качества определены в п.5.3 ISO 9001:2008. Документированной политикой в области качества нужно управлять в соответствии с требованиями п.4.2.3. Примечание: Организации, пересматривающие свою политику в области качества в первый раз или для соответствия добавленным требованиям в ISO 9001:2008, должны обратить особое внимание на п 4.2.3 (с), (d) и (g).
  • Требования к целям в области качества определены в п. 5 4.1 ISO 9001:2008. На эти документально оформленные цели в области качества также распространяются требования по управлению документацией в п. 4.2.3.

Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

1) соответствовала целям организации

2) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность СМК

3) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества

4) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему

5) анализировалась на постоянную пригодность

 

b) Руководство по качеству

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:

1) область применения системы менеджмента качества

2) документированные процедуры или ссылки на них

3) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества

  • П. 4.2.2 ISO 9001:2008 устанавливает минимальное содержание Руководства по качеству. Формат и структура Руководства определяются каждой организацией и зависят от размеров организации, ее культуры и сложности. Некоторые организации могут использовать Руководство по качеству для других целей, помимо простого документирования СМК.
  • Для малой организации бывает целесообразно включать описание всей своей СМК в одно руководство, включая все документированные процедуры, требуемые стандартом.
  • Большим, многонациональным организациям может потребоваться несколько руководств на мировом, национальном или региональном уровне и более сложная иерархия документов.
  • Руководство по качеству - это документ, которым необходимо управлять в соответствии с требованиями п. 4.2.3.

c) Документированные процедуры:

  • ISO 9001:2008 требует от организации наличия «документированных процедур» для следующих шести видов деятельности:
    • 4.2.3. Управление документацией;
    • 4.2.4. Управление записями;
    • 8.2.2. Внутренний аудит.
    • 8.3 Управление несоответствующей продукцией;
    • 8.5.2 Корректирующие действия;
    • 8.5.3 Предупреждающие действия.
  • Этими документированными процедурами необходимо управлять в соответствии с требованиями п. 4.2.3.
  • Некоторым организациям удобно комбинировать процедуры, охватывающие несколько видов деятельности, в одну документированную процедуру (например, корректирующие и предупреждающие действия). Другие могут документировать только одну деятельность, используя несколько документированный процедур (например, внутренний аудит). Оба варианта приемлемы
  • Некоторым организациям могут потребоваться дополнительные процедуры, однако размер и/или культура организации могут позволять результативно выполнять определенные виды деятельности без обязательного их документирования. Тем не менее, чтобы продемонстрировать соответствие ISO 9001:2008, организация должна быть способна предоставить объективное свидетельство (не обязательно документированные) того, что ее СМК результативно внедрена.

d) Документы, необходимые организации для обеспечения результативного планирования осуществления процессов и управления ими:

  • Чтобы организация могла демонстрировать результативное внедрение СМК, может возникнуть необходимость разработать документы, не являющиеся документированными процедурами. Тем не менее, в ISO 9001:2008 упоминают конкретно только следующие документы:
    • Политика в области качества (п. 4.2.1.).
    • Цели в области качества (п. 4.2.1.);
    • Руководство по качеству (п. 4.2.1. ).
  • Организация может добавить ценность своей СМК и продемонстрировать соответствие путем подготовки других документов, даже если стандарт конкретно не требует этого. Примерами могут служить:
    • Карты процессов, схемы протеканий процессов и/или описания процесса,
    • Схемы организационной структуры;
    • Технические условия;
    • Рабочие инструкции и/или инструкции по контролю;
    • Документы, описывающие внутренние коммуникации;
    • Производственные графики;
    • Одобренные перечни поставщиков;
    • Планы испытаний и инспекционного контроля;
    • Планы качества.
  • Всеми такими документами необходимо управлять а соответствии с требованиями п. 4.2.3 и/или 4.2.4, если это применимо

е) Записи:

  • Примеры записей, требуемых ISO 9001, представлены в Приложении В.
  • Организация имеет право вести другие записи, которые могут использоваться для демонстрации соответствия их процессов, продукции и системы менеджмента качества,
  • Требования к управлению записями различны для разных документов, и всеми записями необходимо управлять в соответствии с требованиями п 4.2.4 ISO 9001:2008.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...